Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных
Участник
Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Елена Константиновна Маранцман
15 мая в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошел «Герценовский выпуск» в рамках проекта «Герценовские литературные встречи». Героем выпуска стала доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Елена Константиновна Маранцман. Разговор шел «О судьбе литературного образования».
Открывая встречу, заместитель директора фундаментальной библиотеки Светлана Александровна Морозова подчеркнула, что в дни празднования дня рождения университета гостями проекта традиционно становятся люди, причастные к РГПУ им. А. И. Герцена: преподаватели или выпускники университета. Светлана Александровна поблагодарила институт детства, модератора выпуска, заведующую кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка, доцента Светлану Аркадьевну Котову и Елену Константиновну Маранцман за продолжение этой красивой традиции. Светлана Александровна также передала приветствия участникам встречи от директора библиотеки Нателы Нодарьевны Квелидзе-Кузнецовой, которая в настоящий момент находится в командировке в Туле на главной библиотечной конференции года – Всероссийском библиотечном конгрессе, и передала слово модератору встречи.
Светлана Аркадьевна поблагодарила за возможность выступить на Герценовских встречах, тем более, что для института детства это первый опыт. Далее модератор встречи представила собравшимся героя встречи, Елену Константиновну, обратив особое внимание на то, что вся ее профессиональная деятельность связана с Герценовским университетом: после окончания ЛГПИ им. А. И. Герцена Елена Константиновна продолжила трудиться в родном вузе, защитила две диссертации, а главное – стала продолжателем научной школы своего мужа, Владимира Георгиевича Маранцмана. Нынешняя встреча, по словам Светланы Аркадьевны – это повод представить три книги, учебно-методических пособия, продолжающих традиции Маранцмановской школы. Представить новые издания Светлана Аркадьевна попросила их автора и редактора.
Елена Константиновна поблагодарила всех собравшихся на встречу, в первую очередь – студентов, так как, по ее словам, интерес читателей вселяет в нее надежду, что методика преподавания литературы интересна и актуальна. Елена Константиновна начала свою речь с Герценовских традиций, рассказав, что в институте детства, как и во многих вузах, принято присваивать аудиториям имена знаменитых преподавателей. С точки зрения Елены Константиновны, было бы неплохо, если бы и на филологическом факультете была продолжена эта красивая традиция и одной из аудиторий было бы присвоено имя профессора Владимира Георгиевича Маранцмана, долгие годы учившего студентов методике преподавания литературы, заведующего кафедрой, члена-корреспондента РАО. С надеждой на это Елена Константиновна передала портрет Владимира Георгиевича Елене Васильевне Кочетовой, ассистенту кафедры образовательных технологий в филологии.
Перейдя к разговору о книгах, Елена Константиновна начала со своего учебного пособия, вышедшего в 2017 году «Логика образа (искусство восприятия мира в себе и себя в мире)». Свое видение литературного образования автор представила через три главных понятия: метафоры, стиля и чувства меры. Примеры разнообразных метафор, используемых современными школьниками, представили магистранты института детства, недавно проходившие педагогическую практику в гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга.
Книги, увидевшие свет в этом году, были написаны авторскими коллективами, включая Елену Константиновну Маранцман, и вышли под ее редакцией – это «Отражение культуры в современном гуманитарном образовании» и «Методика обучения литературе. XXI век».
Елена Константиновна рассказала о своих соавторах, среди которых немало учеников Владимира Георгиевича Маранцмана, а также обозначила читательскую целевую аудиторию, хотя, безусловно, книги будут интересны всем, кто интересуется литературой и проблемами ее преподавания.
Елена Константиновна выразила сожаление, что в современной школе, слишком, по ее мнению, ориентированной на результаты ЕГЭ, подчас теряются межпредметные и, шире, культурные связи между литературой и музыкой, живописью. С точки зрения Елены Константиновны, на это следует обращать особое внимание, ведь именно литература, которая преподается с 1 по 11 класс, могла бы стать объединяющим началом культурного воспитания. В настоящий же момент, по мнению педагога, можно констатировать, что школьникам не хватает музыкальных и художественных ассоциаций, в результате чего сочинения становятся набором из заученных клишированных фраз. Эту ситуацию может изменить учитель, хорошо владеющий методикой преподавания литературы, ведь, как убеждена Елена Константиновна, именно урок – сердце методики. Создатели последнего пособия, пояснила Елена Константиновна, руководствовались целью научить студентов правильному ведению урока, поэтому пособие включает множество учебных кейсов и будет полезно современному учителю.
Завершая свое выступление, Елена Константиновна представила пришедших на встречу учеников Владимира Георгиевича Маранцмана – профессора Людмилу Ивановну Коновалову, Елизавету Алихановну Измайлову, а также представителя гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга педагога Инну Алексеевну Золотову.
В заключение встречи Светлана Аркадьевна пожелала Елене Константиновне новых творческих успехов, а представленным книгам – быть востребованными читателями, поблагодарила всех собравшихся за внимание, а руководство библиотеки за возможность принять участие в «Герценовских литературных встречах».
По традиции Елена Константиновна, как автор представленных на встрече книг, оставила автограф на библиотечных экземплярах для наших читателей.
Совсем скоро книги поступят также в библиотеку литературы по филологическим наукам и в библиотеку педагогической литературы института детства, а в фундаментальной библиотеке познакомиться с ними можно уже сейчас!