Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Авторизация по ЕИС

Часы работы

5 апреля (в субботу) библиотека закрыта для читателей в связи с санитарной обработкой помещений.
Мы ждём вас:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вы можете в любое время:
Подробнее

Календарь (апрель 2025)

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

28 апреля в конференц-зале открылась выставка «Гимназии, школы, училища: Научные труды Т.И. Пашковой – доцента кафедры истории РГПУ им. А.И. Герцена». Открытие выставки было приурочено к презентации недавно вышедшего исторического справочника «Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг.» (СПб., 2015), прошедшей в рамках проекта «Герценовские встречи». Этот уникальный справочник занимает свое достойное место на выставке.

На выставке можно увидеть научные труды Т.И. Пашковой, посвященные истории российского школьного образования. В круг интересов ученого попадают самые разные аспекты: это и особенности гимназического образования, и взаимодействие дореволюционных учебных заведений с родителями учащихся, и требования к гимназическим учителям, и гимназическая форма, и реклама учебных заведений, и настроения гимназистов в эпоху первой русской революции и многое другое.

Каждая статья петербургского историка открывает перед нами интереснейшие страницы жизни столичных гимназий. Следуя документам и фактам, Т.И. Пашкова рассматривает эту жизнь как она есть: без прикрас и предубеждения. Очевидно, что тема школьного, и в частности гимназического, образования далеко не однозначна. С одной стороны, гимназическое образование, действительно, было призвано воспитать в ученике разностороннюю личность и располагало для этого продуманной системой, о чем говорится, например, в статье «"Рассадник истинного образования". (К 180-летию Третьей Санкт-Петербургской гимназии)» («История Петербурга». – 2004, № 3 (19). А с другой стороны, гимназическая дисциплина порой бывала настолько жесткой, что приводила к суициду учащихся, об этом рассказывают публикации «Смерть гимназиста Колышкина. Изнанка "школьной революции" 1905-1907 годов» («Родина». – 2008, № 5) и «Казенная гимназия накануне "школьной революции": дело о самоубийстве Бориса Колышкина (март-апрель 1905 г.)» («Нестор: ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. – СПб., 2009, № 13).

Всем интересующимся историей российского образования стоит обратить внимание на монографию «Вторая Санкт-Петербургская гимназия: очерки истории» (СПб., 2010), посвященную одной из старейших гимназий нашего города, ведущей отсчет своей деятельности с 1805 года.

Помимо проблем гимназического образования, Т.И. Пашкова рассматривает также различные аспекты деятельности школ и училищ, чему посвящены ее публикации «Учащиеся средних учебных заведений Петербурга в первые месяцы революции 1905 г.» (2011), «Слухи в средних учебных заведениях Петербурга зимой-весной 1905 г.» (2010), «Учительский "бунт" (к истории волнений в Санкт-Петербургском Первом реальном училище в 1905-1906 гг.)» (2014).

Все книги и материалы, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.

Каталог
2025 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена