Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.
Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:
Библиотека литературы по социально-экономическим наукам
«Мировая художественная культура»
Выставка «Мировая художественная культура» в библиотеке по социально-экономическим наукам приурочена к Международному дню культуры. Впервые идея такого праздника была высказана всемирно известным российским философом и художником Николаем Рерихом. Он огласил свое предложение в 1931 году в бельгийском городе Брюгге на международной конференции, посвященной разработке пакта о защите культурных ценностей. Позднее он заслуженно получил наименование « Пакта Рериха», подписанного 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Именно этот день и был впоследствии выбран в качестве даты нового праздника. Символично, что 15 апреля – это и день рождения Леонардо да Винчи, одного из величайших гениев в истории культуры.
На выставке представлена литература по истории мировой культуры и искусства от первобытности до XXI века, освещается содержание основных этапов культурной истории человечества. Культура Востока, Запада, России представлена как единое целое при всем многообразии ее проявлений.
Древнее искусство можно изучать по таким книгам, как: «Античная художественная культура» (СПб., 2012), «История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение» (М., 1998), «Мировая художественная культура от зарождения до XVII века» (СПб., 2008) и др. Более поздние этапы представлены в книгах: «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения» (М., 1999), «Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения» (СПб., 2008), Толстикова И. И. «Мировая культура и искусство» (М., 2011), Яхонтова Е. С. «Мировая художественная культура» (СПб., 2003) и др.
Целая галерея книг посвящена вкладу русской культуры в мировую сокровищницу: Лихачев Д.С. «Избранные труды по русской и мировой культуре» (СПб., 2015), «Русская культура» (М., 2007), Соловьев В. М. «Золотая книга русской культуры» (М., 2007) и др. При этом подробно освещается культура различных регионов России: «Культура Дальнего Востока России» (СПб., 2012), «Культура Поволжья» (СПб., 2014), «Культура Северо-запада России» (СПб., 2013), «Культура Сибири» (СПб., 2013), «Культура Урала» (СПб., 2012), «Культура Центральной России» (СПб., 2015) и др.
Библиотека литературы по филологическим наукам
«Семья Аксаковых – гармония в единстве»
10 апреля – день рождения Константина Аксакова – видного деятеля славянофильского движения. Семье Аксаковых, давшей России трех известных писателей (Сергей Тимофеевич, Иван и Константин Сергеевичи), посвящена выставка в библиотеке литературы по филологическим наукам.
Константин Аксаков прожил не такую уж длинную жизнь, всего 43 года, однако сумел оставить значительный след в истории русской культуры. Это обусловлено и семейным кругом писателя, и влиянием университетской среды, и общественно-политической обстановкой времени. На выставке можно увидеть издания, раскрывающие воззрения писателя-философа: «Литературные взгляды и творчество славянофилов» (М., 1978), Кулешов В. И. «Славянофилы и русская литература» (М., 1976), Цимбаев Н. И. «Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в.» (М., 1986) и др.
Воспоминания современников и эпистолярное наследие помогают лучше понять масштаб личности Константина Аксакова, его окружение, формирование литературных вкусов: Панаев И. И. «Литературные воспоминания» (М., 1988), Аксаков И. С. «Письма к родным. 1844 – 1849 гг.» (М., 1988).
Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
«12 апреля – День космонавтики»
Выставка в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам рассказывает о покорении человеком космоса. 12 апреля – это праздник всего человечества, раздвинувшего границы освоения мира. На выставке представлены книги о теоретике освоения космоса К. Э. Циолковском и его произведения: Арлазоров М. С. «Циолковский» (Тула, 1977), Космодемьянский А. А. «Циолковский» (М., 1980), Циолковский К. Э. «Промышленное освоение космоса» (М., 1989), Циолковский К. Э. «Грезы о Земле и небе» (М., 1959). Здесь можно найти книги о конструкторе космических аппаратов С. П. Королёве и первых космонавтах: «С. П. Королёв» (М., 1977), Романов А. П. «Королёв» (М., 1990), Асташенков П. Т. «Орбиты Главного конструктора» (М., 1973), «Гагарин» (М., 1976), Ребров М. Ф. «Советские космонавты» (М., 1983), Ребров М. Ф., Гильберг Л. Г. «Союз – Аполлон» (М., 1975).
Значительную часть выставки занимают книги, изданные в годы первых полетов в космос: Голосовский И. М., Анзилин Г. Л. «Звездный час мира» (М., 1961), «Путь в космос» (М., 1961), «Советский человек в космосе» (М., 1961), Лобанов В. Н., Черенков Д. А. «В космосе “Восток-2”» (М., 1961), Перельман Р. Г. «Штурм космоса продолжается» (М., 1961) и др.
Библиотека литературы по географическим наукам
«Книги по геоморфологии»
Экспозиция представляет книги, которые используются при изучении раздела «Геоморфология» в рамках дисциплин «Землеведение» и «Физическая география». Учебники будут интересны в первую очередь бакалаврам второго курса, изучающим данную дисциплину. На выставке можно увидеть следующие издания: Лопатин Д. В. «Теория и методология геоморфологии» (СПб., 2013), Ананьев Г. С., Бредихин А. В. «Геоморфология материков» (М., 2008), Лихачева Э. А., Тимофеев Д. А. «Экологическая геоморфология» (М., 2004), «Рельеф среды жизни человека (экологическая геоморфология)» (М., 2002), Махинов А. Н. «Современное рельефообразование в условиях аллювиальной аккумуляции» (Владивосток, 2006), Антроповский В. И. «Морфология и деформация русел рек с проявлениями карстово-суффозионных процессов» (СПб., 2008) и др. Часть представленных учебников и пособий написана преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена.
Библиотека литературы на иностранных языках
«Юбилеи и памятные даты апреля»
«Новые поступления в помощь учебному процессу: Лингвистика. Иностранные языки»
В библиотеке литературы на иностранных языках представлены книги, посвященные юбилеям и памятным датам апреля.
2 апреля – Международный день детской книги. На выставке можно увидеть книги русских писателей в английских переводах: Сеф Р. «Карнавал» (М., 1994) и Некрасов А. «Друзья» (М., 1977). Кроме того, представлены книги сказок в переводах на другие языки: Riordan J. «Tales from the Arabian nights» (London, 1984) на английском языке, Andersen H. Ch. «Marchen» (Kiew, 1938) на немецком языке, «Волшебные сказки» (М., 1946) и «50 contes et histoires enchantees» (Paris, 1980) на французском языке и др.
3 апреля исполняется 235 лет со дня рождения американского писателя Вашингтона Ирвинга. На выставке можно увидеть его повести и новеллы: «Selected prose» (New York, 1966), «Tales» (M., 1982), «The legend of Sleepy Hollow and other stories» (New York, 1964) и др.
К юбилеям Александра Николаевича Островского – 195 лет со дня рождения – и Бориса Натановича Стругацкого – 85 лет со дня рождения – представлены их произведения в переводах на немецкий и английский языки: «Klugsein scbützt vor Torbeit nicht . Der Wald. Wölfe und Schafe» (Leipzig, 1975), «The Second Invasion from Mars» (New York, 1979).
15 апреля исполняется 175 лет со дня рождения американского писателя Генри Джеймса. Наэкспозиции можно увидеть несколько произведений этого автора: «The Princess Casamassima» (New York, 1964), «The Bostonians» (New York, 1984), «The American» (New York, 1981), «Washington Square» (New York, 1964).
К столетию со дня рождения французского писателя Мориса Дрюона выставлены произведения «Nouvelles» (Л., 1975), «Tistou les pouces verts» (Paris, 1968), «La derniere brigade» (Paris, 1970), «La volupte Ďetre» (Paris, 1967).
А к 135-летию со дня рождения чешского писателя-сатирика, драматурга, журналиста Ярослава Гашека представлена «Хрестоматия по чешской литературе XIX-XX вв.» (М., 1958) на чешском языке.
Вторая выставка знакомит читателей с новыми поступлениями в библиотеку литературы на иностранных языках последних лет. Это новинки по отдельным европейским языкам: Тагиль И. П. «Грамматика немецкого языка в упражнениях: по новым правилам орфографии и пунктуации немецкого языка» (СПб., 2016), Белкина О. Е., Балыш Ю. А. «La France. Arret sur image. С1» (СПб., 2016), Корниенко А. А. «Интерпретация текста. Французская новелла» (М., 2017), Бабич Г. Н. «Lexicology: a Current Guide. Лексикология английского языка» (М., 2017), Ильченко В. В. «Фразовые глаголы в английском языке» (М., 2017), Шишмарев В. Ф. «Очерки по истории языков Испании» (М., 2017), Абелла Кастро О. «Испанский на ладони. 120 примеров неформального общения» (М., 2016).
В библиотеку также поступили новые учебники латинского языка: Солопов А. И., Антонец Е. В. «Латинский язык: учебник и практикум для академического бакалавриата» (М., 2017), Мирошенкова В. И., Федоров Н. А. «Lingua Latina :учебник для вузов» (М., 2018).
Новые книги также будут интересны для изучающих восточные языки: Лян Цуйчжень. «Учимся общаться на китайском языке» (СПб., 2016), Хань Даньсин. «Практическая фонетика современного китайского языка» (СПб., 2016), Щичко В. Ф. «Практическая грамматика современного китайского языка» (М., 2016), Аракава М. В., Аракава С. Ю. «Учимся читать по-японски (основной курс, часть 1)» (СПб., 2012), Воронина Л. А. «Простой корейский. Сборник упражнений и заданий по обучению чтению (совершенствование техники чтения, обучение фоновому чтению)» (СПб., 2018), Воронина Л. А. «Простой корейский. Сборник упражнений по обучению грамматической стороне общения» (СПб., 2017).
Библиотека литературы по коррекционной педагогике
«В помощь учебному процессу: Сурдопедагогика»
В библиотеке литературы по коррекционной педагогике открылась выставка, посвященная одному из направлений обучения в институте дефектологического образования и реабилитации – сурдопедагогике.
Сурдопедагогика – это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Современная сурдопедагогика включает теорию и практику образования двух основных групп лиц с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. В представленных на выставке книгах раскрываются особенности специального образования, обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков как первой, так и второй группы.
На выставке представлено немало работ преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена, в первую очередь, заведующей кафедрой сурдопедагогики, доктора педагогических наук, профессора Ольги Александровны Красильниковой: «Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением слуха» (СПб., 2015), «Педагогическая система литературного развития слабослышащих учащихся на ступени начального образования» (СПб., 2016), «Содержание и организация дошкольного образования детей с нарушением слуха» (под редакцией О. А. Красильниковой. – СПб., 2018). Некоторые книги написаны в соавторстве с доктором педагогических наук, профессором Геннадием Николаевичем Пениным: Пенин Г. Н., Красильнкова О. А. «Содержание и организация образования слабослышащих и позднооглохших в свете ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (СПб., 2016). На выставке также можно увидеть труды доктора психологических наук, профессора Королёвой Инны Васильевны: «Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста» (СПб., 2005), «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых» (СПб., 2012), Королёва И. В., Янн П. А. «Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов» (СПб., 2011) и книгу кандидата педагогических наук, доцента Граш Натальи Евгеньевны: «Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения» (СПб., 2001).
Библиотека музыкальной и нотной литературы
«Александр Николаевич Скрябин. Страницы жизни»
В библиотеку института музыки, театра и хореографии поступили фотографии и текстовые публикации о жизни и творчестве А. Н. Скрябина, любезно предоставленные «Региональным общественным фондом по пропаганде творческого наследия композитора А. Н. Скрябина». Формирование выставки осуществлялось при активном участии библиотеки музыкальной и нотной литературы.
Творческая деятельность композитора захватывает конец XIX века, но в значительно большей степени она связана с началом XX века, когда А. Н. Скрябин создавал свои самые крупные и значимые произведения – семь последних фортепианных сонат и все пять монументальных симфонических творений. Информация о композиторе будет полезна студентам, педагогам и сотрудникам.
Библиотека литературы института народов Севера
«Этнопедагогика»
Выставка, развернутая в библиотеке литературы института народов Севера, посвящена дисциплинам, изучающим традиционную народную педагогику. Это такие дисциплины, как «Этнопедагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Этнопедагогика народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Этнопедагогика и этнопсихология народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Традиционная культура» и др. Важнейшей темой этнопедагогики в подготовке будущих учителей является национально-региональная и этническая культура воспитания.
На выставке читатели могут увидеть следующие издания: Афанасьева А. Б. «Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы» (СПб., 2009), «Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации» (Якутск, 2015 и др. Представлены также собственно учебники и учебные пособия по этнопедагогике: Волков Г. Н. «Этнопедагогика» (М., 2000), «Этнопедагогика: проблемы обучения и воспитания: Сборник научных трудов» (Выпуск. 5 / Под общей редакцией В. А. Худика. – СПб., 2005), «Этнопедагогическая практика: Задания и методические рекомендации» (Под редакцией Л. Н. Бережной, Л. К. Савиновой. – СПб., 2003). Ряд изданий – это труды преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена или материалы конференций и семинаров, проходивших в вузе: Фрейтаг И. П. «Основы трудового обучения младших школьников на материале традиционной культуры Русского Севера» (СПб., 2001), «Творческий потенциал народов Севера в XXI веке» (СПб., 2003), «Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств» (СПб., 1998).
Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
«Урок безопасности жизнедеятельности»
В библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности стоило бы продлить выставку прошлого месяца «Пожарная безопасность», как наиболее актуальную в свете последних событий. Однако важно рассказать и о том, как учить детей соблюдать правила собственной безопасности. Поэтому новая выставка посвящена методике преподавания школьного предмета «Безопасность жизнедеятельности».
Представленные книги могут быть использованы в качестве основного и дополнительного материала при изучении дисциплин «Методика обучения и воспитания основам безопасности жизнедеятельности», «Организация самостоятельной работы учащихся в области безопасности жизнедеятельности», «Организация массовой работы в области безопасности жизнедеятельности», «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании».
Тенденции изменений форм обучения, такие как многообразие методических и педагогических классификаций форм организации обучения, расширение межпредметных связей, инновационный характер используемых форм обучения, сближение урочной и внеклассной форм обучения, обусловлены практической направленностью предмета. Важно не только дать знания, но и отработать определенные навыки поведения.
На выставке представлены учебники, учебные пособия, которые будут необходимы для грамотного построения урока. Это работы общетеоретического характера: Некляев С. Э. «Поведение учащихся в экстремальных условиях природы» (М., 2003), Волокитин А. А., Грачев Н. Н, Жильцов В. А и др. «Основы безопасности жизнедеятельности: Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов» (М., 2004), Дурнев Р. А. «Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5 – 11 классы: методическое пособие» (М., 2008).
Это работы методического характера: Смирнов А. Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа» (М., 2011), Евлахов Е. М. «Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие» (М., 2009), «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы» (М., 2011), Шкенёв В. А. «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: поурочные планы по учебнику А. Т. Смирнова, Б. И. Мишина, В. А. Васнева» (Волгоград, 2008), Миронов С. К. «Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5 – 11 классы» (М., 2004) и др.
Это различные дидактические материалы: Латчук В. Н., Марков В. В., Фролов М. П. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы: Дидактические материалы» (М., 2000), Евлахов В. М. «Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10 – 11 классы» (М., 2004), Латчук В. Н. «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс» (М., 2010) и др.
Библиотека педагогической литературы института детства
«В помощь учебному процессу: Психологи о младших школьниках»
В библиотеке педагогической литературы института детства развернута выставка книг, в которых освещается основное содержание деятельности практического психолога в школе. Книги помогут не только пополнить теоретический багаж, но и отработать практические навыки и умения. Методические работы помогут студентам – будущим психологам – узнать основные методы изучения школьников, принципы анализа поведения школьников, их родителей и педагогов: Котова С. А. «Методика работы практического психолога в начальной школе» (СПб., 2013), Баранова Э. А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников» (СПб., 2005), «Рабочая книга школьного психолога» (Под редакцией И. В. Дубровиной. – М., 1991) и др.
Школьный психолог не только разрешает психологические проблемы, но и ведет разнообразную просветительскую и профилактическую работу в школе. Книги могут быть полезны и будущим специалистам, и работающим педагогам-психологам, и учителям начальной школы: Матюхина М. В. «Мотивация учения младших школьников» (М., 1984), Талызина Н. Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (М., 1988), Фридман Л. М. «Педагогический опыт глазами психолога» (М., 1987), Бадмаев Б. Ц. «Психология в работе учителя» (М., 2000) и др.
Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.