Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация

Часы работы

Фундаментальная библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 10.00 до 19.00
суббота - с 10.00 до 17.00
С 30 октября по 7 ноября библиотека закрыта для читателей.
В любое время вам удаленно доступны электронные ресурсы и сервисы, получение электронного читательского билета, консультации по email libinfo@herzen.spb.ru


Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Как записаться в библиотеку

VK GROUP Facebook Instagram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи: ИЗДАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ НА ПУТИ ДРУГ К ДРУГУ

22 апреля в Зимнем саду фундаментальной библиотеки состоялся очередной выпуск Герценовских литературных встреч. Гостями выпуска стали генеральный директор издательства «Время» Борис Пастернак и главный редактор издательства «Астрель-СПб» Александр Прокопович, а также авторы, которые с первой книги вошли в топ-листы популярных и продаваемых изданий художественной литературы: редактор, журналист, писатель Евгения Батурина и писатель, журналист, историк Алексей Буцайло.

Видеозапись мероприятия на YouTube-канале фундаментальной библиотеки



Модератор проекта – профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк, организатор проекта – директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова.На встрече также присутствовала постоянный участник проекта, петербургский писатель, редактор, переводчик, публицист, подготовившая издания блокадных дневников Наталия Соколовская.

Мария Александровна, открывая встречу, обозначила ее главные вопросы: как в современном мире издатель и писатель находят дорогу друг к другу, какую роль в этом играет интернет, можно ли автора популярного блога считать писателем?

Мария Александровна поблагодарила писателей, а также всех собравшихся в зале и онлайн слушателей и задала первый вопрос гостям-издателям о том, как они находят автора и помогает ли в этих поисках сетература.

Александр Прокопович выразил мнение, что «количество писателей не увеличилось», несмотря на обилие текстов в интернет-среде: «хороших книг и хороших писателей мало, а текстов много». Но тексты в сети, утверждает издатель, «не книжная история», в которой главное – собственно история, а не впечатление, не эмоция, не крепкое словцо, чего может оказаться достаточно для блога. По мнению Александра Александровича, количество лайков у текста или подписчиков у автора говорит лишь о популярности у этого автора, но к литературе это не имеет отношения. В качестве примера он привел книгу футболиста и блогера Аршавина, которая является хорошо продаваемой сувенирной продукцией, но никак не литературой.

Александр Александрович, однако, подчеркнул, что из любого правила есть исключения, например, книга Евгения Чеширко «Дневник Домового» появилась после ошеломительного успеха у сетевых читателей. Обычно же по текстам в сети можно лишь определить стиль письма их автора: ярко пишет, смешно пишет и так далее. В целом же у писателей и блогеров, считает издатель, разная аудитория, разные способы письма, а общим остается лишь главное правило: текст должен работать, должен быть интересен.

Борис Пастернак в свою очередь не посчитал разницу между писателями и блогерами такой принципиальной: «Что такое сетевой автор? Это человек, который кроме того, что пишет книжки, еще и пишет в фейсбуке».



Мария Александровна обратила внимание на тот факт, что изменилось взаимодействие современных писателей с читателями, они могут общаться друг с другом напрямую, в сети, а потом задала вопрос Евгении Батуриной: «Как из фейсбука вырастает книга?»

Евгения Батурина рассказала, что пятнадцать лет работала редактором, а потом как-то в путешествии начала писать книжку и даже уволилась, чтобы ее дописать, ну а потом принялась тормошить всех, чтобы ее издать, и так нашла издательство «Время», которое книгу опубликовало. В настоящий же момент, поделилась планами Евгения, она работает над второй книжкой.

Мария Александровна пошутила, что в таком пересказе путь писателя кажется простым и легким и не видно, какой трудный путь за этим стоит.
Алексей Буцайло согласился с Марией Александровной и назвал свой путь к книге трудным, включающим курсы писательского мастерства и множество прочитанных книг на эту тему. По мнению Алексея, работа над текстом требует многократного переписывания каждой фразы, ведь даже Достоевскому приходилось трудиться именно так, современные же авторы зачастую считают эту работу излишней, что в корне неверно.

Мария Александровна подхватила тему курсов писательского мастерства, которых, по ее мнению, уже слишком много и предложила высказать свою точку зрения по этому вопросу всем гостям.

Александр Прокопович не согласился с Марией Александровной, так как считает количество литературных курсов недостаточным, ведь они тоже способствуют созданию литературной среды и помогают заинтересованным людям овладеть писательским ремеслом. В идеале, по мнению издателя, создать такие школы писательского мастерства при каждом университете, как, например, это сделано в Соединенных Штатах.

Однако другие участники встречи озвучили иное мнение. Евгения Батурина посчитала, что зачастую такие школы организуют непрофессионалы, и это очень негативная тенденция. К ней присоединился Борис Пастернак, считающий, что даже не всякий писатель сможет научить других хорошо писать.



Марию Александровну также интересовало, кого гости выпуска могут посоветовать в качестве ориентира в современной литературе. Однако не все писатели и издатели были готовы назвать конкретных авторов. Александр Прокопович обозначил свою позицию как отказ от каких-либо списков и рейтингов, так как, по его мнению, писатели не вписываются в определенные литературоведами жанры и направления. Вместе с тем издатель назвал Наринэ Абгарян как совершенно уникального автора, открывающегося все новыми гранями для читателя. Алексей Буцайло назвал знаковой для себя книгой «Мартина Идена» Джека Лондона. Евгения Батурина, не называя имен, призналась, что есть несколько современных писателей, которых она с удовольствием читает, так как чувствует любовь этих авторов к своим героям, а это для нее важно. А Борис Пастернак посоветовал ориентироваться на финалы литературных премий «Большая книга», «Нацбест», «Нос», где как правило, всегда можно найти не менее трех достойных авторов.

Тему о премиях Мария Александровна захотела продолжить и попросила Александра Прокоповича оценить количество премий и их значимость. Издатель ответил, что литературных премий в России мало, а на их победителей всегда стоит обращать внимание, «если хочешь насладиться языком или литературным экспериментом».
Мария Александровна также озвучила вопрос из чата об отношении гостей к современному самиздату. Алексей Буцайло посчитал что у этого движения есть свои плюсы и минусы – читатель получает возможность выбирать, что ему читать, однако надо иметь в виду, что в самиздате, не прошедшем стадию редакторской и корректорской правки, меньше шансов встретить по-настоящему качественный продукт. Александр Прокопович отметил также, что авторы, пишущие в режиме дедлайна, как это часто случается в фансервисах, редко выдают вдохновляющие тексты, однако количество этих текстов говорит о том, что читатели у самиздата есть и не считаться с этим нельзя. Борис Пастернак увидел в самиздате еще одну важную функцию: он приучает людей письменно излагать свои мысли, а кроме того, остается своеобразным литературным свидетельством эпохи. Евгения Батурина присоединилась к мнению, что лучше читать книги профессионалов, а самиздат, по ее мнению, литературой считать нельзя.

Еще один вопрос из чата заинтересовал всех: «Как придумать удачное и продаваемое название?» Александр Прокопович ответил, что единого рецепта нет, иначе все названия были бы успешными, но точно можно сказать, что оно должно быть коротким. Евгений Пастернак добавил, что и редакторы не знают, какое название лучше. В качестве примера он привел книгу Евгении Батуриной, которая сначала называлась «Однажды мы над этим посмеемся», а вышла под заглавием «Выход А», и неизвестно, что было бы лучше.



На этом Мария Александровна завершила разговор, от души поблагодарив и гостей выпуска, и всех зрителей, и выразила уверенность, что на некоторые из своих вопросов слушатели получили ответы на этой встрече.

YouTube-трансляция
2021 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена