8 октября 2021 года юбилейный 10-й сезон проекта «Герценовские литературные встречи» открылся в новом для проекта пространстве – «Точке кипения» РГПУ им. А. И. Герцена. Знаменательно, что это событие прошло в рамках фестиваля «Книжный маяк Петербурга».
Фотоальбом мероприятия
Первый выпуск был посвящен важному и очень приятному событию – встрече с номинантами Международной премии памяти Астрид Линдгрен (ALMA): писателями Анастасией Строкиной и Алексеем Олейниковым. В этом году кафедра русской литературы филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена вместе с «Научно-творческой лабораторией Герценовского университета "ДЕТЛИТ"» удостоена чести быть номинатором этой премии. В связи с этим гости с удовольствием согласились принять участие в этой встрече, приехав в Петербург, соответственно, из Нижнего Новгорода и Москвы. Виртуально во встрече также участвовали писатели из Минска, давние друзья «Герценовских литеартурных встреч» - Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак.
Модератор «Герценовских литературных встреч», профессор кафедры литературы РГПУ им. А. И. Герцена Мария Александровна Черняк от души приветствовала всех собравшихся в «Точке кипения» и присоединившихся к трансляции гостей и попросила с приветственным словом выступить и. о. проректора по учебной работе Елену Витальевну Пискунову.
Елена Витальевна сказала, что для нее это встреча – прежде всего любимые «Герценовские встречи», которые она всегда старается смотреть если не в очном, так в онлайн-формате, настолько интересных гостей приглашает этот проект. В его лучших традициях гостями этого выпуска стала прекрасный писатель и замечательный переводчик Анастасия Строкина и известный писатель, педагог, создатель сетевого журнала о литературе для детей Алексей Олейников. Елена Витальевна считает литературу – фундаментом развития ребенка, а потому надеется, что эта встреча зарядит всех на успех в литературе и в воспитании детей.
Мария Александровна напомнила, что эта встреча посвящена шведской премии, которую называют «Малой Нобелевкой» в литературе, и попросила включить запись приветствия Генерального консула Швеции Яна Лундина, которому только мероприятие, проходящее в это же время в Выборге, не позволило присутствовать на этой встрече.
Ян Лундин пожелал присутствующим писателям успеха, и подчеркнул, что эта премия призвана знакомить мировое сообщество с тем лучшим, что есть в современной литературе сегодня.
Далее от Генерального консульства Швеции выступила координатор по вопросам культуры и СМИ Наталия Братова, которая подробно рассказала о возникновении премии и особенностях номинации. Наталия специально выделила тот факт, что премия памяти Астрид Линдгрен (ALMA) не может быть присуждена за отдельную книгу, а только за творчество в целом, включая и просветительскую, и воспитательную деятельность писателя или организации.
Мария Черняк поблагодарила Наталию Братову, так как эти объяснения хорошо выявляют контекст премии и литературной ситуации, которой она касается, и попросила поддержать этот разговор издателя Марину Терехову (издательство «Качели»).
Марина Терехова начала с признания в любви к Астрид Линдгрен и сказала, что старается следить за этой премией, так как всех награжденных этой премией «объединяет то, что они с любовью и уважением относятся к детям и не боятся говорить на сложные темы». По мнению Марины Тереховой, премия должна поощрять писателей, художников, и всех тех, кто много делает для продвижения чтения, а потому она искренне пожелала успеха номинированным писателям, сидящим на сцене «Точки кипения».
Мария Александровна напомнила, что в этом году кафедра русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена стала номинатором этой премии, и большая заслуга в этом принадлежит творческой лаборатории «ДЕТЛИТ», поэтому она попросила магистрантку филологического факультета Елену Цветкову объяснить от лица лаборатории выбор именно этих номинантов.
Елена рассказала, что в лаборатории «ДЕТЛИТ» стремились «выбрать лучших из лучших», а потому решили опросить студентов, преподавателей, библиотекарей и в результате выбрали Алексея Олейникова и Анастасию Строкину, которые олицетворяют «два пути современной детской литературы». Анастасия, по мнению номинаторов, - тонкий философ, обращающийся к традиции, она магически пишет на вечные темы, которые волнуют детей, при этом великолепный переводчик, позволяющий по-новому взглянуть на известные тексты. Алексея отличает новаторство и смелость в выборе новых тем и форматов, многообразие жанровых экспериментов, актуальность социальной проблематики. Кроме того, его проекты (сетевой журнал о детской литературе «Переплет», фестиваль короткой прозы «Кора») не только способствуют продвижению чтения, но и являются хорошим подспорьем для детей и преподавателей литературы.
Мария Александровна поблагодарила Елену Цветкову и обратилась к номинантам с очень сложным вопросом: «Как вы думаете, чем ваши тексты, ваше видение ребенка может расширить границы мировой литературы?»
Анастасия Строкина, во-первых, поблагодарила Герценовский университет за выбор, оказавший ей честь, и обратила внимание на цифровизацию современного мира. По мнению Анастасии, очень скоро для людей останутся только те профессии, где нужно творческое или критическое мышление и в этот новый мир ей «хочется встроиться шевелением мысли». Именно эти идеи писательница старается продвигать в своих книгах.
Алексей, отвечая на этот вопрос, апеллировал к уникальному эмоциональному опыту ребенка, который «живет здесь и сейчас» и которому писатель хочет сказать: «Я тоже здесь». По мнению Алексея, «на большее нельзя претендовать в литературе». Его рассуждения о книге и о писательстве тоже были философскими: «все, что мы делаем, - из одиночества, шанс встретиться с другими невелик. Книга дает опыт встречи с другом или же с тем, с кем в жизни встречаться не хочется».
Мария Александровна также спросила о том, насколько важна для писателя премия и попросила ответить на него и минских гостей.
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак поздравили Анастасию и Алексея с номинацией и выразили свое мнение по поводу премий: они неважны для читателей и магазинов, но очень важны для писателей и для самого литературного процесса. Евгения сказала, что лично ей премия дает некий ориентир: «как еще понять: не графоманы ли мы?»
Когда наступило время вопросов из зала, оказалось, что их немало. Зрителей интересовало, есть ли у писателей глобальная цель во время написания книги.
Алексей Олейников сказал, что замысел никогда не предшествует тексту, книга пишется, когда писателя «прет», когда «что-то щелкает в голове», начинается «состояние потока», начинают по-особому работать мозги, и тогда интересно писать истории, тогда все получается.
Андрей Жвалевский напомнил, что в литературе уже есть провальные примеры творчества с высокой этической целью, достаточно вспомнить второй том «Мертвых душ» Гоголя или морализаторские вещи Сервантеса.
Евгения Пастернак сказала, что в настоящее время писательство ей буквально «помогает выжить: то, что ты умеешь писать и кто-то это читает, становится огромным ресурсом».
Анастасия Строкина назвала свое творчество «способностью делиться» чем-то важным с людьми, что приносит ей огромное удовольствие.
Зрители также интересовало: кем могли бы быть писатели, не начни они писать книги?
Как выяснилось, Анастасия Строкина была бы, наверное, врачом, а Алексей – инженером или учителем. Андрей Жвалевский перечислил, кем он уже был: научным сотрудником, учителем, специалистом по компьютерному дизайну, журналистом, издателем – и сделал вывод, что, наверное, мог бы быть кем угодно, кроме певца. А Евгения стала бы, скорее всего, тренером по танцам. Писательница отметила, что, как правило, литераторы не только пишут книги, но и реализуются как-то еще: работают с детьми, с актерами, с театром, что дает некий кумулятивный эффект и потом помогает писать книги.
Следующий заданный вопрос касался премий: какой премии, по мнению писателей, не хватает в стране?
Как выяснилось, писатели считают, что разных премий должно быть много, ведь без заслуженных наград остаются многие участники создания книги, например, иллюстраторы. Алексей Олейников считает, что было бы неплохо, если бы существовали специальные премии для таких жанров, как детское фэнтези, детский детектив, поскольку дети читают и любят эти книги. Евгения Пастернак добавила бы премию для детского науч-попа, для подростковой литературы. Анастасия Строкина заметила, что даже для существующих премий нужна большая ротация жюри и большее участие в жюри читателей, как это происходит, например, в «Книгуру».
В этот момент попросил слова один из основателей премии «Книгуру» Георгий Урушадзе, который объяснил, как премия влияет на продвижение конкретной книги в издательствах и обозначил трудности в премировании детской литературы: она труднопереводима и ее темы не всегда актуальны для читателей иных стран. В то же время Георгий Урушадзе согласился с главной мыслью писателей: чем больше литературных премий – тем лучше!
Зрителям хотелось задать еще множество вопросов, но время онлайн-трансляции было ограничено, и потому Мария Александровна попросила подвести итог встречи директора фундаментальной библиотеки Нателу Нодарьевну Квелидзе-Кузнецову.
Натела Нодарьевна поздравила всех с тем, что юбилейный сезон «Герценовских встреч» начался с «Книжного маяка» и особо выделила расширение территории и географии проекта: во встрече в «Точке кипения» участвовали гости из Москвы и Минска, обсуждающие номинацию на литературную премию Швеции. Самое главное во всем этом, считает Натела Нодарьевна – «обсуждение хорошей литературы, которая достойна премий, а главное – чтения и внимания читателей!» Натела Нодарьевна еще раз пожелала успехов всем гостям встречи и удовольствия от чтения – всем читателям!
Фотоальбом мероприятия