Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5
тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru
В диссертационном зале фундаментальной библиотеки открылась выставка «Мир на ощупь», посвященная истории становления и проблемам современной тифлопедагогики.
На выставке можно увидеть книги, посвященные проблеме предупреждения слепоты и проблемам слепых и слабовидящих людей. Значительный интерес представляют работы Бориса Игнатьевича Коваленко – основателя кафедры тифлопедагогики в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Часть этих книг передана в библиотеку лично Борисом Игнатьевичем, о чем свидетельствуют его дарственные надписи или автографы на книгах. В годы Великой Отечественной войны Б.И. Коваленко был консультантом военно-врачебной комиссии Уральского военного округа по делам помощи ослепшим военным. Книга «Возвращение ослепших к трудовой жизни» (М., 1946), посвященная реабилитации незрячих, в том числе ослепших от ранений во время войны, также есть на выставке.
Актуальным проблемам тифлопедагогики посвящены материалы конференций, семинаров, проходивших в ЛГПИ – РГПУ им. А.И. Герцена, они также есть на выставке. Стоит отметить монографии и пособия, выпущенные преподавателями кафедры тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, например такие: «Педагогическое сопровождение социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению» (СПб., 2001) В.З. Кантора, «Обучение математике слепых и слабовидящих младших школьников» (СПб., 2004) Р.Ф. Малых, «Психология саморазвития детей со зрительной депривацией» (СПб., 2006), «Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения» (СПб., 2009) И.П. Волковой и др. Кроме того, на выставке представлены авторефераты диссертаций, связанных с проблемами тифлопедагогики, защищенных в РГПУ им. А.И. Герцена в 2006-2010 гг.
Чрезвычайно интересными и полезными могут оказаться книги, написанные на основе опыта работы с незрячими детьми в условиях школы-интерната, когда ребенок осваивает не только школьную программу, но и способность обслуживать себя самостоятельно в быту, а также учится общаться со сверстниками как с нарушениями зрительного аппарата, так и без них. Это книги директора Загорского детского дома А.В. Апраушева «Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей» (М., 1973), «Воспитание оптимизмом» (М., 1983), «Тифлосурдопедагогика. Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых» (М., 1983), а также книга руководителя Горьковской школы-интерната слепых детей им. Н.А. Островского «Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей» (М., 1984).
Издания, представленные на выставке, будут интересны как специалистам: тифлопедагогам, психологам, педагогам, так и широкому кругу читателей, интересующихся данной проблемой. Все издания доступны читателям фундаментальной библиотеки.