Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

30 марта (суббота) библиотека закрыта в связи с санитарной обработкой помещений.

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

04.05.2018
Вернуться назад - Книжные выставки в Отраслевых библиотеках университета

Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.

Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:

Библиотека литературы по социально-экономическим наукам

«Международный день музеев»
«С днем рождения, Питер!»

Майские выставки в библиотеке по социально-экономическим наукам приурочены к праздничным дням: Международному дню музеев (18 мая) и Дню рождения Санкт-Петербурга (27 мая).
Первая выставка отразила тот растущий интерес к музеям, который мы наблюдаем последние годы. Огромным успехом пользуется ставшая традиционной акция «Ночь музеев». Километровые очереди выстраиваются на художественные выставки. И это несмотря на то, что музеи прочно вошли в жизнь человечества только в XX веке.
Историю праздника, посвященного музеям, можно начать отсчитывать с 1946 года. Тогда была учреждена международная организация «Совет музеев», (обозначаемая также английской аббревиатурой «ICOM»). Её членами сразу же стали более 100 представителей различных государств. На 11-й генеральной конференции Совета музеев, состоявшейся в 1977 году по предложению делегации нашей страны, было принято решение об организации всемирного праздника, посвящённого музейной тематике. Целью намечаемых мероприятий было привлечение внимания общества к проблемам умножения и сохранения наследия прошлого для будущих поколений. Первые же торжества, состоявшиеся на следующий год, проходили в 150 государствах.

Традиционно во Всемирный день музеев посетить хранилища сокровищ можно бесплатно. А на выставке можно познакомиться с прекрасно иллюстрированными книгами и альбомами о главных музеях мира: «100 великих музеев мира» (М., 1999), «Британский музей. Лондон» (М., 1987), «Лондонская Национальная галерея» (М., 2007), «Дрезденская галерея» (М., 2007), Седова Т. А. «Художественные музеи Бельгии» (М., 1973), Никитюк О. Д. «Художественные музеи Венеции» (М., 1979) и др.
В ряду лучших музеев мира, безусловно, находятся главные музеи России: «Государственный Эрмитаж» (М., 1987), «Государственный Эрмитаж. Ленинград. Картинная галерея» (Л., 1991), Ненарокомова И. С. «Государственные музеи Московского Кремля» (М., 1987), «Государственная Третьяковская галерея» (М., 1987), «Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина» (М., 1975).
Но сокровища России можно увидеть не только в Москве и Петербурге. В крупных и не очень городах страны можно увидеть то прекрасное, что когда-то создали наши предки и что музеи бережно хранят для будущих поколений. Ряд книг рассказывает об этих замечательных провинциальных хранителях сокровищах: Ополовников А. В. «Кижи» (М., 1976), «Горьковский государственный художественный музей» (Л., 1986), «Омский музей изобразительных искусств» (Л., 1978), «Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (М., 1981) и др.

Вторая выставка отчасти перекликается с первой, ведь Санкт-Петербург по праву можно считать одним большим музеем под открытым небом! Ко дню рождения города Петра можно подробнее узнать о его истории, его тайнах и легендах. Поверьте, тогда гулять по весеннему праздничному городу будет намного интереснее!
В книгах, представленных на выставке, собраны сведения обо всех сторонах жизни города: о строительстве, архитектуре, коммунальном хозяйстве, промышленности и торговле, о национальном составе, численности и условиях жизни, быте, нравах, культуре, этнографии, топонимике: «Санкт-Петербург: Энциклопедия» (М., 2006), Барышников М. Н. «Деловой мир Петербурга» (СПб., 2000), Аранович А. В. «Из истории военного Петербурга» (СПб., 2003), «Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы» (СПб., 2002), Горбачевич К., Хабло Е. «Почему так названы» (СПб., 1998) и др.

В книгах приводятся малоизвестные сведения о жизни города в разные периоды его истории от простых и будничных до таких волнующих, как пожары и наводнения: Померанец К. С. Авсеенко В. Н. «История Санкт-Петербурга в лицах и картинках» (СПб., 1993), Левина Н. Р., Карцидели Ю. И. «По этим улицам, по этим берегам…» (СПб., 1997), «Три века петербургских наводнений» (СПб., 2005), Лукомский Г. К. «Старый Петербург» (СПб.,2002), Синдаловский Н. А. «От дома к дому, от легенды к легенде» (СПб., 2000) и др.
Данные исторических и архитектурных архивов и редкий фотографический материал делают чтение этих книг не только полезным, но и очень увлекательным.

Библиотека литературы по филологическим наукам

«Живи и помни: К 73-летию Победы в Великой отечественной войне»

Майская выставка на филологическом факультете посвящена главному празднику страны – Дню Победы. Книги, которые можно увидеть на выставке, давно признаны классикой. Эти произведения ценны прежде всего тем, что написаны фронтовиками, очевидцами событий самой страшной войны XX века. Это такие произведения, как «А зори здесь тихие…» (М., 1980) и «Завтра была война. В списках не значится» (М., 1991) Бориса Васильева, «Они сражались за Родину. Судьба человека» (М., 1980) Михаила Шолохова, «Горячий снег» (М., 1979) Юрия Бондарева и др.
Трагическая судьба Ленинграда отражена в книгах тех, кто был в блокадном городе и считал своим долгом сохранить память о подвиге ленинградцев. Это «Блокадная книга» (М., 1982) Даниила Гранина и Алеся Адамовича, «Встреча» (СПб., 2003) Ольги Берггольц, «Душа Ленинграда» (Л., 1973) и «Почти три года. Ленинградский дневник» (М., 1968) Веры Инбер.
О бедах и испытаниях, которые принесла война оставшимся в тылу, рассказывают пронзительные книги «Живи и помни» (Барнаул, 1988) Валентина Распутина и «Где-то гремит война» (Воронеж, 1988) Виктора Астафьева.

Библиотека литературы по естественно-математическим наукам

«Научная школа профессора М. С. Пак»

Выставка в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам посвящена дню рождения Герценовского университета и знакомит с книгами почетного профессора РГПУ им. А. И. Герцена Марии Сергеевны Пак.
Выпускница ЛГПИ им. А. И. Герцена, Мария Сергеевна трудится в университете с 1979 года. Долгие годы она возглавляла кафедру методики обучения химии. Список научных трудов М. С. Пак включает около 400 публикаций. Часть научных трудов профессора М. С. Пак можно увидеть на выставке: «Основы исследований по теории и методике обучения химии» (СПб., 2013), «Магистерская диссертация по химическому образованию» (СПб., 2008), «Гуманитарные технологии в образовании» (СПб., 2007), «Концепции интегративно-контекстного образования в средней и высшей школе» (СПб., 2008), «Дидактика химии» (М., 2004) и др.
Ряд работ – это труды М. С. Пак, написанные в соавторстве с другими преподавателями-герценовцами: Пак М. С., Толетова М. К. «Гуманитарный смысл педагогической практики по химии в многоуровневом образовании» (СПб., 2008), Иванова И. С., Пак М. С. «Адаптивное обучение химии в современной школе» (СПб., 2008), Пак М. С., Бондаренко Д. К. «Дидактический материал в обучении химии» (СПб., 2013) и др.
О научной школе Марии Сергеевны Пак можно почитать в книгах ее учеников: Иванова И. С. «Научная школа профессора М. С. Пак» (СПб., 2010), Шутова И. В. «Профессор Мария Сергеевна Пак» (СПб., 2004).

Библиотека литературы по географическим наукам

«Научные труды преподавателей факультета географии»

Экспозиция также посвящена дню рождения Герценовского университета и показывает книги, написанные преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена. В составе факультета – четыре кафедры, все они представлены на выставке.
Труды сотрудников кафедры физической географии и природопользования: Субетто Д. А. «Донные отложения озер: палеолимнологические реконструкции» (СПб., 2009), Кошелева Е. А. «Эволюция ландшафтов бореальной зоны в позднеледниковье и голоцене» (СПб., 2012) и др.
Труды сотрудников кафедры экономической географии: Гладкий Ю. Н., Сухоруков В. Д. «Общая экономическая и социальная география» (М., 2013), Гладкий Ю. Н. «Россия в лабиринтах исторической судьбы» (СПб., 2006), Мартынов В. Л., Сазонова И. Е. «Экономическая и социальная география России: регионы страны» (СПб., 2012) и др.
Труды сотрудников кафедры геологии и геоэкологии: «Геология, геоэкология, эволюционная география. Коллективная монография по материалам XIII Международного семинара "Геология, геоэкология, эволюционная география". Т. XIII» (СПб., 2014), Зарина Л. М., Синай М. Ю., Нестеров Е. М. «Практикум по геоэкологии» (СПб., 2015), Нестеров Е. М., Бугрова И. В. «Полевая геология» (СПб., 2005) и др.
Труды сотрудников кафедры методики обучения географии и краеведению: Сухоруков В. Д., Суслов В. Г. «Методика обучения географии» (М., 2016), Сухоруков В. Д. «Основы теории и методики обучения географии» (СПб., 2010) и др.
Большая часть книг вышла в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена.

Библиотека литературы на иностранных языках

«Юбилеи и памятные даты мая»

В библиотеке литературы на иностранных языках представлены книги, посвященные юбилеям и памятным датам мая: Дню Победы, Международному дню музеев, Общероссийскому дню библиотек.
О вкладе герценовцев в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками рассказывают главы книги «Педагогический университет им. А. И. Герцена. От Императорского Воспитательного Дома до Российского государственного педагогического университета» (СПб., 2007)
К Международному дню музеев представлены книги о главных музеях России на английском, испанском, немецком и французском языках: «The Hermitage» (Leningrad, 1979); «Museo del Ermitage» (Leningrad, 1982); «Die Ermitage» (Moskow, 1979); «Ľermitage» (Leningrad, 1979), «The Russian Museum» (Leningrad, 1978), «El Museo Ruso» (Moskow, 1981), «Das Russische Museum» (Moskau, 1981), «Le Musée Russe» (Leningrad, 1978) и др.
К Общероссийскому дню библиотек, который отмечается 27 мая, выставлены книги «История Фундаментальной библиотеки Герценовского университета» (СПб., 2017), Гриханов Ю. «Что нужно знать каждому о библиотеке» (М., 1977), «Справочник библиотекаря» (СПб., 2007); «Опыт работы библиотек с иностранной литературой» (М., 1968). Особенно хочется отметить книгу, написанную коллективом фундаментальной библиотеки: в ней рассказывается об истории библиотеки с самого начала, от небольших книжных собраний Воспитательного дома, до сегодняшнего дня – до трехмиллионного бумажного фонда и многотысячных электронных коллекций.

На выставке также представлены книги к юбилейным датам выдающихся деятелей культуры. 7 мая исполняется 185 лет со дня рождения немецкого композитора Иоганна Брамса (1833 – 1897). На выставке представлена книга о жизни и произведениях И. Брамса: Creuzburg E. «Johannes Brahms» (Leipzig, 1954). 22 мая – 205 лет со дня рождения другого немецкого композитора – Рихарда Вагнера (1813 – 1883). На экспозиции выставлена книга о творчестве Р. Вагнера: E. Ludwig «Wagner» (Berlin, 1913).
17 мая исполняется 145 лет со дня рождения французского писателя и общественного деятеля Анри Барбюса (1873 – 1935). На выставке можно увидеть книги А. Барбюса на французском языке: «Le Feu» (M., 1953), «Ľenfer» (Paris, 1966), «Récits» (M., 1948); «La vérité est révolutionnaire» (M., 1979).
28 мая – 110 лет со дня рождения английского журналиста, писателя, автора романов о супершпионе Джеймсе Бонде Яна Ланкастера Флеминга (1908 – 1964). Книги о Джеймсе Бонде на английском языке ждут своих читателей: «James Bond» (London, 1966); «Casino Royale» (Б. м., Macmillan, 2006), «Doctor No»(Б. м., Macmillan, 2005), «Diamonds are Forever» (Б. м., Macmillan, 2009).
31 мая – 245 лет со дня рождения немецкого писателя, поэта и переводчика Людвига Тика (1773 – 1853). На выставке представлены произведения Л. Тика на немецком языке: «Tiecks Werke» (Berlin, 1985), «Tod des Dichters» (Berlin, 1984), «Die männliche Mutter» (Berlin, 1983).

Библиотека литературы по коррекционной педагогике

«В помощь учебному процессу: Детская речь»

В библиотеке литературы по коррекционной педагогике открылась выставка, посвященная одному из направлений обучения в институте дефектологического образования и реабилитации –изучению детской речи.
Детская речь всегда находилась на стыке интересов разных наук. Изначально она интересовала не только лингвистов и педагогов, но и специалистов других областей знания. В этом можно убедиться, обратившись к истории ее изучения. Вначале это были наблюдения исследователей (философов, историков, биологов, психологов, физиологов и т. д.) за развитием речи своих детей. Первая книга подобного рода – «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка» – написана немецким философом Д. Тидеманом на основе наблюдения за развитием сына от рождения до трех лет и издана в 1787 г. В дальнейшем записи речи собственных детей публиковали известные ученые И. Тэн, Ч. Дарвин, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев и др. На основе многолетних систематических наблюдений за развитием сына немецким физиологом В. Прейером был написан труд, в русском переводе изданный в 1882 г. и снискавший автору славу родоначальника изучения детской речи.
В первой половине ХХ в. отмечается всплеск интереса к изучению детской речи со стороны ученых разных специальностей. Наиболее заметной работой, представлявшей в этот период педагогическое направление в изучении детской речи, является исследование В. П. Вахтерова, в котором автор стремился выявить закономерности речевого развития ребенка. К этому же времени относятся и работы выдающегося психолога Л. С. Выготского, в которых он опирался на материалы детской речи, обосновывая «общий генетический закон культурного развития» и рассматривая речевое развитие ребенка в контексте развития его мышления и, в частности, способности к обобщению. В дальнейшем учение Л. С. Выготского получило развитие в трудах его непосредственных учеников и последователей, занимавшихся преимущественно не нормой, а патологией речи и мышления, – А. Р. Лурия, Р. Е. Левиной, Ж. И. Шиф и др.
На выставке представлены научные труды классиков, например, Л. С. Выготский «Мышление и речь» (М., 1999), а также хрестоматии: «Детская речь. Хрестоматия. Ч. I» (составители: Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин. – СПб., 1994 «Детская речь. Хрестоматия. Ч. III» (составитель Гвоздев А. Н. – СПб., 1999). Ряд книг – работы разных лет почетного профессора РГПУ им. А. И. Герцена С. Н. Цейтлин: «Язык и ребенок: лингвистика детской речи» (М., 2000), «Словарь детских словообразовательных инноваций» (СПб., 2006), «Детская речь как предмет лингвистического изучения» (Л., 1987) и др.
На выставке также можно увидеть научные труды преподавателей института дефектологического образования и реабилитации, изучающих детскую речь (кафедра логопедии). Например, труды заведующей кафедрой, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Владимировны Лопатиной: «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» (в соавторстве с Н. В. Серебряковой. – СПб., 2001), «Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями» (в соавторстве с Л. А. Поздняковой. – СПб., 2010), а также работы доцентов кафедры, кандидатов педагогических наук Галины Геннадиевны Голубевой «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников» (СПб., 2000) и Юлии Викторовны Герасименко «Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни» (СПб., 2013).

Библиотека музыкальной и нотной литературы

«Музыкальная фольклористика»

В библиотеке института музыки, театра и хореографии открылась выставка, посвященная интереснейшей теме музыкального искусства – музыкальному фольклору.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется
Будучи достоянием всего народа, музыкальное народное творчество существует благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Основу музыкального фольклора составляет музыка крестьянства: песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Основной жанр русской народной музыки – песня (обрядовые, эпические, лирические песни; те, которые связаны с семейной жизнью; песни будней и праздников).

На основе народной музыки возникли практически все национально профессиональные школы, каждая из которых содержит образцы различного использования фольклорного наследия – от простейших обработок народных мелодий до индивидуального творчества, свободно претворяющего фольклорное музыкальное мышление, законы, специфические для той или иной народной музыкальной традиции.
На выставке представлены нотные сборники и книжные издания о русском народном музыкальном творчестве: Цуганов Р. А. «А в Усть-Цильме поют…» (СПб., 1992), Вершинина Е. Б. «Куединская свадьба» (Пермь, 2007), Лобанов М. А. «Русские народные песни. Записи ленинградских фольклористов (1927 – 1991)» (СПб., 2003), Лобанов М. А. «Нижегородская свадьба» (СПб., 1998) и др.
Помимо собственно песенных сборников, на экспозиции можно увидеть и работы общетеоретического характера: Щуров В. М. «Стилевые основы русской народной музыки», (М., 1988), Асафьев Б. В. «О народной музыке» (Л., 1987), Кастальский А. Д. «Особенности народно-русской музыкальной системы» (М., 1961) и др.

Библиотека литературы института народов Севера

«Культурология»

Выставка, развернутая в библиотеке литературы института народов Севера, посвящена культурологии – науке, изучающей культуру как структурную целостность. Культурология является самостоятельной дисциплиной, а также изучается в таких дисциплинах, как «Культурологическая компетентность учителя», «Культурология в подготовке учителя школы», «Традиционная культура» и др.
Признание всемирного культурного многообразия, устоявшихся традиций, ценностей и символических связей ведет к признанию и лучшему пониманию культур других народов, подтверждает историю межкультурных связей, содействует таким образом укреплению основополагающих ценностей демократии, справедливости и прав человека. Без знания наследия – местного, районного, городского, областного или республиканского, федерального, всемирного – не может быть и речи о его сохранении.
На выставке читатели могут увидеть учебники по культурологии: Кравченко А. И. «Культурология» (М., 2005), «Культурология» (под редакцией Н. Г. Багдасарьян. – М., 2004), Багновская Н. М. «Основы культурологии» (М., 2004), Рождественский Ю. В. «Введение в культуроведение» (М., 1999) и др. Ряд изданий – это труды преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена: «Культурология. Комплекс учебных программ и методических материалов для студентов факультета народов Крайнего Севера» (СПб., 1999), «Всемирное наследие Санкт-Петербурга» (под редакцией В. Ф. Лобанова. – СПб., 2003).

Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности

«Природные пожары»

С наступлением теплой погоды все больше возрастает пожароопасность в лесу. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожаются фауна и лесные массивы, сооружения, загрязняется атмосфера, нарушается тепловой баланс, а в отдельных случаях уничтожаются населенные пункты. Лесные пожары представляют серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных. Актуальной теме природных пожаров и их предотвращению посвящена новая выставка в библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности.
Представленные книги могут быть использованы в качестве основного и дополнительного материала при изучении дисциплин «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них», «Безопасность жизнедеятельности», «Экологические основы природопользования», «Экологическая безопасность» и др.
В первую очередь это учебные пособия о чрезвычайных ситуациях природного характера: Баринов А. В. «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них» (М., 2003), Акимов В. А., Воробьев М. И, Фалеев М. И. «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (М., 2007), Михайлов Л. А., Соломин В. П. «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них» (СПб., 2008) и др. Ряд книг и учебных пособий в первую очередь акцентирует действия по защите населения: «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (под редакцией Н. М. Киршина) (М., 2008), Крючек Н. А., Латчук В. Н. «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях» (под общей редакцией Г. Н Кириллова – М., 2001), Крючек Н. А., Латчук В. Н., Миронов С. К. «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения» (М., 2006), «Защита в кризисных ситуациях» (под общей редакцией Воробьева Ю. Л. – М., 2006).

Библиотека педагогической литературы института детства

«В помощь учебному процессу: Психологи о младших школьниках»

В библиотеке педагогической литературы института детства развернута выставка книг, в которых освещается основное содержание деятельности практического психолога в школе. Книги помогут не только пополнить теоретический багаж, но и отработать практические навыки и умения. Методические работы помогут студентам – будущим психологам – узнать основные методы изучения школьников, принципы анализа поведения школьников, их родителей и педагогов: Котова С. А. «Методика работы практического психолога в начальной школе» (СПб., 2013), Баранова Э. А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников» (СПб., 2005), «Рабочая книга школьного психолога» (Под редакцией И. В. Дубровиной. – М., 1991) и др.
Школьный психолог не только разрешает психологические проблемы, но и ведет разнообразную просветительскую и профилактическую работу в школе. Книги могут быть полезны и будущим специалистам, и работающим педагогам-психологам, и учителям начальной школы: Матюхина М. В. «Мотивация учения младших школьников» (М., 1984), Талызина Н. Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (М., 1988), Фридман Л. М. «Педагогический опыт глазами психолога» (М., 1987), Бадмаев Б. Ц. «Психология в работе учителя» (М., 2000) и др.

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена