Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

29.04.2016
Вернуться назад - Презентация книги Татьяны Ильиничны Пашковой

28 апреля 2016 г. в Зимнем саду фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена в рамках совместного мероприятия проекта «Герценовские литературные встречи» и специального заседания СНО кафедры русской истории состоялась презентация исторического справочника «Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг.», написанного доцентом кафедры русской истории Татьяной Ильиничной Пашковой.

Открывая встречу, директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова отметила ее необычность: встреча проходила в формате сразу двух традиционных университетских мероприятий: «Герценовских литературных встреч» и заседания СНО кафедры русской истории. Героиню встречи, Татьяну Ильиничну Пашкову, Натела Нодарьевна охарактеризовала с точки зрения библиотекаря – как самого верного читателя, активно пользующегося библиотекой с 1984 года. Отметив, что библиотека гордится такими преданными читателями, а также обратив внимание присутствующих на выставку научных трудов Татьяны Ильиничны, подготовленную специально к этой встрече, Натела Нодарьевна передала слово заведующему кафедрой русской истории, профессору Андрею Борисовичу Николаеву.

Фотоальбом мероприятия



Андрей Борисович в своем вступительном слове подчеркнул, что историей образования на кафедре русской истории занимаются довольно активно, что вполне естественно для педагогического университета. В качестве примера Андрей Борисович привел труды Татьяны Георгиевны Фруменковой и Татьяны Ильиничны Пашковой. Взгляд на историю образования с точки зрения профессионального историка, по мнению Андрея Борисовича, весьма ценен. Андрей Борисович напомнил также о просветительской работе Татьяны Ильиничны Пашковой – цикле ее выступлений на петербургском радио. Представляемое издание Андрей Борисович назвал уникальным историческим путеводителем в мире петербургского среднего образования, который окажется очень востребованным в среде специалистов, занимающихся историей школы Петербурга и России в целом. Андрей Борисович отметил также значимость научной деятельности Татьяны Ильиничны для студентов РГПУ им. А.И. Герцена, в которых она пробуждает интерес к этой теме, что стимулирует появление новых историков, разрабатывающих тему российского школьного образования. Пожелав Татьяне Ильиничне не останавливаться на достигнутом, а продолжать работу, Андрей Борисович предоставил микрофон автору книги.



Татьяна Ильинична поблагодарила ведущего, а также всех пришедших на эту встречу, кому оказались интересны итоги ее пятнадцатилетнего труда, именно столько, по словам автора, заняло у нее это исследование. Начало этой деятельности Татьяна Ильинична связала с собственным интересом к одному из старейших средних учебных заведений в городе – Второй Санкт-Петербургской гимназии. По словам историка, ее саму удивило, что эта тема оказалась столь мало и неполно исследована. Как рассказала Татьяна Ильинична, в результате работы над книгой о Второй гимназии, увидевшей свет в 2010 г., она набрала много нового и интересного материала, на основе которого возник спецкурс «Гимназический мир Санкт-Петербурга», а также цикл очерков, ставший основой передач на ВГТРК «Санкт-Петербург». После встречи с директором издательства «Серебряный век» Владимиром Владимировичем Уржумцевым, также присутствующем на этой встрече, появилась идея издать эти материалы в формате исторического справочника, что потребовало много дополнительной серьезной и скрупулезной архивной работы. В то же время за рамками книги осталось еще немало интереснейшего материала, связанного с деятелями нашей истории, культуры, литературы, сказала Татьяна Ильинична, перечислив для примера имена Михаила Зощенко, Самуила Маршака, Петра Лесгафта, Александра Блока.



Рассказав об истории возникновения книги, Татьяна Ильинична перешла к ее содержанию, сопровождая свой рассказ презентацией отдельных материалов справочника. По мнению Татьяны Ильиничны, в нем собрано приблизительно 95-98 процентов информации о казенных и частных гимназиях, школах, реальных училищах Петербурга, в справочник даже включена информация о неоткрывшихся средних учебных заведениях, проекты которых сохранились в архивах. Как и любой справочник, эта книга представляет информацию в виде справочной статьи, структуру которой Татьяна Ильинична продемонстрировала на примере одной из гимназий: после названия учебного заведения и его адреса (в исторической и современной топографии) дается основной справочный материал (вехи истории, форма учащихся, трансформация учебного заведения после 1917 г., список инспекторов и директоров, а также наиболее известных учителей и учеников), после которого приводятся перечень источников и библиография. Кроме того, в конце справочника приводятся составленные Татьяной Ильиничной общие списки источников и библиографии, именной указатель и указатель учебных заведений.



Не менее важной частью своей работы, по ее собственным словам, Татьяна Ильинична считает исторический очерк, составляющий первую часть книги. Без этого исторического осмысления собранных фактов, без проблематизации, историческое исследование нельзя считать полным, считает Татьяна Ильинична, ссылаясь на мнение своего учителя Юрия Георгиевича Алексеева, профессора РГПУ им. А.И. Герцена, отметившего в апреле этого года свое 90-летие. Проблем же в истории российской средней школы и в истории ее изучения, по словам Татьяны Ильиничны, множество. Главной проблемой в истории изучения этой темы Татьяна Ильинична называет отсутствие хорошей источниковедческой базы. Изучение истории школ и гимназий дореволюционного периода, как убедилась Татьяна Ильинична, работая над справочником, строится, как правило, на той литературе, которая не может быть признана заслуживающей полного доверия: это уставы учебных заведений, юбилейные записки или отчеты об их деятельности, а также мемуары учащихся и учителей. С точки зрения профессионального историка, как считает Татьяна Ильинична, ни одно из этих свидетельств не может отражать действительной картины, поэтому подходить к излагаемым в них сведениям следует с осторожностью и скептицизмом.

Подводя итог своему выступлению, Татьяна Ильинична опровергла устоявшийся миф о дореволюционной эпохе как о «золотом веке» российской средней школы, попутно наметив ряд интереснейших тем для исследования: это и история повседневности, включающая дресс-код, организацию питания в школах, занятия физической культурой, проблему дисциплинарных практик и многие другие аспекты, и взаимодействие семьи и школы, и «школьная революция» 1905-1907 гг., и очень актуальная сейчас проблема взаимодействия школы и религии. Татьяна Ильинична выразила уверенность, что своим справочником ни в коей мере не закрыла тему среднего образования в дореволюционной России, а только наметила следующие шаги в ее изучении.



Далее Татьяна Ильинична ответила на вопросы, наградив автора самого интересного с ее точки зрения вопроса экземпляром своей книги. Кроме того, Татьяна Ильинична задала вопрос присутствующим о художественном оформлении справочника, и студент, правильно определивший связь цвета обложки с дореволюционной гимназической формой, также получил в награду книгу.



В конце презентации у гостей встречи была возможность получить автограф автора, чем и воспользовались многие из пришедших: к Татьяне Ильиничне выстроилась очередь желающих получить памятную надпись от автора книги.

Презентация автора 1
Презентация автора 2

Текст новости и фото: фундаментальная библиотека

Фотоальбом мероприятия
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена