Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

С 28 декабря по 8 января - выходные и праздничные дни
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи: ГОРОД КАК СУБЪЕКТИВНОСТЬ ХУДОЖНИКА

28 апреля 2021 года в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошел очередной выпуск «Герценовских литературных встреч. Доцент кафедры графики и скульптуры РГПУ им. А. И. Герцена Алексей Парыгин и доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского университета профсоюзов, кандидат философских наук, директор галереи авангарда ДОК-АРТ Елена Григорьянц представили каталог проекта «Город как субъективность художника». Вел встречу заведующий кафедрой графики и скульптуры РГПУ им. А. И. Герцена, члена Санкт-Петербургского союза художников Андрей Корольчук.

Фотоальбом мероприятия
Видеозапись мероприятия на YouTube-канале фундаментальной библиотеки.

Андрей Александрович представил гостей собравшимся в зале и тем, кто смотрел трансляцию на YouTube-канале и попросил их сначала объяснить, что такое «книга художника».

Этот вопрос оказался совсем непростым и действительно требующим пояснения, так как в настоящий момент «книга художника» - это особый синтетический вид искусства с долгой историей, берущей начало во французской livre d’artiste. Елена Григорьянц рассказала о пути от обычного иллюстрированного издания к книге, где художественная составляющая вышла на первый план, что потребовало активного взаимодействия издателя, художника и типографа, а Алексей Парыгин подчеркнул важность авторских техник и использования нетипичных для книги материалов, что позволяет читателю почувствовать творческий процесс.



Далее Андрей Корольчук попросил подробнее осветить проект «Город». Елена Григорьянц назвала его инициатора – Алексея Борисовича Парыгина, который собрал ярких художников, попросив их «высказаться» на тему города, и задал некоторые критерии работы, чтобы проект получился цельным. В тесном сотрудничестве с издателем Тимофеем Марковым был создан проект «Город», включающий собственно сами работы, книгу, выполненную тиражом 58 экземпляров, и каталог выставки.

Алексей Парыгин дополнил эти сведения рассказом о том, что проект, который создавался в течение двух лет, полностью называется «Город как субъективность художника», и это название хорошо отражает то, «о чем хотелось высказаться». Инициатор проекта также перечислил его особенности: к работе привлекались художники разных школ и направлений, с разными авторскими техниками печатной графики (гравюра на дереве, литография, шелкография, линогравюра, коллаж, комбинированная техника), так как планировалось, чтобы художники дополняли друг друга, но при этом нужно было добиться цельности, что было непростой задачей.



Андрей Александрович попросил рассказать и об участниках проекта. Алексей Борисович сообщил, что в проекте участвовали 24 петербургских художника, 9 московских и по одному из Нижнего Новгорода и Казани. Автор проекта упомянул, что в нем, конечно, участвовали герценовцы: это они сами с Андреем Корольчуком, а также Григорий Кацнельсон, Александр Борков. По словам Алексея Парыгина, некоторые из участников (например, москвичи Валерий Корчагин, Василий Власов, Виктор Лукин) работают с графикой достаточно давно, а есть такие, кто никогда не работал с книжной графикой, например, поэт Михаил Погарский или карикатурист Вячеслав Шилов. Алексей Парыгин, кстати, заметил, что в целом с проектом так или иначе соприкасалось около 80 человек, причем выяснилось, что не все могут работать в этом формате, ведь «художник – это хаос», который непросто организовать и упорядочить.

Андрей Корольчук также попросил уточнить формат проекта, включающего и фолиант, и выставку вошедших в него работ. Алексей Борисович обратил внимание зрителей на слайды, которые демонстрировались на экране во время встречи, где можно было видеть фотографии самих работ художников, процесса работы над проектом и выставки, прошедшей в Музее городской культуры Санкт-Петербурга. В дальнейшем, по словам Алексея Парыгина, выставка отправится в Москву и другие города, то есть жизнь проекта продолжается, причем к началу выставочной деятельности был издан каталог, несколько экземпляров которого будут подарены фундаментальной библиотеке.



Далее Андрей Александрович подхватил издательскую тему и попросил рассказать о меценате и издателе Тимофее Маркове. Алексей Борисович сообщил, что сотрудничает с издательством Тимофея Маркова уже около десяти лет и результатом этого сотрудничества стало несколько прекрасных изданий (например, о художниках Михаиле Шемякине, Михаиле Карасике). По словам Алексея Борисовича, Тимофей Марков активно участвовал в создании книги художника «Город как субъективность художника», так как прекрасно разбирается в искусстве и понимает, что создание книги художника – это не только бизнес, но и искусство.

Алексей Корольчук поинтересовался, все ли удалось в этом проекте и что привело к неожиданным результатам. На этот вопрос захотела ответить Елена Григорьянц, которая подчеркнула значимость свершившегося: впервые при создании книги художника были объединены 35 авторов для создания цельного высказывания – книги. Причем немаловажно и то, что каждый разворот с работой сопровождается текстом, написанным художником.



Алексей Борисович подтвердил, что это было непросто: «сложно, чтобы 35 художников внятно высказались». Андрей Александрович, как один из участников проекта, согласился, что художнику обычно легче высказываться с помощью изображения, а не слова, но тем интереснее было прочитать, что же думают коллеги-художники.

А Алексей Парыгин обратил внимание на то, что каждая книга получилась уникальной. В каждый из 58 боксов (созданных при поддержке Московского фонда поддержки искусства) входит 35 листов, но они «имеют вариативное решение внутри одного тиража»: отличаются качеством бумаги и авторским подбором цветовой гаммы, то есть «издание цельное, но внутри тиража – уникальное».



Елена Григорьянц назвала этот проект концептуальным: у него есть общая тема, он цельный и интересный. По мнению искусствоведа, его можно сравнить со сборником эссе, с единым организмом, в котором есть художественное ядро, и окружающая его исследовательская часть – 7 статей известных искусствоведов, к тому же об этом проекте уже дважды упоминалось на различных конференциях, то есть он живет своей жизнью в пространстве культуры.

Далее гости ответили на заданные им вопросы и Алексей Парыгин, поблагодарив за возможность рассказать о проекте в фундаментальной библиотеке ее директора Нателу Нодарьевну Квелидзе-Кузнецову, передал в дар библиотеке три каталога проекта «Город» и несколько художественных каталогов, в том числе о выпускнике ЛГПИ им. А. И. Герцена художнике Михаиле Карасике.




Эти книги с автографами авторов были с благодарностью приняты, совсем скоро они займут свое место на полках библиотеки и будут доступны всем нашим читателям.

Фотоальбом мероприятия
Видеозапись мероприятия на YouTube-канале фундаментальной библиотеки.
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена