Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

26.11.2020
Вернуться назад - Герценовские литературные встречи: Валентина и Мария Черняк

25 ноября 2020 г. в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошел очередной выпуск «Герценовских литературных встреч». Постоянный модератор проекта, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена Мария Александровна Черняк на этот раз выступила в не совсем привычной для себя роли. Вместе с почетным профессором РГПУ им. А. И. Герцена Валентиной Данииловной Черняк они представили свое учебное пособие «Русская литература XXI века: приглашение к чтению». Книга была выпущена при финансовой поддержке Фонда «Русский мир».

Фотоальбом мероприятия
Видеозапись мероприятия


Как обычно, мероприятие проводилось в очно-заочном формате, что позволило посетить его гостям не только из разных городов России, но и из Венгрии, Индии, Италии, Казахстана, Кореи, Китая, Турции, Эстонии. Заочно приветствовала гостей и организатор проекта, директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова. В роли модератора, ведущего мероприятие в Зимнем саду библиотеки, выступала проректор по научной работе Лариса Александровна Цветкова.
С самого начала Лариса Александровна подчеркнула особенность этой встречи, ее соответствие лучшим петербургским традициям – представляемая книга создана династией филологов-герценовцев. Проректор отметила тот широкий интерес, который проявили к этому учебному пособию представители разных культур, научных школ, что связано с возросшим интересом к чтению. По словам Ларисы Александровны, в тот момент, когда в современном мире читают (хотя бы сообщения в мессенджерах) все, вопрос качества чтения выходит на первый план. Проректор по науке в педагогическом вузе не могла не отметить, что перед педагогами неизбежно возникают новые вызовы: как учить читать в этих условиях, причем это важно и с профессиональной точки зрения, и с точки зрения научного анализа. С вопросом, как справляются с этим современные преподаватели вузов, Лариса Александровна передала слово авторам.
Мария Александровна начала свой ответ с благодарности всем, кто пришел на презентацию (очно и заочно), и тем, благодаря кому состоялась эта книга – Фонду «Русский мир». Далее она обозначила важнейшую цель этого учебного пособия – отразить современный литературный процесс. С точки зрения автора, современная литература – очень дискуссионное поле, и для того, чтобы подходить к нему с разных сторон, потребовался взгляд литературоведа и лингвиста. Мария Александровна упомянула, что книга адресована в первую очередь преподавателям русского языка и литературы, а также студентам, изучающим современный русский язык и современную литературу в России и за ее пределами.

Валентина Данииловна Черняк добавила к этому, что их учебное пособие – это не только приглашение к чтению, но и приглашение к анализу современной русской речи, что особенно важно для преподавателей русского языка. Валентина Данииловна сослалась на опыт проведения семинаров для преподавателей русского языка за рубежом, когда ясно обозначился запрос на учебники с материалами по современной русской речи. Автор отметила, что свою задачу видела в том, чтобы найти такой материал на страницах современной русской прозы и дать возможность с ним работать учителям русского языка и их ученикам.
Мария Александровна назвала эту книгу междисциплинарным учебным пособием, с литературоведческим и лингвистическим материалом, а также отметила, что в ней хорошо представлен пласт современной критики, которая весьма интересна, многообразна и противоречива, а также есть точные библиографические справки по всем указанным в пособии текстам, что также будет весьма полезно читателям. Разделы книги, по словам автора, отражают тенденции современной литературы и касаются таких проблем, как существование книги в цифровом пространстве, феномен массовой литературы, состояние современной поэзии и так далее.
Кроме того, Мария Александровна сообщила, что в книге есть и эксклюзивный материал – фрагменты интервью с современными авторами, позволяющие понять, как им самим современный литературный процесс видится, что называется, изнутри: «это живой голос самих авторов, критиков».

Валентина Данииловна осветила лингвистический раздел пособия, отметив, что на страницах современной прозы можно найти отражение всех тенденций современной языковой ситуации, например, можно говорить о языковой рефлексии, речевом портрете современника, интертекстуальности, культурной грамотности и так далее.
Мария Александровна также сказала, что намеревалась дать читателю удобную навигацию по современным авторам, современным текстам (вплоть до 2020 года!), что особенно важно для тех, кто не живет в России, именно поэтому в книге появился раздел «Советуем почитать», включающий критику, учебники, учебные пособия, словарную и справочную литературу.
Она также не согласилась с распространенным мнением, что читать стоит только классическую литературу. Мария Александровна считает, что у классики есть своеобразная «подушка безопасности» из сложившихся интерпретаций текста, тогда как современная литература, такой подушки не имеющая, может быть интересна читателю возможностью выстроить свой читательский маршрут. Именно здесь, при построении такого маршрута, считает Мария Черняк, может пригодиться это пособие.
Валентина Данииловна, говоря как лингвист, указала на такую особенность текста, как способность отражать культурный код писателя. По ее мнению, в текстах современной литературы есть множество примеров отражения языковой рефлексии носителей русского языка, что говорит о стремлении осмыслить адекватное речевое поведение. Валентина Данииловна привела фрагмент текста, в котором один персонаж делает замечание другому по поводу употребления слова «извиняюсь».

В завершение своего выступления Мария Александровна опередила возможные вопросы по поводу включения текстов тех или иных авторов в это учебное пособие, объяснив, что это всегда субъективный выбор, обусловленный личными предпочтениями: «Книжка априори субъективна, это наша современная литература, но мы приглашаем к чтению!»
Валентина Данииловна добавила к этому, что авторы сознательно сосредоточились на прозаических текстах, не рассматривая подробно поэзию и драматургию, так как были ограничены в объеме книги, однако в дальнейшем планируется продолжить работу и включить в рассмотрение современные тексты других форм.
Далее Лариса Александровна предложила задавать вопросы, что и сделал доцент кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Алексей Иванович Дунев, который попросил назвать тех писателей, которые, по мнению авторов пособия, сумели совместить код современной и классической литературы.
Мария Александровна поблагодарила за вопрос и назвала известного автора-филолога Евгения Водолазкина, которому, вероятно, в силу профессии, это вполне удается, а также Михаила Шишкина (кстати, тоже филолога по образованию), подчеркнув, что это ее субъективный взгляд.
Следующий вопрос задала сама ведущая, которую интересовало, как скоро изменяется литературный язык, как быстро он реагирует на мгновенную изменчивость современного мира.
Валентина Данииловна еще раз упомянула, что все, происходящее в языке тут же возникает в поле современной литературы, а уж на страницах книг текущая ситуация отражается мгновенно, так, например, уже вышли произведения (у Елены Колиной, Евгения Водолазкина) о современной пандемии и способах ее проживания. Валентина Данииловна также отметила, что современная литература в дальнейшем станет важным источником для историков, которые будут изучать прошлое в том числе и по литературным произведениям.
Далее авторы пособия ответили на вопросы гостей вне аудитории. Раиса Леонидовна Смулаковская, преподаватель Череповецкого государственного университета, поблагодарила Марию и Валентину Черняк за важную и нужную книгу и рассказала о том, как современная литература, в частности книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», помогла ей приобщить к чтению современной литературы ученицу 7 класса.

Мария Александровна охотно согласилась с тем, что хорошая современная литература, к которой, несомненно относится упомянутая книга (переиздающаяся уже 10 лет), - это и опровержение тезиса о том, что современная молодежь не читает, и хороший повод приобщить ребенка к чтению.
Декан факультета славистики университета города Дебрецена (Венгрия) Йожеф Горетить спросил у авторов пособия, насколько изменились, по их мнению, выразительные средства современного литературного языка – метафоры и тропы.
Валентина Данииловна ответила, что, безусловно, в современном русском языке налицо значительное увеличение числа новых метафор, связанных с влиянием современной техники, компьютеризации, интернет-коммуникации.
Второй вопрос из Венгрии поступил от преподавателя университета города Пёч Тюнде Сабо: насколько целесообразно начинать изучать русскую литературу с современных текстов, а не по хронологии?
На этот вопрос Мария Александровна и Валентина Данииловна в один голос ответили, что в российских вузах, в том числе в РГПУ им. А. И. Герцена (а также в некоторых школах), есть традиция знакомить студентов и учащихся параллельно и с классической, и с современной литературой, что значительно обогащает их читательский опыт.
В завершение разговора проректор Лариса Александровна Цветкова еще раз поблагодарила всех участников встречи и от имени организаторов вручила букеты цветов Марии и Валентине Черняк, авторам книги «Русская литература XXI века: приглашение к чтению».


Это учебное пособие теперь доступно всем нашим читателям, а посмотреть видеозапись этого выпуска проекта «Герценовские литературные встречи» можно на канале Youtube фундаментальной библиотеки:https://youtu.be/UvjN3FUaM78.

Фотоальбом мероприятия
Видеозапись мероприятия


Фото: фундаментальная библиотека, Педагогические вести
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена