Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

27 апреля (суббота) - библиотека открыта с 9:30 до 13:00
28, 29, 30 апреля, 1 мая - выходные и праздничные дни

8 мая (среда) - библиотека открыта с 9:30 до 15:00
9, 10, 11, 12 мая - выходные и праздничные дни

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

10.11.2022
Вернуться назад - Герценовские литературные встречи: ЭПОХАльный детектив

10 ноября 2022 года в зимнем саду фундаментальной библиотеки прошел очередной выпуск проекта «Герценовские литературные встречи». Модератор проекта, профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк вела виртуальный разговор с известными писателями Александрой Марининой (Мариной Анатольевной Алексеевой) и Антоном Чижом, которые в силу обстоятельств не смогли лично приехать в Герценовский университет, но были готовы к дружескому общению с читателями.


Видеозапись мероприятия


Общий фотоальбом


Мария Александровна начала разговор с цитаты Мариэтты Шагинян, которая назвала детектив «наиболее здоровым современным чтением» и назвала эти слова почти столетней давности ничуть не потерявшими своей актуальности. Затем Мария Черняк объяснила «магию цифр» этой встречи. Именно 10 ноября начинается действие последнего на сегодняшний день романа Александры Марининой «Тьма после рассвета», который повествует о завершении целой эпохи 10 ноября 1982 года, в день смерти генерального секретаря коммунистической партии Советского Союза Леонида Ильича Брежнева. Мария Александровна напомнила также, что в этом году исполняется 30 лет циклу романов об Анастасии Каменской, а последний роман – это приквел цикла, и попросила автора немного рассказать о романе.


Марина Анатольевна призналась, что не планировала писать этот роман, а хотела создать что-то легкое и ироничное, но в современных тяжелых и мрачных условиях решила «вернуться назад, чтобы поразмышлять: как это все могло случиться?» Писательница также вспомнила о похожем ощущении, которое у нее и ее коллег-офицеров в свое время вызвала смерть Брежнева: «мы не понимали, что будет дальше?» Сама история вынудила писательницу изменить свои первоначальные планы: «Я решила вернуться в эту дату и немного ее порассматривать».




Мария Александровна сразу отметила точную передачу современности в этом романе и обратилась к Антону Чижу, который «работает в двух эпохах», пишет и современные, и исторические детективы, почему писатель «перескочил» XX век и как выбирает комфортную для себя эпоху.


Антон сначала поздравил Александру Маринину с Днем милиции, к которому она имеет непосредственное отношение и тоже вспомнил свое ощущение от 10 ноября 1982 года, когда ему, совсем юному, казалось «что треснуло небо» и было непонятно, как жить дальше. На вопрос о комфортной эпохе Антон ответил, что главное для него – сюжет, особого же пристрастия к конкретному времени у него нет.


Его правоту подтвердила и Марина Анатольевна, которой тоже гораздо интереснее, что движет людьми, а не сама по себе эпоха, тем более, что в истории все повторяется, вот только люди не могут извлечь из прошлого никаких уроков, вновь и вновь «наступая на одни и те же грабли».




Антон продолжил, что при чтении Петербургских газет конца XIX века, столкнулся с дежавю, так как они рассказывали о «взяточничестве при строительстве Троицкого моста», о коррупции, о том, как проходят заседания Государственной думы. Писатель поделился возникшим у него странным ощущением: «время не то что циклично, а его просто нет». С людьми происходит одно и то же в тех же декорациях, считает Антон, «меняется лишь музыкальный фон» происходящего. Сравнивая проблемы минувшего и настоящего, писатель констатировал, что за целый век исчезла лишь одна: невозможность разводов, а «все человеческие проблемы, боли, переживания, грехи – все при нас». Поэтому в декорациях разных эпох писатель старается «показывать современных людей».


Мария Александровна обратила внимание, что при вторичности для писателей эпохи, она оказывается тщательно воспроизведенной и попросила поделиться секретами сбора информации.


Марина Анатольевна рассказала, что привыкла все перепроверять, так как «память лукава» и может подвести. Так, ей пришлось переделывать в последний момент текст последнего романа, потому что изначально она «помнила», что 10 ноября 1982 года было пятницей, хотя эта дата приходилась на среду. Писательница добавила, что использует множество справочников, включая книги Леонида Парфенова «Намедни», энциклопедию «Россия. ХХ век» и справочники МВД.




Антон Чиж, по его словам, много времени проводит в архивах и библиотеках, благо Петербургские полицейские сведения тщательно документировались и публиковались. Наибольшую же трудность в воссоздании эпохи, по мнению Антона, представляет повседневная бытовая жизнь. Сейчас трудно детально представить «как функционировал Петербург с утра до вечера», ведь мелочи быта специально никто не фиксировал. А уж потом из этих деталей обихода ему остается выбрать нужные и описать эпоху так, чтобы было понятно современному читателю.


Марии Александровне было очень интересно, на какого именно читателя ориентируются писатели при создании книги, есть ли у них некий абстрактный образ читателя и есть ли у них самих стремление выполнить некую «просветительскую функцию» по отношению к читателям.


Марина Валентиновна назвала себя «закоренелым эгоистом», который делает то, что нравится ему самому. Этот подход может стоить ей яростной критики, что и случилось, например, после выхода романа «Горький квест», в котором отражен нетипичный взгляд самого автора на фигуру писателя Максима Горького, который по сути – великий автор семейной драмы, а не тот революционер, о котором говорят в школе.




Мария Александровна в свою очередь поблагодарила Маринину за этот роман, после которого, по ее словам, «захотелось перечитать всего Горького».
Свое мнение выразил и Антон Чиж: «Читатели считают, что писатель должен их развлекать. Мы немножко расходимся с такими читателями, но пытаемся идти навстречу друг другу».


Мария Черняк попросила также писателей немного прокомментировать новую премию «Русский детектив», которая появилась в пандемийное время.


Марина Анатольевна выразила искреннее удовольствие от знакомства с некоторыми совершенно новыми именами и отметила, что детектив уходит от чистой фабулы, становясь синтетическим жанром. А Антон Чиж отказался называть какие-либо имена, так как входит в состав жюри, однако согласился, что в конкурсе участвует много новых ярких авторов.


Далее наступило время вопросов, которые задавали как зрители в зале, так и те, кто присутствовал на встрече онлайн, а таких было несколько десятков.




Зрителей интересовало многое: какие произведения стали «эпохальными» детективами для гостей, не мешает ли их «внутренний писатель» их «внутреннему читателю», есть ли прототипы у героев исторических детективов, могут ли «пересечься» в тексте герои исторических детективов разных авторов, будет ли продолжение у их последних романов и многое другое, на что писатели отвечали доброжелательно и подробно.


Все это безусловно говорило о том, что современный детектив интересен читателю, а также о том, что эта встреча с писателями в Зимнем саду отнюдь не последняя. И Мария Черняк, подводя итог выпуска, закончила его на позитивной ноте словами еще одного известного современного автора Татьяны Гармаш-Роффе из ее манифеста «Любовь к детективу», где объясняется, почему читатель так любит этот жанр: «В детективе добро побеждает благодаря СИЛЕ ИНТЕЛЛЕКТА! И это красиво. Это дарит надежду».


Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена