Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных
Участник
Мероприятия - Книжный маяк Петербурга и Герценовские литературные встречи
12-14 февраля в Санкт-Петербурге и России состоялся фестиваль-праздник для всех любителей литературы, поэзии и музыки «КНИЖНЫЙ МАЯК ПЕТЕРБУРГА» ON-SOUND.
12 февраля в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошло два мероприятия фестиваля «Книжный маяк Петербурга». Постоянный модератор «Герценовских литературных встреч», профессор кафедры литературы РГПУ им. А. И. Герцена Мария Александровна Черняк поблагодарила за гостеприимство директора фундаментальной библиотеки Нателу Нодарьевну Квелидзе-Кузнецову и объявила презентацию студенческого проекта "Научно-творческая лаборатория Герценовского университета «ДЕТЛИТ»". Этот проект студентов филологического факультета, созданный под руководством Марии Александровны Черняк, появился как своеобразный навигатор в современной детской и подростковой литературе и предназначен для учащихся, школьных учителей, библиотекарей, специалистов в области детской литературы, родителей. Он задумывался со множеством живых интервью с писателями и встреч с читателями, однако непростой 2020 год внес в планы свои коррективы.
В рамках «Книжного маяка» первый выпуск «Герценовских литературных встреч» в 2021 году стал необычным и очень многообещающим! Что может быть более оптимистичным, чем детская литература? Трудно сказать. Поэтому мы выбрали разговор о детских книгах и с оптимизмом смотрим в будущее вместе с Герценовской лабораторией ДЕТЛИТ!
На встрече увлеченные студенты филфака обсуждали: «Зачем современному студенту читать детскую литературу?» Оказалось, что это, в первую очередь, очень интересно! Таких заинтересованных студентов не испугает ни пандемия, ни приближающаяся сессия, ни необходимость осваивать навыки редактирования текстов! Во всяком случае, пока у них все получается: есть свои телеграм-канал и инстаграм, есть контент-план, есть интервью с писателями, а главное – есть своя аудитория, которой они нужны и интересны. Чем же им удалось «зацепить» аудиторию, студенты рассказывали всем участникам фестиваля.
Мария Александровна рассказала, что рождение лаборатории было связано с огромным студенческим интересом к детской книге, который проявился при изучении курса детской литературы на филологическом факультете. Когда-то этот курс в институте детства Герценовского университета читала легендарная Евгения Оскаровна Путилова, но на филологическом факультете, к сожалению, его не вели. Лишь в 2020 году было решено вплотную заняться столь востребованной сейчас детской литературой, и это оказалось очень правильным решением! Предполагалось активное взаимодействие с живыми участниками литературного процесса: писателями, издателями, критиками, но… жизнь внесла свои коррективы. Однако, интерес студентов к этой теме оказался сильнее всех препон и ограничений, а потому было решено не ограничиваться академическим курсом, так получился серьезный проект «Лаборатория ДЕТЛИТ» и продолжилось изучение современной детской книги. Далее Мария Александровна передала слово самим студентам. Елена Цветкова рассказала о причинах заинтересованности студентов в детской литературе, то есть по сути сразу ответила на вопрос, вынесенный в заглавие встречи. Оказывается, сейчас детскую литературу читают не только дети, но и их родители, педагоги, филологи, а также подростки и просто молодые люди. Появился даже новый термин – «литература для молодых взрослых». Каждая аудитория находит в детской книге что-то свое. Она помогает читателю разобраться в себе, прожить непростые жизненные ситуации, понять современных детей, выразить то, что переживаешь и т. д. Татьяна Назарова рассказала о том, как создавались рубрики Лаборатории ДЕТЛИТ в социальных сетях – инстаграме, телеграм-канале и на youtube. Студентам важно не только рассказывать о литературе, но и привлекать аудиторию к тем событиям, которые происходят в библиотеках, театрах, книжных магазинах, к книжным фестивалям и конкурсам, ведь литературный процесс – это активное взаимодействие книги, писателя и читателя. Татьяна также сообщила о том, что участники ДЕТЛИТа попробовали сами записывать аудиокниги и этот опыт оказался весьма успешным.
Яна Красовская познакомила аудиторию с еще одним направлением работы – визуальной культурой детской книги. Первоначально внимание студентов привлекла манга как феномен японской культуры, который оказался интересен европейскому и российскому читателю. Оказывается, манга может быть успешным вариантом обучающей литературы, так как в этом стиле уже изданы некоторые произведения школьной классики. Яна также рассказала об интересе современных читателей к комиксам и виммельбухам – тем книгам, которые находились на периферии детской литературы в России. Маргарита Овчинникова с большим энтузиазмом поделилась своим интересным опытом работы в ДЕТЛИТе: ей приходилось брать интервью у современных детских писателей. По мнению Маргариты, такие интервью обладают огромной ценностью, так как позволяют взглянуть на писателя как на человека «с особым взглядом на мир». Маргарита также отметила, что работа с интервью – это коллективный труд, включающий не только подготовку вопросов, но и расшифровку текстов, и их редактирование. Весь этот опыт трудно переоценить, считает студентка, тем более, что результат оказывается весьма успешным. Так, подготовленное в ДЕТЛИТе интервью с Асей Петровой просмотрели 2000 раз, а это немало для совсем молодого канала. Ждут публикации уже готовые интервью с Анастасией Строкиной и Алексеем Олейниковым, которые, вероятно, будут не менее интересны подписчикам каналов Лаборатории ДЕТЛИТ.
Маргарита также рассказала об особенностях работы на каждой интернет-площадке ДЕТЛИТа, о разработке контент-плана для того, чтобы собрать как можно более широкую аудиторию тех, кому интересна детская книга. Например, инстаграм позволяет делать прямые ссылки на страницы писателей, а также мероприятий и событий, а телеграм-канал позволяет размещать объемные тексты, что очень нравится студентам-филологам. Александра Ключкина напомнила о тесной связи детской книги с кино и театром. По мнению Александры, дети подчас и не подозревают, что, например, «Холодное сердце» – это экранизация сказки Андерсена, а такое знание помогло бы обратить внимание не только на фильм, но и на первоисточник, на текст сказки. Александра еще раз напомнила, что Лаборатория ДЕТЛИТ готова тесно сотрудничать со школами и библиотеками, ведь ее основная целевая аудитория – это дети. Александра подчеркнула, что студентам филфака также предстоит работа в школе, где, несомненно, очень поможет опыт, полученный в Лаборатории ДЕТЛИТ.
Подводя итог презентации, Мария Александровна Черняк отметила, что ДЕТЛИТ имеет прямое отношение и к науке, что весьма актуально в #годнаукиитехнологий. Мария Александровна выразила уверенность, что итогом работы студентов станут научные статьи магистрантов, публикации в журнале «Детские чтения», выступления на студенческих конференциях. Мария Александровна поблагодарила студентов и слушателей и предложила задавать вопросы по поводу работы Лаборатории ДЕТЛИТ.
Доцент кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Алексей Иванович Дунёв выразил восхищение работой дружной команды Лаборатории под руководством Марии Александровны Черняк и выразил желание участвовать в этом «жизненно необходимом проекте». Алексея Ивановича интересовали также критерии, по которым современная детская книга попадает в сферу рассмотрения Лаборатории. Студентки ответили, что строгих критериев нет, но главным является интерес к книге детской читательской аудитории.
Зрителей встречи, присутствующих онлайн интересовало также, книги каких авторов – отечественных или зарубежных – сейчас больше интересны читателям. Участники Лаборатории ответили, что географических границ для книг сейчас нет, поэтому главное для читателей – сам текст, ну и, разумеется, мастерство переводчика, а в остальном читатели с интересом относятся и к русской и к зарубежной книге.
Интересовало онлайн-зрителей и разделение труда между участниками Лаборатории: кто и за что в ней отвечает. На это студентки ответили, что каждый из них занимается тем, что ему интересно, но весь этот опыт для них важен и актуален, за что они очень благодарны своему руководителю. Мария Александровна Черняк в свою очередь добавила, что Лаборатория ДЕТЛИТ дает много не только студентам, но и ей самой, она тоже многому учится у своих студентов, а главное – эта Лаборатория явилась своеобразным свидетельством огромного интереса в обществе к детской книге, детским авторам, детскому чтению.
Вторым мероприятием «Книжного маяка Петербурга» в этот день стала онлайн-встреча с известным писателем, журналистом, колумнистом Денисом Викторовичем Драгунским.
Модератор встречи Мария Александровна Черняк с удовольствием представила Дениса Викторовича собравшимся в Зимнем саду фундаментальной библиотеки и тем, кто следил за этой встречей онлайн, и поздравила его с выходом новой книги «Третье лицо».
Эта книга стала 15-й книгой Дениса Викторовича, вышедшей в издательстве Елены Шубиной, и 23-й в творческой биографии писателя. Разговор о ней Мария Александровна начала с творческого метода Дениса Викторовича – мастера коротких новелл. Ее интересовало, почему этот формат так привлекает Дениса Драгунского.
Писатель связал пристрастие к этому жанру с богатым опытом застольного рассказчика от которого ждут коротких историй с интересной фабулой и неожиданной развязкой. Новеллист, по мнению Дениса Викторовича, должен обязательно удивить читателя и вступить с ним в диалог, оставить читателю место для додумывания: что было до и после описанной в новелле истории, «что происходит за кадром», а также читателю надо позволить «примерять происходящее на себя».
Марию Александровну также интересовал формат существования современного писателя в сети: влияет ли читательский комментарий на мнение автора, а главное – на текст? Денис Викторович признал, что это влияние несомненно есть, причем иногда это просто уточнение фактов (например, номер автобусного маршрута), а иногда – существенная правка текста. Писатель, как сообщил Денис Викторович, иногда страдает «синдромом стеклянной головы», полагая, что все известное ему самому, известно и понятно также и читателю, а это не так. Иногда вопросы и уточнения читателей помогают понять, что в тексте нарушена логика или какое-то действие не является мотивированным, тогда текст подвергается правке, пояснил писатель. Однако, безусловно, с некоторыми комментариями Денис Викторович не согласен и на текст они влияния не оказывают.
Далее Мария Александровна задала вопрос, который она, по ее словам, просто не могла не задать: существуют ли литературные гены? Денис Викторович, сказав, что высоко ценит доказательность, признал, что готов согласиться с их наличием «если покажут этот ген». На данный же момент писатель считает, что самое главное – «обстановка в семье, а не биохимия». Продолжая разговор о своей писательской семье, Денис Викторович сообщил, что потихоньку работает над большой книгой «Подлинная жизнь Дениса Кораблёва», которая будет рассказывать об интересных с его точки зрения вещах.
Мария Александровна сказала, что эту книгу будет ждать с нетерпением, как и все читатели Дениса Драгунского, а потом спросила мнение писателя о «поколенческих текстах». Денис Викторович сказал, что такие тексты безусловно есть и в качестве примера назвал лейтенантскую прозу, прозу Юрия Трифонова, Юрия Нагибина. По мнению Дениса Викторовича, дело не только в поколенческих ценностях, но и в навыке чтения, который заметно меняется. Так, считает Драгунский, произведения Юрия Трифонова не были герметичной прозой, выходили стотысячными тиражами, рассчитанными на широкую аудиторию, а сейчас вряд ли могут быть полностью поняты современными читателями.
Марию Александровну также интересовало отношение Дениса Викторовича к тому факту, что сейчас многие непрофессионалы хотят писать книги, востребованы курсы писательского мастерства. Денис Викторович считает это явление совершенно нормальным и связывает его с потребностью современного человека высказаться. В том же, что читательская аудитория у таких произведений небольшая, Денис Викторович не видит никакой проблемы, ведь примерно такая же ситуация складывается и в европейских странах, например, в Италии, где официально зарегистрировано около 10 000 поэтов при этом тираж у книги стихов не превышает 1000 экземпляров.
Далее по просьбе Марии Александровны Денис Драгунский прочитал свой рассказ «Уругвай» из новой книги «Третье лицо» и ответил на заданные ему вопросы. Например, на вопрос Марии Александровны, есть ли у него тексты, зафиксировавшие пандемию 2020 года. Денис Викторович ответил, что упоминания о чертах пандемии, конечно, уже появились (например, действующий персонаж – человек в черной маске), однако специальных текстов о пандемии у него еще нет, так как это требует осмысления.
Мария Александровна, завершая встречу, от души поблагодарила Дениса Викторовича за этот разговор, за авторское чтение, собравшихся – за внимание, и выразила уверенность, что в недалеком будущем все эпидемические ограничения будут сняты и писатели вновь смогут напрямую общаться со своими читателями!