Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных
Участник
Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Елена Кальницкая
2 марта 2021 г. в Зимнем саду фундаментальной библиотеки состоялось долгожданное событие. В специальном выпуске проекта «Герценовские литературные встречи» прошла презентация книги генерального директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елены Яковлевны Кальницкой «Как воспитать наследника. Петергофский метод».
Открывая встречу, директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова рассказала собравшимся, что эта встреча была запланирована еще на начало октября и приурочена к Дню учителя. Натела Нодарьевна подчеркнула, что было важно провести презентацию в стенах Герценовского университета, так как миссия нашего вуза – образование и воспитание, что очень перекликается с темой книги. Когда же по эпидемиологическим причинам презентация в октябре не состоялась, было решено не проводить ее онлайн, а дождаться более благоприятных условий. Это оказалось правильным решением, и в этот день все желающие смогут вживую побеседовать с автором книги, искусствоведом и культурологом, генеральным директором Государственного музея-заповедника «Петергоф», доктором культурологии, профессором Еленой Яковлевной Кальницкой.
Елена Яковлевна поблагодарила всех пришедших на презентацию и присоединившихся к ней онлайн, а также поблагодарила университет и его ректора Сергея Игоревича Богданова и, конечно, фундаментальную библиотеку университета и ее директора Нателу Нодарьевну Квелидзе-Кузнецову за внимание к этой книге и теплый прием.
Елена Яковлевна посчитала, что перенос презентации даже оказался полезным, так как за время вынужденной изоляции успела написать следующую книгу! Она также сказала, что сумела хорошо понять феномен Болдинской осени Пушкина, когда, оказавшись взаперти из-за эпидемии, не можешь заниматься обычными делами, зато получаешь время на творчество, на книги.
Рассказ о книге «Как воспитать наследника. Петергофский метод» Кальницкая начала со своей привязанности к истории повседневности – направлением, которое в европейской исторической школе хорошо известно со 2-й половины XIX века, а в российской до недавнего времени оставалось на периферии. Этот подход, по мнению автора, требует внимательной проработки источников, обращения к бытовым записям, дневникам и письмам людей прошлых эпох. Поскольку Елене Яковлевне пришлось заниматься Романовыми, которые уже получили концептуализацию в истории, ей пришлось «быть готовой к тому, что что-то раскритикуют, оспорят». При этом автор напомнила, что мы смотрим на людей, на историю XVIII – XIX веков из XXI века, а это несколько искажает наше видение.
В своей новой книге, которая скоро должна выйти, Елена Яковлевна сосредоточилась на рассмотрении природы таланта, в книге же о Петергофском методе воспитания, ее занимал вопрос: что такое образование в императорской семье? Только ответ на этот вопрос автору нужно было найти в преломлении к истории Петергофа.
По словам Елены Яковлевны, для себя она «разделяет всех Романовых на Петергофских и непетергофских», так как именно Петергоф оказался тем местом, которое «объединяет всех Романовых». И первым в ряду Петергофских Романовых Елена Яковлевна, разумеется назвала Петра Великого, который застроил Петергоф по определенной схеме. Елена Яковлевна рассказала, что при внимательном изучении оказывается, что Петр I при строительстве малых дворцов ориентировался не на Версаль, как принято считать, а на те впечатления, что привез из разных стран. Елена Кальницкая привела в качестве примера павильон Эрмитаж с подъемным столом, аналог которого Петр увидел в Дании.
Екатерина II, по мнению Елены Яковлевны, вовсе не так «не любит Петергоф», как считают многие по цитате императрицы «не люблю фонтаны». Елена Яковлевна напомнила, что именно Екатерина II стала регулярно устраивать в Петергофе роскошные празднества в день именин Петра I. Далее Елена Яковлевна подробно рассказала об истории покупки Павлом скульптуры «Нептун» в Нюрнберге для одного из фонтанов Петергофа, а также об установке знаменитого фонтана «Самсон» при Александре I.
Особо выделила Елена Яковлевна фигуру императора Николая I, затеявшего с нуля строительство собственной резиденции «Александрии», в результате чего «огромная территория получает развитие». Следующие императоры продолжили развитие Петергофа, однако двух последних – Александра III и Николая II Елена Яковлевна назвала «непетергофскими», что, впрочем, было вызвано совершенно объективными причинами.
Далее Елена Яковлевна перешла к рассказу о собственно принципах воспитания, назвав наиболее важные среди них: строгость родителей, доходящую до аскетизма, и ориентацию на мужское воспитание. По мнению Елены Яковлевны, материнское воспитание отходило на второй план, хотя и среди императриц встречались «жесткие матери», например, императрицу Марию Фёдоровну» младшие дети за ее жесткость даже называли «чугун»!
Среди императоров же в качестве хорошего отца-воспитателя Елена Яковлевна особо выделила императора Николая I, который считал своим долгом проводить часть своего времени с детьми, а главное – сумел подобрать для своего наследника великолепных наставников во главе с Василием Андреевичем Жуковским.
Елена Яковлевна также обратила внимание на еще одну черту в воспитании наследников (чему собственно посвящена новая книга) – на природу таланта и развитие заложенных способностей человека. По словам Елены Яковлевны, все Романовы так или иначе были причастны к искусству: Петр I работал на токарном станке (а в то время токарное дело относилось к художествам), Петр III играл на скрипке, Екатерина II обладала незаурядным литературным талантом, что в полной мере отразилось в ее переписке, Мария Фёдоровна занималась живописью и изготовлением камей, рисовал также и Николай I, а также все его дети и брат Константин, позже – дети и внуки Александра III, а наиболее творчески одаренным среди Романовых, наверное, следует признать Великого князя Константина Константиновича, оставившего след в русской литературе под именем «К. Р.».
В связи с этим Елена Яковлевна подчеркнула, что в семье Романовых всегда заботились о развитии способностей детей, например, детей учили живописи известные художники, преподаватели Академии художеств, кроме того, практически каждый из Романовых имел собственную художественную коллекцию. Вместе с тем, приоритет отдавался воспитанию будущих правителей, воспитывали умение распоряжаться властью, учили управлять людьми, что всегда было трудным делом, а главное – воспитывали в уважении к человеку. В качестве примера Елена Яковлевна привела случай, когда один из детей Николая I однажды в виде шутки вынул стул из-под привставшего гостя. Разумеется, эта шутка закончилась плачевно, и император огромной страны был вынужден вместе с супругой извиняться перед гостем за неуместное поведение своего ребенка, которому таким образом был дан хороший урок.
Разговор о книге Елена Яковлевна завершила благодарностью всем, кто помогал ее изданию: редактору Александру Белоусову, фотографу Дмитрию Яковлеву, дизайнеру Виктору Кудашову, а также художнику нескольких своих книг Михаилу Бычкову.
После такого интересного рассказа Елена Яковлевна предложила задавать вопросы и Натела Нодарьевна предоставила первое слово ректору РГПУ им. А. И. Герцена Сергею Игоревичу Богданову.
Сергей Игоревич поблагодарил Елену Яковлевну и за книгу, и за рассказ, и сообщил, что его внимание привлекло указание в аннотации «Для семейного чтения». Это побудило Сергея Игоревича, по его словам, читать книгу вслух вместе со своими детьми. Этот опыт, считает Сергей Богданов, был не всегда простым, поскольку у разновозрастных детей разные интересы и разный уровень внимания. Тем не менее время, проведенное за семейным чтением книги «Как воспитать наследника. Петергофский метод» Сергей Игоревич назвал лучшим в этом году и поблагодарил за это автора книги, а кроме того выразил признательность за решение провести ее презентацию в фундаментальной библиотеке Герценовского университета.
Далее Натела Нодарьевна зачитала Елене Яковлевне несколько вопросов, заданных зрителями онлайн-трансляции. Интересным был следующий вопрос: «Можно ли составить образ идеального родителя, прочитав эту книгу»?
Елена Яковлевна ответила, что, поскольку в книге речь идет о Романовых, то среди них она считает идеальным родителем Николая I, который показал себя лучшим воспитателем, при этом особо подчеркнув, что для нее лично «Николай I Петергофский и Николай I Петербургский воспринимаются как разные люди».
На вопрос зрителя «Как сегодня Петергоф реализует себя как образовательное пространство и куда лучше всего сходить с ребенком?» Елена Яковлевна посоветовала обратить внимание на парк «Александрия» и детский музейный центр «Новая ферма», коллектив которого под руководством Елены Китаевой готов в нескучной и активной форме помочь детям знакомиться с богатым культурным наследием императорской резиденции. В качестве примера Елена Яковлевна привела взаимодействие с учениками 56 Академической гимназии, президент которой Майя Борисовна Пильдес (присутствующая на встрече), несмотря на трудности с организацией перевозки детей в Петергоф, посчитала необходимым дать возможность детям познавать историю и культуру в одном из лучших музеев страны.
Директор института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, профессор Светлана Анатольевна Писарева поблагодарила библиотеку за организацию этой встречи и Елену Яковлевну за книгу и задала вопрос: какой совет автор могла бы дать современным родителям? Елена Яковлевна поблагодарила за вопрос и ответила, что для нее кажется главным понять своего ребенка, даже если его мнение отличается от того, что кажется важным родителям. В качестве примера Елена Яковлевна привела свой педагогический опыт: «Мы с ребенком всегда дружили и были на равных, я могла говорить с ним обо всем, хотя при этом для меня книги стали основополагающим фактом моей жизни, а для моего сына нет». Именно доверие, царящее в семье, Елена Яковлевна считает главным: «Если ребенок пришел к вам с проблемой – вы счастливый родитель!»
Были заданы также вопросы о телесных наказаниях в семье Романовых и об отличии воспитания девочек от воспитания мальчиков. На первый вопрос Елена Яковлевна ответила утвердительно: физические наказания, разумеется были, хотя весьма скромные, например, детей могли поставить на колени на горох, а вот различия в воспитании девочек касалось, скорее, набора учебных предметов, в отношении же дисциплины различия были незначительны, их также воспитывали в строгости и аскетизме. Елена Яковлевна уточнила, что воспитание девочек в царской семье было практически идентично воспитанию в женских институтах: с закаливанием, строгим режимом дня, послушанием, ведь царских дочерей готовили к жизни в Европе без излишней роскоши.
Последний вопрос касался планов Петергофских праздников, ведь Елена Яковлевна – один из их сценаристов. Директор Петергофского музея призналась, что это ее любимая тема и посетовала, что в 2020 году музей вынужден был отказаться от праздника, а планировалось посвятить его послевоенному возрождению Петергофа. Все очень надеются, что в нынешнем году праздник состоится и он будет представлять собой попурри из лучших номеров праздников прошедшего десятилетия, с сентября же начнется подготовка к 350-летию основателя Петергофа Петра I.
На этой праздничной ноте, обращенной в будущее, встреча завершилась. Натела Нодарьевна от лица библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена вручила Елене Яковлевне цветы, после чего состоялась автограф-сессия и Елена Яковлевна надписала книги всем желающим. Все желающие смогли также ознакомиться с редкими книгами из фондов библиотеки, по которым учились Константин Константинович и его дети. Эту небольшую выставку с удовольствием осмотрели Елена Яковлевна Кальницкая и Майя Борисовна Пильдес а затем оставили свои записи в книге почетных гостей:
«Замечательным сотрудникам Герценовской библиотеки – знатокам и ценителям великого искусства книги. Вы – люди счастливейшей профессии. Удачи вам. Елена Яковлевна Кальницкая»
«Восхищена фундаментальной современной библиотекой! Спасибо за великий труд. Выпускница 1974 года Народный учитель РФ М. Пильдес».