Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5
тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru
28 апреля в конференц-зале открылась выставка «Гимназии, школы, училища: Научные труды Т.И. Пашковой – доцента кафедры истории РГПУ им. А.И. Герцена». Открытие выставки было приурочено к презентации недавно вышедшего исторического справочника «Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг.» (СПб., 2015), прошедшей в рамках проекта «Герценовские встречи». Этот уникальный справочник занимает свое достойное место на выставке.
На выставке можно увидеть научные труды Т.И. Пашковой, посвященные истории российского школьного образования. В круг интересов ученого попадают самые разные аспекты: это и особенности гимназического образования, и взаимодействие дореволюционных учебных заведений с родителями учащихся, и требования к гимназическим учителям, и гимназическая форма, и реклама учебных заведений, и настроения гимназистов в эпоху первой русской революции и многое другое.
Каждая статья петербургского историка открывает перед нами интереснейшие страницы жизни столичных гимназий. Следуя документам и фактам, Т.И. Пашкова рассматривает эту жизнь как она есть: без прикрас и предубеждения. Очевидно, что тема школьного, и в частности гимназического, образования далеко не однозначна. С одной стороны, гимназическое образование, действительно, было призвано воспитать в ученике разностороннюю личность и располагало для этого продуманной системой, о чем говорится, например, в статье «"Рассадник истинного образования". (К 180-летию Третьей Санкт-Петербургской гимназии)» («История Петербурга». – 2004, № 3 (19). А с другой стороны, гимназическая дисциплина порой бывала настолько жесткой, что приводила к суициду учащихся, об этом рассказывают публикации «Смерть гимназиста Колышкина. Изнанка "школьной революции" 1905-1907 годов» («Родина». – 2008, № 5) и «Казенная гимназия накануне "школьной революции": дело о самоубийстве Бориса Колышкина (март-апрель 1905 г.)» («Нестор: ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. – СПб., 2009, № 13).
Всем интересующимся историей российского образования стоит обратить внимание на монографию «Вторая Санкт-Петербургская гимназия: очерки истории» (СПб., 2010), посвященную одной из старейших гимназий нашего города, ведущей отсчет своей деятельности с 1805 года.
Помимо проблем гимназического образования, Т.И. Пашкова рассматривает также различные аспекты деятельности школ и училищ, чему посвящены ее публикации «Учащиеся средних учебных заведений Петербурга в первые месяцы революции 1905 г.» (2011), «Слухи в средних учебных заведениях Петербурга зимой-весной 1905 г.» (2010), «Учительский "бунт" (к истории волнений в Санкт-Петербургском Первом реальном училище в 1905-1906 гг.)» (2014).
Все книги и материалы, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.