Информация о книге
ISBN | 978-5-94802-272-7 |
Полочный индекс | фб-нет |
Индекс ББК | Ш33(0)32-3 |
Автор | Таруашвили Л. И. |
Заглавие | Тектоника словесного образа: об эстетическом отношении к эффекту устойчивости в античном мире и постантичной Европе, или К проблеме этиологии архитектурного ордера |
Ответственность | Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств |
Место издания | Москва:Энциклопедия |
Год издания | 2022 |
Объем | 469, [2] с. |
Библиография | Библиография в примечаниях: с. 400-458 |
Илл. | иллюстрации |
Аннотация | Данная книга является вторым, исправленным и дополненным, изданием монографии: Таруашвили Л. И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы.К вопросу о культурно-исторических предпосылках ордерного зодчества (Москва: Языки русской культуры, 1998. (Язык. Семиотика. Культура)). Настоящая публикация была подготовлена автором к публикации накануне его внезапной кончины. Решая основную для своего исследования проблему наличия или отсутствия достаточных предпосылок ордерного зодчества в культурно-историческом архетипе постантичной Европы, автор монографии закономерно сводит данную проблему к вопросу о наличии или отсутствии в самих основах постантичной культуры предрасположенности к тектонике как самоценному эстетическому качеству. За ответом на этот вопрос автор обращается прежде всего к визуальным образам литературных произведений, с чьей видовой природой ни тектоника, ни атектоничность не связаны закономерно, играя в ней, как правило, второстепенную роль, но чье наличие в ней именно по этой причине наиболее симптоматично с культурно-исторической точки зрения. Контрастивный анализ текстов античной и постантичной европейской словесности позволяет сделать вывод, что основной выразитель тектоники, ордер, при всей яркости его художественных проявлений, при всей его необходимости со времен Ренессанса в качестве цивилизующего социально-психологического фактора, был в постантичном контексте явлением генетически вторичным, и не только из-за влияния доступных древнеримских памятников с их ордерными образцами, но также в силу коренных особенностей послеантичной Европы как типа культуры. |
Ключевые слова | АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - ТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРНАЯ ЭСТЕТИКА ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ ПОЭЗИЯ АНТИЧНАЯ - ОБРАЗЫ |
Экземпляры:
Б-ка социально-экономической лит. (наб.реки Мойки,48,корпус 20) | 1 экз. |
Б-ка лит.по филологическим наукам (В.О.,1-я линия,52) | 1 экз. |
Всего: 2 |