17 ноября 2016 г. в Зимнем саду фундаментальной встречи прошел яркий и интересный выпуск проекта «Герценовские литературные встречи», посвященный Году российского кино. Гостями встречи стали писатели, сценаристы сериалов, кино- и телефильмов
Елена Валентиновна Топильская и
Андрей Владимирович Кивинов.
Гостей приветствовали исполняющий обязанности проректора по научной работе и информатизации
Михаил Юрьевич Пучков. Модератор встречи - профессор кафедры русской литературы
Мария Александровна Черняк. Ведущими выступили: директор фундаментальной библиотеки
Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова и профессор кафедры русского языка РГПУ им. А.И. Герцена, специалист по проблемам текста киносценария
Ирина Анатольевна Мартьянова.
Натела Нодарьевна поблагодарила Елену Валентиновну и Андрея Владимировича за согласие открыть цикл "Герценовских литературных встреч" в этом учебном году, рассказала о творчестве героев встречи и пояснила, что тема разговора "Как создать успешный сценарий?" выбрана в связи с завершающимся Годом российского кино, немалый вклад в развитие которого внесли герои мероприятия.
Фотоальбом мероприятия
Статья в "Учительской газете"
Ирина Анатольевна Мартьянова, научная деятельность которой посвящена исследованию лингвистического аспекта киносценария, в своей краткой вступительной речи рассказала, что приемы кино так прочно вошли в нашу жизнь, что стали определять наше мировосприятие. Ирина Анатольевна привела пример смешения жанров в искусстве, когда в театральной постановке появляются крупные планы на расположенных на сцене экранах. Говоря о героях встречи, Ирина Анатольевна отметила, что оба они пришли в литературу и в кино, имея огромный опыт практической работы в той среде, о которой они пишут, причем переход к творчеству произошел в те годы, которые принято называть «трудными девяностыми». Ирина Анатольевна напомнила, что в тот момент многие меняли сферу своей профессиональной деятельности, и наши герои выбрали творчество. Свой главный вопрос Ирина Анатольевна сформулировала так: «Что привело вас к литературе и телевидению, как вы пришли к созданию книг?»
Андрей Кивинов, отвечая на этот вопрос, с присущим ему юмором рассказал, что изначально хотел поступать на филологический факультет тогда еще Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, однако при конкурсе в 25 человек на место это ему не удалось, после чего он начал свой трудовой путь с судостроительного техникума, затем продолжил учебу в Ленинградском кораблестроительном институте, а после закончил Высшие курсы МВД и трудился на оперативной работе в РУВД Кировского района.
Своим первым литературным произведением Андрей Владимирович назвал отчет, написанный о практике в техникуме, так как он целиком был им выдуман. Первая же опубликованная книга родилась, по словам писателя, после пяти лет работы в отделе РУВД и была посвящена жизни родного отдела, причем у всех персонажей имелись вполне узнаваемые прототипы, что иногда даже порождало определенного рода конфликты.
К концу 1994 года вышло уже три сборника повестей о жизни убойного отдела, рассказал Андрей Кивинов, после чего к нему приехал продюсер с предложением экранизировать эти книги. Писатель признался, что был очень взволнован, когда узнал имена задействованных в работе режиссеров: Татарский, Бортко, Рогожкин, и, разумеется, не мог не согласиться. В 1995 году начались съемки сериала, которые, по словам писателя, были очень непростыми из-за проблем с финансированием, а в 1998 году на только что созданном канале ТНТ прошла премьера 8-серийного сериала.
В тот момент, когда все это создавалось, выходило, снималось, по словам Андрея Владимировича, он не задавался вопросом: «Для чего я это делаю?» – так как ему просто было интересно этим заниматься, теперь же сценарная работа стала его основной профессией, и в настоящий момент он работает над пятью проектами одновременно. В то же время Андрей Владимирович определенно заявил, что без опыта милицейской полевой работы, без этого жизненного опыта у него вряд ли бы получилось писать книги и сценарии, так как без уникальности, своей жизненной школы, без знания материала на одних только учебниках по литературному мастерству создать сценарий о профессиональных аспектах работы в определенной области вряд ли получится. Эта жизненная школа, по мнению писателя, стала той мощной подпиткой, которая помогает ему в работе до сих пор, хотя, безусловно, начав трудиться в новой для себя сфере, он постигал и азы сценарного мастерства, общаясь с преподавателями, продюсерами, режиссерами. Главным же для себя в работе сценариста Андрей Владимирович назвал историю, которую он мог бы рассказать так или иначе в зависимости от требований режиссера и жанровых стандартов.
О своем пути в литературу рассказала и Елена Валентиновна Топильская, начав с увлекательной истории знакомства с Андреем Кивиновым. Как и он, Елена Валентиновна начала писать о том, что прекрасно знала: о работе следователя, прокурора. Однако, по словам писателя, она не любит вспоминать про свою первую опубликованную книгу, так как считает ее довольно слабой. Тем не менее, продолжив литературное творчество, Елена Валентиновна, по ее словам, многому научилась и за остальные книги ей краснеть не приходится. Елена Валентиновна рассказала, как познакомилась с продюсером Адой Ставиской благодаря самостоятельно отснятому любительскому документальному материалу о жизни следователей. Именно эта встреча с продюсером, считает Елена Валентиновна, позже привела ее к созданию сценария сериала «Тайны следствия».
По поводу этого сериала Елена Валентиновна рассказала, что принимала участие в создании 8 сезонов (100 серий), однако этот рабочий ритм, когда за год выходит 60 серий, оказался слишком трудным для того, чтобы сохранять высокое качество работы, поэтому она приняла решение оставить этот проект. Писатель поделилась с аудиторией историями о своем общении с исполнительницей главной роли Анной Ковальчук, отметив красоту, талант и незаурядные личные качества актрисы.
Соглашаясь с Андреем Кивиновым, Елена Валентиновна заметила, что первые книги были написаны буквально «кровью сердца», так как в силу своей работы им с Андреем Владимировичем довелось видеть такие ситуации, расследовать такие детективные истории, которые просто «просились на полотно». Елена Валентиновна добавила, что в жизни ей довольно часто приходилось сталкиваться с такими абсурдными событиями, которые просто не укладываются в голове. Когда же она описывала эти ситуации в книгах и сценариях, то, по словам писательницы, сталкивалась с мнением редакторов и продюсеров, считавших, что в такую выдумку зритель, как главный критик, ни за что не поверит.
Натела Нодарьевна продолжила разговор вопросом о развитии характера сериального героя, которого мы зачастую видим на протяжении нескольких лет его жизни. Андрей Кивинов по этому поводу сказал, что изначально старается сделать действующих лиц асоциальными, чтобы им было куда расти, меняться. Без такого развития героя сосредоточиться только на раскрытии преступлений, по мысли Андрея Владимировича, было бы неправильно. В доказательство этой идеи писатель привел образ Шерлока Холмса, когда читатель и зритель запоминает в первую очередь главного героя, забывая детали раскрываемых им преступлений.
Елена Валентиновна попросила разрешения, пользуясь случаем, задать свой вопрос Андрею Владимировичу. Она обратила внимание собравшихся на то обстоятельство, что, несмотря на все неприятные стороны жизни, с которыми приходилось сталкиваться следователям, расследующим дела маньяков и серийных убийц, а также оперативникам убойного отдела, в том числе Андрею Владимировичу, его книги – добрые, вызывающие позитивные и теплые чувства, заставляющие задуматься и очищающие душу. Елена Топильская попросила открыть секрет, позволяющий автору этих книг не выплеснуть на страницы отрицательное, а «чувства добрые с улыбкой пробудить».
В ответ на этот вопрос Андрей Валентинович сказал, что у него есть простой подход к выстраиванию материала: если книга или фильм повествуют о чем-то мрачном, то в конце читатель или зритель должен посмеяться, а если веселые, то тогда конец истории должен быть таким, чтобы читатель или зритель задумался или даже поплакал.
Писатели отвечали на вопросы ведущих и зрителей: о различии сценариев к фильмам и сериалам, об особенностях написания сценариев с учетом задействованных в них актеров, о восприятии книг и снятых по ним фильмов, о соотношении таланта и удачи в судьбе автора. Разговор получился живым, насыщенным и очень интересным.
В заключение вечера Натела Нодарьевна выразила общую мысль, что прошедшая встреча должна быть непременно продолжена, а затем вместе с Михаилом Юрьевичем Пучковым вручила гостям букеты цветов и попросила оставить свои впечатления в книге почетных гостей. Вечер завершился автограф-сессией: Елена Валентиновна Топильская и Андрей Владимирович Кивинов оставили добрые слова в книгах, которые принесли с собой их читатели, а также в изданиях, из фонда фундаментальной библиотеки.