К открытию всероссийского научного форума «Путь на Восток: транспортные коммуникации в международном историко-культурном контексте. К 125-летию начала строительства КВЖД» в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена была подготовлена одноименная выставка. В день открытия форума с выставкой познакомились его участники.
Экспозиция знакомит с важными вехами истории железнодорожного дела в России, строительством Транссиба, историей Дальневосточного края, а также с деятельностью С. Ю. Витте.
Уникальность этой выставки в том, что часть изданий на ней – из частного собрания инженера К. Я. Михайловского, одного из руководителей строительства Транссиба. Эти книги поступили в библиотеку Женского педагогического института в 1910 году от вдовы и дочерей инженера, а в 1922 году оказались в составе библиотеки Герценовского института.
Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) началось в августе 1897 года. Это был уникальный опыт международных взаимоотношений России и Китая. Строительство транспортной магистрали показало все выгоды взаимного сотрудничества наших стран.
Железная дорога проходила по территории Маньчжурии и соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром по наиболее краткому и удобному пути, что было экономически выгодно для России. Этому строительству обязан своим возникновением Харбин – ныне крупнейший город северо-восточного Китая.
На выставке можно увидеть книги о Маньчжурии разных лет издания, в том числе интересные книжки для детей: «По Китайско-Восточной дороге» (Москва, 1929) и «В стране генералов и кули : путешествие по Манчжурии» (Москва, 1930). Автор обеих книг – писатель-фантаст и журналист Яков Маркович Окунев (1882 – 1932).
Инициатором строительства КВЖД выступил министр финансов России С. Ю. Витте. Он считал, что эта дорога может «послужить делу цивилизации и распространения культуры вплоть до Великого океана». Несколько книг на выставке рассказывают о деятельности этого выдающегося государственного и политического деятеля, финансиста и дипломата.
КВЖД стала одним из завершающих этапов строительства Транссибирской магистрали (последним этапом стал участок между Хабаровском и Уссурийском). Однако не забыт и министр путей сообщения К. Н. Посьет, при котором был построен головной участок Транссиба. На выставке можно увидеть издание, посвященное пятидесятилетию службы адмирала Посьета.
Интересны также и современные исследования. На экспозиции можно познакомиться с публикациями в журнале «Родина», один из номеров которого полностью посвящен Транссибу.
Все издания, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.