11 мая 2017 года в Зимнем саду фундаментальной библиотеки состоялся особый выпуск проекта «Герценовские литературные встречи». Он был посвящен 220-летию РГПУ им. А. И. Герцена и назывался «Мы – герценовцы!».
Гостем встречи стала выпускница университета, филолог, переводчик и психолог Наталья Алексеева. Вели встречу директор института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Лариса Александровна Цветкова и модератор проекта, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк.
Гостей приветствовали директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова и исполняющий обязанности проректора по научной работе и информатизации Михаил Юрьевич Пучков. Среди пришедших на встречу были профессора РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Павлович Соломин и Валентина Данииловна Черняк.
Мария Александровна поздравила всех собравшихся с наступающим юбилеем РГПУ им. А. И. Герцена, в рамках которого и проходит встреча «Мы – герценовцы!». Далее Мария Александровна с гордостью представила выпускницу филологического факультета, учителя, писателя, переводчика, психолога Наталью Алексееву, а также соведущую вечера директора института психологии РГПУ им. А. И. Герцена Ларису Александровну Цветкову. Слово для приветствия было передано Михаилу Юрьевичу Пучкову.
Михаил Юрьевич в продолжение поздравлений с 220-летием университета подчеркнул особую университетскую ауру, которая генерирует новые знания. По мнению Михаила Юрьевича, писатель – тоже генератор того нового, что он предлагает читателю. Михаил Юрьевич отметил также, что «Герценовские литературные встречи», проходящие в замечательной фундаментальной библиотеке, также способствуют формированию интеллигентного сообщества, когда интересные собеседники встречаются с заинтересованными слушателями, потому что им есть что обсудить. От имени ректората университета и руководства библиотеки Михаил Юрьевич вручил цветы писательнице и ведущим.
Наталья Алексеева начала свое выступление с благодарности своим университетским преподавателям, школьному классному руководителю и родителям, присутствовавшим в зале. Началом поэтического творческого пути Наталья назвала свое первое стихотворение, написанное ею в шестилетнем возрасте. Переход от профессии школьного учителя, которой Наталья отдала почти десять лет, к писательству, по словам самой Натальи, был связан с ее привычкой писать самой все сочинения, которые она задавала своим ученикам. Потребность письменно излагать то, что тебя волнует, привела Наталью в журналистику, а параллельно она училась на психолога, как считает она сама, по велению души.
Как это часто бывает, первые произведения, по словам Натальи, она писала «в стол», однако четыре года назад ее стихи, а точнее книгу, написанную в соавторстве с Олей Парасоль и Сашей Садовской «Животинки в стихах и картинках» опубликовало издательство «Геликон Плюс». Вскоре сложившемуся авторскому коллективу Магаданское издательство предложило написать «Северную азбуку» - книгу о родном крае, адресованную детям Магадана. Это своеобразное краеведческое пособие было удостоено диплома в номинации «Открывая Тихоокеанскую Россию» на Дальневосточном книжном форуме, а также была отмечено Российским национальным литературным порталом «Год литературы» в проекте «Дети плюс».
После издания книги последовало и приглашение в Магадан. От этой поездки у Натальи остались самые яркие впечатления и ворох фотографий, часть из которых смогли увидеть зрители «Герценовских встреч». По мнению Натальи, Магадан – это особый мир, это уникальная природа и необыкновенные люди, которые хотят, чтобы их родной город ассоциировался не только с ГУЛАГом. Наталья с удовольствием рассказывала собравшимся об особенностях дальневосточной рыбалки, камбале и крабах, евражках и стланике, о юных читателях «Северной азбуки», о мемориале жертвам ГУЛАГа «Маска скорби» Эрнста Неизвестного и о многом другом.
Новый поворот беседы задала Лариса Александровна Цветкова, заметившая, что на встрече в педагогическом университете невозможно обойти тему современного образования. Ларису Александровну интересовал взгляд писательницы и психолога на особенности современной школы. Наталья Алексеева в качестве основного изменения назвала переход от предметной системы к проектной. В качестве примера писательница, часто выступающая в финских школах, привела реализуемый детьми в одной из финских школ проект «Кафе», в рамках которого школьники учатся математике, экономике, товароведению, изготовлению скамеек на уроках труда, а главное – учатся применять знания в реальной жизни. По мнению Натальи Алексеевой, мамы десятиклассника, наступило такое время, когда не только учитель передает знания ученику, но и ученик может чему-то научить своего учителя.
Лариса Александровна поинтересовалась у Натальи, говорящей на шести языках, секретами развития способностей и роли учителя в этом процессе. Наталья Алексеева рассказала, что языки учила по необходимости, но, погрузившись в стихию языка, понимала, что это очень интересно, и тогда языки, по ее словам, «липли сами». В то же время Наталья связала способности к изучению языков с занятиями в музыкальной школе (Наталья играет на фортепиано и виолончели). Эти занятия, по мнению писателя, способствовали и становлению характера, и упорству, и стремлению достичь наилучшего результата. И здесь, как отметила Наталья, нельзя умалять роль педагога, который может разглядеть то, на что способен ученик, в то время как ребенок этого в себе не видит.
Далее Наталья прочитала несколько своих стихотворений о любви и о мольберте художника, о Петербурге и белых ночах, а также несколько стихотворений для детей: о крабе, акуле, бурундуке, лосях и семейке крокодилов.
После выступления Натальи слово взяла Валентина Данииловна Черняк, под руководством которой Наталья Алексеева, будучи студенткой, писала дипломную работу «Речевой портрет милиционера». Валентина Данииловна отметила, что запомнила Наталью еще со студенческой скамьи, и тем приятнее ей сегодня видеть, что выпускники университета сумели реализовать себя в различных сферах. С точки зрения профессора, Наталья Алексеева продемонстрировала всем собравшимся то, что дает увлечение, помноженное на талант и хорошее образование. Валентина Данииловна призналась, что в этот вечер, накануне 220-летия университета, ей особенно приятно видеть в успехах Натальи Алексеевой и результат труда педагогов-герценовцев.
В завершающем слове Наталья Алексеева еще раз от души поблагодарила университет, своих педагогов и всех, пришедших в этот вечер на «Герценовские литературные встречи». Вечер завершился традиционной автограф-сессией, когда любой желающий мог подписать книгу у автора. Наталья Алексеева также надписала книги, переданные в дар университету. Теперь они доступны всем читателям фундаментальной библиотеки.