Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Мы ждём вас:
понедельник-пятница:
с 9.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вы можете в любое время:
Подробнее

Календарь

13.11.2019
Вернуться назад - Творческая встреча с Ольгой Сергеевной Сапанжой

12 ноября в Зимнем саду фундаментальной библиотеки для студентов факультета изобразительного искусства прошла лекция «Арт-мем как язык сетевой коммуникации» профессора кафедры художественного образования и декоративного искусства Ольги Сергеевны Сапанжи. Мероприятие было организовано факультетом изобразительного искусства в рамках проекта «Музей педагогики и искусства» (рубрика «Лекторий»).

Ольга Сергеевна – доктор культурологии – посвятила свою лекцию современным способам восприятия художественного искусства. В небольшом вступлении Ольга Сергеевна рассказала о взгляде культуролога на любое проявление визуальной культуры, а далее сосредоточилась на том, «как над произведениями искусства издеваются в сети». Несмотря на оценочную формулировку, Ольга Сергеевна относится к появлению «фотожаб» и арт-мемов как разновидности «фотожаб» в сетевом пространстве с интересом и непредвзятостью истинного ученого. С точки зрения культуролога, изучение арт-мемов позволяет очень точно обозначить место художественного искусства в современном обществе. Более того, Ольга Сергеевна наглядно продемонстрировала доказательства того, что в современном мире, переживающем третью волну визуальной культуры, искусство постепенно возвращает себе былую популярность.

Студентам, которые сами принадлежат к поколению, выросшему со смартфоном в руках, было интересно взглянуть на разные интерпретации классических картин в современном виртуальном пространстве. Ольга Сергеевна старалась донести до слушателей мысль, что арт-мемы – это ни в коей мере не «порча» искусства, а еще один инструмент самовыражения, способ с помощью искусства сказать о чем-то другом. И если в докомпьютерную эпоху вторгаться в художественное произведение могли только художники (например, Марсель Дюшан), то современные технические средства, по мнению Ольги Сергеевны, сделали этот процесс максимально демократичным: чтобы узнаваемо представить классический шедевр, уже не нужно учиться живописи, достаточно овладеть фотошопом.
Слушатели также узнали о наиболее популярных арт-мемах, которые уже можно назвать интернациональными, настолько они узнаваемы. Ольга Сергеевна причислила к таким арт-мемам интерпретации «Крика» Эдварда Мунка, «Танец» Анри Матисса, «Сотворение Адама» Микеланджело и «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Из российских сюжетов в арт-мемах лидируют «Опять двойка» Фёдора Решетникова, «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина и его же «Бурлаки на Волге».

Подводя итог лекции, Ольга Сергеевна еще раз подчеркнула тот факт, что когда искусство становится объектом игры (а именно это мы и видим в арт-мемах), его популярность растет. Именно поэтому, считает культуролог, создателей мемов можно даже считать популяризаторами художественного искусства в сетевом пространстве.
Лекция об арт-мемах стала третьим выпуском проекта «Музей педагогики и искусства» (рубрика «Лекторий») в этом учебном году. Следующая встреча состоится в Зимнем саду фундаментальной библиотеки 18 декабря 2019 года. Старший преподаватель кафедры художественного образования и декоративного искусства Ксения Сергеевна Подольская расскажет об отношениях скульптуры и пространства.
Каталог
2025 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена