Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

С 28 декабря по 8 января - выходные и праздничные дни
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Петр Гордеев «Государственные театры России в 1917 году»

20 октября 2020 г. в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошел второй выпуск «Герценовских литературных встреч» сезона. Встреча прошла в очно-заочном формате. Героем встречи стал старший научный сотрудник института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена, популярный гид по Санкт-Петербургу и России Петр Николаевич Гордеев. Он представил свою книгу «Государственные театры России в 1917 году», вышедшую в издательстве Герценовского университета.

Фотоальбом мероприятия

Видеозапись мероприятия

Зрители стали собираться на встречу заранее, поэтому у них было время ознакомиться со специально подготовленной к мероприятию выставкой «Демократия должна сговориться с артистами: Российский театр в революционную эпоху», развернутую в конференц-зале библиотеки. Здесь можно было увидеть не только предыдущее издание монографии Петра Гордеева, но и книги 1916 – 1920-х годов о театре. Среди них – книгу для детей о театре Н. Евреинова, труд А. Брянцева об опрощении театральных декораций, издания о деятельности Агитационного театра, о революционных изменениях в Александринском театре, а также прижизненное издание произведений для театра Александра Блока.
Гости вечера, среди которых было немало краеведов, с большим интересом познакомились и с отделом редкой книги, где им выпала возможность полюбоваться экземплярами изданий из книжных коллекций членов семьи Романовых. Некоторые из присутствующих выразили желание стать читателями фундаментальной библиотеки или прийти еще раз для более внимательного знакомства с библиотекой и ее ресурсами. Ну а после краткой экскурсии гости поспешили в Зимний сад.

Открывая встречу С Петром Гордеевым, директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова поблагодарила всех собравшихся, отметив, что тяга к прекрасному преодолевает все препятствия! Эта встреча – гармоничное сочетание прекрасной темы – истории театра – и прекрасного рассказчика – Петра Николаевича Гордеева, который готов щедро делиться своими глубокими познаниями со всеми. Далее Натела Нодарьевна попросила выступить с приветственным словом проректора по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена Ларису Александровну Цветкову.
Лариса Александровна обратила внимание присутствующих, что книга, которую представляет на встрече Петр Николаевич – его научная монография к защите докторской диссертации, то есть имеет значительную научную ценность: в научный оборот вводятся новые источники. Вместе с тем Лариса Александровна отметила, что Петр Николаевич выступает с важной просветительской функцией популяризации науки, что получается у него как нельзя лучше. Лариса Александровна добавила, что Петра Николаевича можно назвать продолжателем семейной научной династии, так как его отец, профессор Николай Леонидович Гордеев – заведующий кафедрой алгебры РГПУ им. А. И. Герцена, также защитил в свое время докторскую диссертацию. Лариса Александровна выразила уверенность, что все присутствующие на этой встрече, несомненно, проведут время с пользой и удовольствием.

Натела Нодарьевна предоставила слово также директору института истории и социальных наук Роману Александровичу Соколову. Роман Александрович, подчеркнул важность прекрасной традиции – проводить презентацию книг в стенах библиотеки, где эти книги хранятся и где они доступны всем читателям. Роман Александрович отметил и очень интересную тему научных интересов Петра Николаевича – историю театра в период между двух революций. По мнению Романа Александровича, деятели искусства, являясь яркими личностями, серьезно влияют на нашу действительность, а с другой стороны, сами зависят от тенденций искусства. В качестве примера Роман Александрович привел судьбу Сергея Эйзенштейна, поворотным пунктом в которой стало посещение спектакля «Маскарад» в постановке Всеволода Мейерхольда.
После приветственных слов Натела Нодарьевна попросила Петра Гордеева подняться на сцену и представить свою книгу. Петр Николаевич рассказал, что его книга – это плод восьми лет работы по материалам 23-х архивов, многие из которых впервые введены в научный оборот. Как ни удивительно, но первоначально исследователь предполагал заниматься историей не театра, а Придворного ведомства, в ведении которого были в том числе и Императорские театры. Однако театральная тема оказалась столь интересной и неисследованной, что стала главным интересом ученого. По словам Петра Николаевича, ему пришлось обработать огромный массив информации, так как, например, в газетах тех лет о театрах писали ежедневно. Эту информацию пришлось структурировать, чтобы выделить главное.

Работать, признался автор, было интересно, так как перед ним складывалась картина невероятной «ярмарки тщеславия» ярких талантов, незаурядных личностей. Некоторые, например актер Александринского театра Владимир Николаевич Давыдов, при невероятном таланте оказывались «настоящим чудовищем», кто-то, как знаменитый певец Леонид Собинов – слабым руководителем, но это всегда были крупные личности и значимые фигуры в истории театра и культуры. Петр Гордеев также напомнил, что необыкновенными были не только люди, но и само революционное время – «время особого психического состояния» и удивительного «подъема общественной активности».
Петр Николаевич подчеркнул, что в имеющейся литературе, а большинство источников – исследования советского времени, подача этого материала по идеологическим причинам страдала однобокостью и однообразием, и потому его книга станет «весомым аргументом» в создании объективной картины происходившего.
Вместе с тем монография «Государственные театры России в 1917 году», с точки зрения автора, – не сухое научное исследование, ведь сама тема диктует сплетение многообразных интереснейших сюжетов. В качестве примеров Петр Николаевич рассказал о слухах вокруг предполагаемого брака актрисы Елизаветы Тиме с Керенским, о перераспределении бывших царских лож для начальников новых властей, об учреждении звания «Почетный старик» для признания заслуг известных артистов, о создании так и не вступившего в силу «Статута государственных театров» за неделю до Октябрьской революции, и о многих других интереснейших событиях, произошедших буквально за неполный 1917 год.
Завершая свое увлекательное выступление, Петр Николаевич признался, что планирует продолжить работу над театральной темой, которая, разумеется, никак не может быть исчерпана одной, пусть и весьма солидной (854 страницы) монографией.
Натела Нодарьевна от имени всех присутствующих поблагодарила Петра Гордеева за такой насыщенный и интересный рассказ и предложила задавать вопросы автору. Лариса Александровна спросила мнение Петра Гордеева о наиболее благоприятном, по его мнению, периоде истории русского театра и о причинах этого явления.

Петр Николаевич назвал «Золотым веком русского театра» почти три десятилетия конца XIX – начала XX века (до революции 1917 года), когда во главе Императорских театров стоял очень грамотный, увлеченный, профессиональный администратор Владимир Теляковский, а на сцене были представлены превосходные артистические силы оперы, балета и драмы.
Подводя итог выпуска Натела Нодарьевна еще раз отметила незаурядный дар рассказчика Петра Гордеева, которого можно слушать бесконечно, сделала вывод, что, несомненно, все присутствующие с нетерпением будут ожидать второй его книги об истории театра и напомнила, что и первое, и второе издание книги «Государственные театры России в 1917 году» доступно всем читателям фундаментальной библиотеки. А в завершение встречи Петр Николаевич подписал свою книгу всем желающим.



Фотоальбом мероприятия


Видеозапись мероприятия
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена