Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

С 28 декабря по 8 января - выходные и праздничные дни
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи. Петербургский Новый год

21 декабря 2021 года в самый короткий день в году прошел очередной выпуск проекта «Герценовские литературные встречи», который назывался «Петербургский Новый год». Гостями встречи, которая прошла в смешанном формате, стали Петр Гордеев – доктор исторических наук, старший научный сотрудник кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена и Елена Колина – писатель, психолог, кандидат технических наук, основатель детской школы чтения «Ленивый отличник». Модератором выступила доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена Мария Александровна Черняк.



Фотоальбом мероприятия

Видеозапись трансляции



Мария Александровна отметила, в какой особенный день проходит эта встреча и представила гостей. Ее первый вопрос был адресован историку и касался особенностей празднования Нового года в Петербурге.


Петр Николаевич обратил внимание, что само празднование Нового года, как и Петербург – детище Петра I, который в 1699 году повелел праздновать Новый год 1 января (ранее в России его отмечали 1 сентября, а до этого – 1 марта), украшая дома елками или хотя бы еловыми ветками. Петр Николаевич красочно и подробно расписал, как город погружался в дни праздников в волны ярмарочной стихии, соединяющейся с церковной Рождественской традицией.



Историк не забыл упомянуть о том, что традиция ставить елку пришла в Россию из Германии, где ее ввел Лютер, через жену императора Николая I, Александру Федоровну, впервые устроившую елку в Зимнем дворце в 1817 году. В Петербурге же, рассказал Петр Николаевич, Новый год стали отмечать сначала в немецких семьях, а потом уже в русских, начиная со знатных, приближенных ко двору, до самых простых.



Вторым народом, успешно «продвигавшим» праздник в Петербургской среде, считает Петр Николаевич, оказались швейцарцы, среди которых было много кондитеров. Именно они начали выставлять накануне новогодних дней искусственные елки, украшенные шоколадными игрушками, а главное, стали рекламировать их как лучший подарок для детей. Несмотря на то что стоимость такого новогоднего дерева доходила до двухсот рублей – а это годовой оклад мелкого чиновника! – их охотно раскупали. Несколько позже, продолжил интереснейший экскурс в историю Петр Николаевич, стали проводить публичные елки, и первую поставили в Екатерингофском вокзале в 1852 году, а спустя несколько лет эта мода докатилась и до провинции.



Мария Александровна попросила Елену Колину рассказать о личном отношении к празднику и, возможно, его отражении в литературных текстах. Елена Викторовна призналась, что это ее любимый праздник с самого детства. Который она любит шумно и празднично отмечать, однако каких-то новогодних текстов у нее нет.


Следующий вопрос Марии Александровны был вновь о традициях: когда и как стала меняться традиция наряжать елку в XX веке?


Петр Александрович отвечал, как всегда, подробно и интересно. Оказывается, уже в XIX веке некоторые задумывались о том, насколько этично рубить елки? Против этого выступали, например, Гончаров и Чехов, хотя лесовод Кайгородов особого урона для леса в этом не видел. Песенный же мужичок, рубящий елку «под самый корешок», рубил ее не для себя, а на продажу, ведь обычай ставить елку был в первую очередь городским. В крестьянских избах места для нее не было. Петр Николаевич затронул и еще один интересный вопрос: а когда ставить? Конфессиональные предпочтения разнились: лютеране и католики ставили 24 декабря, а православные – 25.



Да и образ Деда Мороза – сам по себе интересный сюжет: для европейцев (немцев, голландцев) – это святой Николай, для французов – Пер Ноэль (рождественский дед), а для русских – Мороз Иванович (сначала без привязки к Новому году) с помощниками – Бабушкой Зимой и стариком Ёлкичем. Постоянным спутником Деда Мороза, хотя и не сразу, стала Снегурочка, которая сначала воспринималась как дочь Деда Мороза, а в советское время превратившаяся во внучку. Интересно также, что в 1960-е годы в Советском Союзе спутником Деда Мороза стал Космонавт! А в первые послереволюционные годы на елках можно было встретить персонажей в костюмах Колчака, Деникина и Антанты! Худшим же временем для новогодних праздников стал конец 20-х годов, когда в 1928 году были отменены все прежние праздники, и лишь в 1935 году правительство решило вернуть народу елку, правда уже не рождественскую, а новогоднюю.



Мария Александровна попросила героев встречи поделиться любимым новогодним сюжетом. Елена Колина рассказала, что она всегда любила получать подарки и сама с удовольствием готовила их для близких. Сейчас же, как ей рассказывают родители детей 7 – 10 лет, школьники в письмах Деду Морозу почти поголовно просят в подарок 13-й айфон.


О традициях делать подарки рассказал и Петр Николаевич. По его словам, наиболее впечатляющий подарок получила дочь Николая I, обнаружившая однажды привязанного к елке жениха! Вообще же в царской семье подарков готовили много, и елок тоже было много: не только для членов семьи, но и для военных из свиты, конвоя. Вообще же до революции было принято, чтобы и дети дарили подарки родителям, покупая их на свои карманные деньги.



Мария Александровна поинтересовалась, верили ли в семьях гостей в Деда Мороза? Елена Колина сообщила, что ни она, ни ее дети в Деда Мороза почему-то не верили, а воспринимали его лишь как символ Нового года.


Петр Николаевич признался, что его дети верили в Деда Мороза в детстве, а потом стал рассуждать о том, что современное празднование Нового года «спрессовано» до одного дня, тогда как до революции Новый год праздновали долго: с рождества 24-25 декабря, вслед за чем наступали святки – период веселья и маскарадов по всей России, начиная от Зимнего дворца и заканчивая деревнями, затем наступал собственно Новый год, и праздничные гулянья продолжались до Крещенья, обряда также имевшего театрализованные черты.



Мария Александровна добавила, что подробно и интересно о праздновании Рождества написала филолог, профессор Елена Владимировна Душечкина, и предложила желающим задать вопросы гостям.


Директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова спросила, когда появилась традиция встречать Новый год бокалом шампанского?


Петр Николаевич затруднился назвать точное время, однако заметил, что Россия до революции была главным потребителем этого напитка, хотя праздничными напитками были еще и пунш, и жженка.



Эта невероятно познавательная встреча заставила попросить слова и зрительницу, бывшего библиотекаря, Людмилу Лазутину, всю жизнь прожившую на Чукотке и лишь три года назад переехавшую в Петербург. Людмила рассказала, что именно в эту ночь на Чукотке отмечают свой Новый год – в самую длинную ночь в году люди при любом морозе выходят на улицу, разводят костры, едят национальные блюда (мясо моржа, оленину), веселятся и поют песни!



Мария Александровна обратила внимание, что, начав с Петербургских традиций, гости и зрители «дошли до Чукотки», и пожелала в Новом году всем присутствующим внести в свою жизнь что-то новое и, конечно, прекрасных и ярких новых выпусков «Герценовских литературных встреч»!



Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена