Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных
Участник
Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Борис Александрович Голлер
18 ноября 2014 года в Зимнем саду фундаментальной библиотеки в рамках проекта «Герценовские литературные встречи» состоялась встреча с писателем, драматургом, историком Борисом Александровичем Голлером.
Известного литератора, публициста приветствовали проректор по информатизации РГПУ им. А.И. Герцена Михаил Юрьевич Пучков и заместитель директора фундаментальной библиотеки Светлана Юрьевна Знатнова.
Встречу открыла модератор проекта «Герценовские литературные встречи», профессор кафедры русской литературы, Мария Александровна Черняк, представив собравшимся гостя Герценовского университета. «Вот уже второй раз подряд мы говорим на наших Герценовских встречах об истории. Для Бориса Александровича Голлера важнейшим предметом стала история Петербурга, история декабристов, история России. Почему же так велик наш интерес к прошлому, что делает историческую тему столь актуальной в современной литературе?»
Борис Александрович рассказал, что ему в первую очередь были интересны люди: люди на войне, люди, вернувшиеся с войны. Интересно, что первая пьеса «Десять минут и вся жизнь» была посвящена судьбе летчика, сбросившего ядерную бомбу. Пьеса эта была написана в 1960 г., но разрешили ее только спустя 27 лет. Первой постановкой в театре стала пьеса о 1937 г., поставленная в 1968 г. на сцене ТЮЗа, однако ее довольно скоро сняли – как только в Чехословакию были введены войска. В 1975 г. режиссер Владимир Малыщицкий поставил пьесу Бориса Голлера «Сто братьев Бестужевых», что послужило толчком к созданию Молодежного театра на Фонтанке, а в 1988 г. была опубликована первая работа о Грибоедове в журнале «Вопросы литературы». В настоящий момент Борис Александрович пишет прозу, эссеистику, так как тот театр, в котором текст не играет главенствующей роли, Борису Александровичу не близок.
Главные писательские интересы Бориса Александровича сосредоточены на русской истории Грибоедовско-Пушкинско-Лермонтовской эпохи. По мнению Бориса Александровича, у нас в последнее время оказался отключен целый культурно-исторический пласт, связанный с революционной романтикой. А ведь история имеет свойство повторяться. И если в 1825 г. власти нужно было подавить бунт декабристов – носителей сознания победившего человека, способного изменить свою страну к лучшему, то в 1950-е годы разгром литературы был вызван желанием властей придушить это же самое сознание. Если же это сознание подавлено – подавлена, так сказать, сама культурная почва. История – наука точная: практически за все время правления Николая I не родилось людей того масштаба, которое родились в предыдущую эпоху: от Грибоедова до Толстого (единственным исключением тут можно считать Чехова).
Особый интерес у Бориса Александровича вызывает, безусловно, главный роман А.С. Пушкина – «Евгений Онегин». Как и многие из нас, много раз Борис Александрович пытался разобраться, что же все-таки хотел поведать нам великий поэт. Одной из главных тем романа в стихах Борис Александрович считает тему судьбы старших, тему привычки (что замена счастию), а также тему смерти, которую Пушкин рассматривает как звено в цепи поколений. Размышления о «Евгении Онегине» перемежались с великолепным чтением строф романа, а напоследок Борис Александрович прочитал фрагмент из своей последней книги «Возвращение в Михайловское».
Борис Александрович Голлер подарил фундаментальной библиотеке Герценовского университета свой двухтомник, а также написал в книге почетных гостей: «Был очень рад встрече в библиотеке Университета – института, о котором я когда-то мечтал. Дай Бог Вам всем удачи в достижении цели, а цель одна – мы должны быть читающей страной. И мыслящей. С уважением и сердечно Ваш Б. Голлер».
Все издания книг Б.А. Голлера из фондов фундаментальной библиотеки доступны заинтересованным читателям.