Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

08.10.2019
Вернуться назад - Открытие выставки Елены Эргардт

7 октября 2019 года в «Книжной лавке писателей» состоялось открытие выставки иллюстраций Елены Эргардт к книге Корнея Чуковского «Крокодил».

Елена Эргардт, выпускница факультета изобразительного искусства, а ныне сотрудник научно-исследовательского института образовательного регионоведения РГПУ им. А. И. Герцена, стала победителем конкурса книжной иллюстрации «Рисуем КРОКОДИЛА», который был инициирован представителями семьи Корнея Ивановича Чуковского и поддержан Российской государственной детской библиотекой и литературным агентством ФТМ.
Открывая выставку, писатель, сотрудник журнала «Костёр», старший научный сотрудник научно-исследовательского института образовательного регионоведения РГПУ им. А. И. Герцена Николай Иосифович Баранов, рассказал о замечательном поводе, послужившем отправной точкой конкурса: ровно сто лет назад, в 1919 году поэма для маленьких детей «Крокодил» Корнея Чуковского впервые увидела свет в виде отдельной книги (ранее она выходила в качестве журнального приложения). Первое издание украсили замечательные иллюстрации Ре-Ми – художника Николая Владимировича Ремизова-Васильева. Поблагодарив всех собравшихся за внимание к этому событию, Николай Иосифович предоставил слово инициатору конкурса – Дмитрию Дмитриевичу Чуковскому, правнуку поэта.

Дмитрий Дмитриевич признал, что с момента первого издания 1919 года фактически не было иллюстраций, равных замечательным стихам Чуковского. Однако за сто лет изменились не только реалии, изменилось читательское восприятие, поэтому появление новой книги с новыми иллюстрациями показалось настолько естественным, что представителям семьи Чуковских пришла в голову идея объявить конкурс «Рисуем КРОКОДИЛА». Эта идея была поддержана Российской государственной детской библиотекой и литературным агентством ФТМ, таким образом было выбрано авторитетное жюри, в которое вошли представители издательств, дизайнеры и художники, которое тщательно рассмотрело все присланные заявки, которых, на удивление, оказалось довольно много – около ста, причем около половины из них были присланы профессиональными художниками.
В оценивании работ жюри придерживалось правил, разработанных самим Чуковским, для которого в иллюстрациях были важны две вещи: персонажи должны быть обаятельными, а рисунок должен передавать действие. «Рисовать надо глагол!» – так образно выражал свою мысль Чуковский.
Среди десяти прошедших во второй тур, по словам Дмитрия Дмитриевича, оказалось двое петербуржцев: Елена Эргардт и китаец Си Ло, который знакомился со стихами Чуковского в переводе на китайский. Им было предложено создать макет книги с постраничными иллюстрациями – так был определен победитель конкурса. Оценив все иллюстрации, жюри единодушно выбрало в качестве победителя работу Елены Эргардт. Дмитрий Дмитриевич вспомнил слова своего знаменитого предка, который говорил: «Художник – это мой соавтор». По мнению жюри, именно работа Елены в полной мере соответствует этим словам Чуковского. Дмитрий Дмитриевич поздравил художницу с этим событием и передал ей слово.
Елена Эргардт начала с благодарностей Дмитрию Дмитриевичу и организаторам конкурса за потрясающий опыт, а также поблагодарила своих учителей, преподавателей факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена, в частности – присутствующую в зале Татьяну Петровну Чаговец, более 30 лет преподававшую в Герценовском университете.

Далее Елена Гаррьевна рассказала о напряженной и увлекательной работе над книгой, которая должна была отразить дух революционности того времени, когда она создавалась, и в то же время быть интересной современному читателю. Художница выбрала конструктивистские и супрематические мотивы в качестве фона, который помогает ощутить «шум времени», а пространство книги пыталась организовать в кинематографическом стиле, чтобы передать движение. Главным же для Елены Эргардт было сохранить настроение игры, азарта, пронизывающее весь текст Корнея Чуковского. Судя по восхищенной реакции на ее работы зрителей – ей это удалось в полной мере.
Николай Иосифович предоставил слово также главному редактору журнала «Костёр», с которым давно сотрудничает Елена Эргардт, Николаю Борисовичу Харлампиеву. Николай Борисович также поблагодарил Дмитрия Дмитриевича Чуковского за организацию конкурса и подбор компетентного жюри с безупречным вкусом. Николай Борисович подчеркнул важность визуального ряда книги, ведь первое, с чем сталкивается маленький читатель, который еще, может быть, даже не умеет читать – это картинки в книге. По мнению Николая Борисовича, часто именно картинки первых книг навсегда отпечатываются в нашей памяти, становятся своеобразным национальным кодом, формулой души. В связи с этим Николай Борисович от души порадовался за всех читателей, которые будут знакомиться с «Крокодилом» по книге с иллюстрациями Елены Эргардт – блистательного художника, создающего работы в лучших традициях петербургской графики.
Далее Николай Иосифович попросил сотрудников фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена, пришедших на встречу с изданиями «Крокодила» 1919 и 1922 годов, рассказать об этих раритетах. Заведующая отделом редкой книги Ольга Владиславовна Селиванова поведала о деятельности Кружка детских писателей, организованного Ольгой Иеронимовной Капицей при Показательной библиотеке по детскому чтению Педагогического института дошкольного образования. Именно в этот Кружок, возглавляемый Маршаком, приходили Чуковский, Бианки, Житков, Шварц и другие. Ольга Владиславовна также упомянула о книге «Мойдодыр» с автографом Корнея Чуковского в фондах библиотеки.

Заведующая отделом гуманитарно-просветительской работы Снежана Евгеньевна Волоскова рассказала об истории бытования экземпляров «Крокодила» 1919 и 1922 годов, а также напомнила всем присутствующим о возможности посетить библиотеку Герценовского университета и поработать с любым раритетным изданием из ее фондов.
Вслед за этим выступила главный редактор «Вестника детской литературы», профессор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Татьяна Анатольевна Федяева. Татьяна Анатольевна рассказала о проекте «Детский Петрополис», представляющем концепцию Петербургского текста в детской литературе. В этом проекте Елена Эргардт участвует и как художник, и как писатель, что само по себе не может не восхищать. Именно Елена Эргардт создала обложку первого тома «Детского Петрополиса», изобразив мальчика на лошадке-качалке в характерной позе «Медного всадника».
Председатель секции прозы Союза писателей Санкт-Петербурга Павел Евгеньевич Алексеев назвал каждую иллюстрацию Елены Эргардт произведением искусства. По мнению Павла Алексеева, каждая иллюстрация в хорошей книге должна что-то привносить в текст, именно тогда, при таком соединении слова и изображения, книгой можно наслаждаться. С его точки зрения, работы Елены Эргардт именно такие.

Главный редактор издательства «Химиздат», писатель Леонид Николаевич Захаров обратил внимание присутствующих на разносторонность дарований Елены Эргардт. Леонид Николаевич отметил, что хорошо иллюстрирующих свои произведения авторов не так много в истории литературы. В качестве достойных примеров Леонид Николаевич назвал Чарушина и Маяковского. По мнению Леонида Николаевича, именно писательский дар позволяет художнице так глубоко проникнуть в суть написанного: она смотрит на изображение глазами писателя и может выразить художественными средствами любую мысль, переданную словом.
Открытие выставки завершилось подарком всем присутствующим: автограф-сессией Елены Эргардт на последнем выпуске журнала «Костёр» с ее иллюстрациями. Журналы любезно предоставил Николай Борисович Харлампиев. Читателям фундаментальной библиотеки Николай Борисович передал сразу несколько выпусков журнала.
Что особенно приятно – в этих номерах есть материалы о людях и событиях, тесно связанных с Герценовским университетом. Это интервью ректора Сергея Игоревича Богданова, героя мастер-класса первого выпуска «Педагогических сезонов» Валерия Михайловича Воскобойникова, а также информация о выходе в свет «Энциклопедии романа “Два капитана”» – проекте, придуманном профессором кафедры всеобщей истории РГПУ им. А. И. Герцена Юлией Зораховной Кантор. Художницы, авторы иллюстраций в этих журналах Елена Гаррьевна Эргардт и Ольга Венедиктовна Граблевская оставили автографы для читателей, что сразу сделало эти издания уникальными!
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена