Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

27 апреля (суббота) - библиотека открыта с 9:30 до 13:00
28, 29, 30 апреля, 1 мая - выходные и праздничные дни

8 мая (среда) - библиотека открыта с 9:30 до 15:00
9, 10, 11, 12 мая - выходные и праздничные дни

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Вот так история!

18 марта в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошел очередной выпуск «Герценовских литературных встреч», модератором которого стала директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова. Профессор кафедры литературы РГПУ им. А. И. Герцена Мария Александровна Черняк на этот раз вела разговор с двумя современными петербургскими писателями Дмитрием Миропольским и Антоном Чижом.

Фотоальбом мероприятия

YouTube-трансляция

Представив гостей зрителям, собравшимся в зале и в онлайн-режиме на YouTube-канале фундаментальной библиотеки, Мария Александровна сразу объяснила тему встречи «Вот так история!». Дело в том, что оба автора пишут тексты с историческим фоном: исторические романы (Дмитрий Миропольский) и ретро-детективы (Антон Чиж). Мария Александровна заметила также, что эта тема недавно стала остро актуальной: вопрос об отношении автора художественного произведения к историческим источникам был поднят на волне скандала по поводу новой книги Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд». Мария Александровна пообещала обязательно затронуть этот вопрос в беседе, но начала все же с другого: как химик технолог (Дмитрий Миропольский) и театровед (Антон Чиж) все-таки пришли к писательству?


Антон Чиж рассказал, что в школе считал историю тоскливой и никогда не думал, что впоследствии сам начнет писать ретро-детективы. К писательству его подтолкнуло осознание того, что в книжном магазине он не смог выбрать книгу по своему вкусу. Незадолго до этого, по словам Антона, ему довелось поработать на телевидение с известным историком Львом Лурье над сериалом «Преступление в стиле модерн», после чего стало понятно, что стоит самому написать хорошую книгу, причем именно ретро-детектив. Свой путь в литературу Антон назвал разновидностью хулиганства, так как в процессе написания исторических детективов, он осознал «глубину своего чудовищного незнания».


Дмитрий Миропольский считает свой путь к написанию исторических романов закономерным, ведь «все что с нами происходит – это история», хотя он не был простым: в его жизни также была работа, связанная с телевидением и политтехнологиями. С точки зрения Дмитрия, при взгляде на исторические источники следует всегда помнить о политической ангажированности их авторов. В качестве примера Дмитрий привел летописца Нестора с его предвзятым отношением к Новгороду. Сам Дмитрий пытается взвешенно подходить к историческим источникам и детективную, занимательную составляющую своих романов считает яркой оберткой, необходимой для того, чтобы через развлечение донести до читателей важную для автора информацию.


Мария Александровна попросила гостей поделиться секретами писательской «кухни»: насколько важна для авторов исторических детективов и романов работа в архивах, библиотеках, изучение мемуаров и документов?

Антон Чиж особенно делиться секретами не стал, однако отметил, что всегда сложно найти достоверную информацию о быте эпохи, а ему «критически важно и интересно, как выглядела коробка конфет фабрики «Эйлер»? сколько денег давали кухарке? сколько снеди должна была закупить хозяйка, чтобы обеспечить дом, если нет холодильника, а муж привык обедать дома?» Антон подчеркнул, что из этих мелочей жизни и состоит история, а мы ее теряем, и сейчас «внутренняя механика жизни XIX века – терра инкогнита». Писатель считает, что историкам пора «забыть про царей, про королей» и больше внимания уделять сохранению знаний о мелочах повседневной жизни.

Дмитрий в свою очередь рассказал, что принципиально старается пользоваться лишь открытыми источниками информации, ведь практически все необходимое сейчас можно отыскать через интернет, правда, по его словам, нужно обладать определенными стратегией и навыками поиска, ведь сегодня поиск информации в цифровом мире – «это настоящее искусство». Дмитрий затронул и острую сегодня тему плагиата в исторической литературе, четко объяснив, что на идеи и слухи не распространяется авторское право, и каждый писатель может использовать любые сведения такого рода в своих произведениях. В качестве примера Дмитрий привел роман «Война и мир», при написании которого Лев Толстой пользовался воспоминаниями графа де Сегюра, которые, по мнению Дмитрия Миропольского, имеют мало общего с действительностью. Дмитрий также напомнил, что еще Аристотель выделил всего 36 классических сюжетов, к которым за два тысячелетия не добавили ничего нового, однако все дело заключается в мастерстве рассказчика, передающего эти вечные сюжеты.

Мария Черняк попросила писателей также назвать свои любимые исторические периоды и объяснила этот вопрос выводами литературоведов о том, что, по их мнению, современные писатели боятся фиксировать в текстах свою эпоху и комфортнее чувствуют себя в прошлом, например в XIX веке.

Антон Чиж на это возразил, что любимым историческим периодом считает сегодняшний день, и все его исторические персонажи абсолютно современны, просто они помещены в исторические декорации: их волнуют те же проблемы, просто они живут без телевидения и телефонов. Антон также отметил, что, судя по газетам позапрошлого века, и городские события остались прежними: «на улицах грязь, извозчики дерут втридорога, при государственных поставках – воровство». Наиболее сложный вопрос при всем этом, по мнению Антона, – вопрос языка, ведь язык действительно изменился, и в его ретро-детективах используется лишь стилизация под язык эпохи.


Дмитрий поддержал коллегу, отметив, что человек, действительно, не изменился: его так же легко поймать на эмоциональный крючок, и волнуют его по-прежнему простые и сильные переживания: любовь, дружба, измена, вражда. В качестве примера Дмитрий Миропольский привел истории о Ромео и Джульетте и о Золушке, которые вновь и вновь рассказываются и неизменно остаются интересны. Говоря же о «декорациях эпохи», Дмитрий выделил модерн, в котором его привлекает эстетическая сторона, и эпоху 70-х годов – время своей юности, ностальгически заметив: «я по этому камертону настроен и всегда на него отзываюсь».


Мария Александровна также задала вопрос о новых книгах, попавших на афишу этой встречи: «Машина страха» и «Тайна двух реликвий».
Антон Чиж выразил надежду, что его «Машина страха» станет началом трилогии или даже тетралогии о русском спиритизме начала XX века. По его мнению, эта история хорошо иллюстрирует очень современную мысль о том, что нашими мыслями могут управлять, а мы об этом можем даже не догадываться. По словам автора, эта книга «заканчивается плохо, а дальше будет еще хуже»!

Дмитрий Миропольский рассказал о том, что роман «Тайна двух реликвий» является продолжением «Тайны трех государей», а далее, согласно обратному отсчету, читателей будет ждать еще одна тайна, связанная с числом один. Дмитрий считает, что каждый роман «по-своему интересен», к тому же каждый совершенно сознательно «перенасыщен информацией», чтобы заставить читателя подумать.

Далее Мария Александровна попросила авторов ответить на вопросы зрителей. Доцент кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Александр Иванович Дунев поинтересовался, как у авторов складываются отношения с издательствами и редакторами.


Антон Чиж был краток и ответил, что в отношениях автора с издательствами главную роль все же играет читатель. А Дмитрий Миропольский сообщил, что это всегда дело случая, и выход той или иной книги, как ни странно, не зависит ни от писателя, ни от уровня его текста. Дмитрий также отметил, что катастрофически падает уровень корректуры, и привел в пример свою книгу, в которой по воле издателей появились грамматические ошибки, которых не было в рукописи! Вместе с тем Дмитрий подчеркнул, что роль редактора как первого читателя текста очень важна, так как он видит то, на что «замыливается взгляд» у автора, и может указать на некоторые нестыковки в развитии сюжета.

Заведующий кафедрой социологии РГПУ им. А. И. Герцена Алексей Васильевич Воронцов спросил об отношении к фигуре автора исторических романов Валентина Пикуля. Дмитрий Миропольский назвал Валентина Пикуля колоссальным событием в советской жизни, писателем, который занял свое место в истории литературы.


Заместитель директора фундаментальной библиотеки Светлана Александровна Морозова поинтересовалась кругом чтения самих писателей, попросив выделить примечательных современных авторов. Однако оказалось, что оба гостя современных авторов не читают, хотя и по разным причинам.
По словам Дмитрия, современные авторы его «перестали удивлять», однако он все же выделил Машу Рупасову, которая пишет детские стихи и делает это свежо и интересно. Кроме того, Дмитрий Миропольский признался, что ему приходиться много читать исторических материалов, специальной литературы, поэтому на современных авторов просто не остается времени.


Антон Чиж, в свою очередь, объяснил свою нелюбовь к современным авторам тем, что «их слишком много», а потому лучше взять книгу, например, Толстого и в очередной раз ее перечитать, получив при этом колоссальное удовольствие. Антон даже назвал это обращение к классическим текстам своеобразной психотерапией, и посоветовал будущим учителям литературы (а среди присутствующих было немало студентов филфака РГПУ им. А. И. Герцена) «не отвратить детей от чтения».

На этой многозначительной ноте Мария Александровна завершила разговор и пожелала всем читателям получить удовольствие от новых книг сегодняшних гостей.

Встреча по традиции завершилась автограф-сессией, а новые книги Антона Чижа и Дмитрия Миропольского заняли свое место на полках фундаментальной библиотеки и уже ждут своих читателей!




Фотоальбом мероприятия

YouTube-трансляция
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена