Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

С 28 декабря по 8 января - выходные и праздничные дни
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи. Встреча с автором книги «Блокадная педагогика» И. А. Колесниковой

5 октября 2022 года в День учителя в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошла презентация уникального издания «Блокадная педагогика». Представила книгу одна из ее авторов – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук Ирина Аполлоновна Колесникова.


Видеозапись мероприятия


Общий фотоальбом (фото: фундаментальная библиотека, Педагогические вести)


Открывая встречу, директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова поздравила всех собравшихся с Днем учителя, назвав эту профессию одной из самых важных, так как именно учитель причастен к формированию человеческой души. От имени модератора проекта Натела Нодарьевна вручила цветы гостье встречи.


С поздравления начала приветствие и проректор по научной работе и инновационной деятельности Светлана Анатольевна Писарева. Светлана Анатольевна с особым чувством приветствовала гостью встречи – свою коллегу по кафедре педагогики и назвала символичным появление книги «Блокадная педагогика» в год юбилея Герценовского университета. Книга, по словам проректора, «насыщена содержанием, фактами и смыслами», она будет необходима всем, кто будет разговаривать о блокаде с подрастающим поколением, ведь это единственное научное исследование существования системы образования в блокадном Ленинграде.



Ирина Анатольевна согласилась с тем, что эта книга – первая, раскрывающая с научно-документальной точки зрения функционирование системы образования, тогда как иные научные исследования были – историки, медики, педагоги изучали, в первую очередь, как сохраняли детей блокадного Ленинграда.


С огромной благодарностью Ирина Анатольевна упомянула о своих соавторах – Наталье Владимировне Груздевой, Людмиле Владимировне Дербиловой и спонсоре издания – меценате и общественном деятеле Грачье Мисаковиче Погосяне, благодаря поддержке которого стало возможно издание книги.


Ирина Аполлоновна сумела избежать скорбной тональности в разговоре о блокаде Ленинграда, тем самым лично продемонстрировав возможность говорить на сложную тему с младшими современниками, оставаясь в рамках высокого эмоционального напряжения, но в то же время сохраняя жизнеутверждающее начало. Возможно, все дело в очень личном отношении Ирины Аполлоновны к блокадной теме, ведь ее отец был в рядах защитников города, о чем она тоже упомянула в разговоре.



Автор книги рассказала о том, с каким массивом информации ей и ее соавторам пришлось работать, каковы были принципы отбора, чем эта книга будет интересна историкам, социологам и педагогам. Ирина Аполлоновна рассказала о структуре исследования, охватившего и дошкольное, и школьное, и внешкольное образование, а также деятельность созданного в 1938 году Института усовершенствования учителей. Она также обратила внимание собравшихся на приложения, в которых впервые опубликованы многие документы из «блокадной коллекции» Академии постдипломного педагогического образования, в том числе воспоминания, дневники и интервью участников блокады (педагогов и воспитанников детских учреждений), образцы блокадного творчества (стихи, рисунки), блокадные планы и отчеты о деятельности образовательных учреждений.


Очень интересен был рассказ Ирины Аполлоновны о реалиях жизни педагогов во время блокады, так как в книге был избран особый ракурс изображения военного времени. При обработке материала было решено сосредоточиться не на ужасах войны и блокады, а на тех фактах, которые рассказывают о том, что помогало людям не просто выжить, выстоять, но и сохранить высокую культуру и человечность.


Например, большое впечатление, по мнению автора, производят опубликованные в книге рассуждения детей младшего возраста, стремящихся стать летчиками, чтобы «разбомбить всех фашистов», что делать с детьми, которые могут оказаться в немецких городах. Дети, на собственном опыте понимая весь ужас вражеских налетов, предлагают сначала всех немецких детей вывезти в пионерские лагеря, чтобы они не пострадали во время справедливого возмездия фашистам. Это отношение Ирина Аполлоновна связывает с тем, что педагоги стремились сохранить детские души от взращивания ненависти, стремились всегда сохранять в них человечность и сочувствие к слабым.



В книге затронуты и те темы, которые ранее в научной литературе особо не выделялись, например, рост числа верующих педагогов, а также педагогов старшего возраста с хорошим педагогическим образованием, полученным в дореволюционное время, а иногда – в зарубежных стажировках у передовых педагогов начала XX века.


Ирина Аполлоновна обратила внимание на то, что в книге отражен опыт лучших педагогов города, приведя в пример Надежды Васильевны Строгоновой, ветерана-педагога блокадного Ленинграда, инициатора создания в Петербурге памятника блокадному учителю.


Автор книги предостерегла от использования «Блокадной педагогики» в качестве методического пособия по передаче сведений о блокаде подрастающему поколению. Ирина Аполлоновна посоветовала каждому читателю-педагогу найти в книге то, что его лично «зацепило» и именно постараться передать детям именно это чувство. Только такой личностный подход, по мнению Ирины Аполлоновны, может вызвать в современных детях душевный отклик, поможет вызвать подлинное сочувствие к своим «блокадным ровесникам».



В качестве отрицательных примеров знакомства школьников с темой блокады Ирина Аполлоновна назвала стремление достаточно бездумно использовать интерактивные формы или готовые сценарии, требующие от школьников формального подхода. Если школьнику, например, предлагается «рассказать инопланетянам о блокаде», то ничего кроме поверхностного знания о тяготах военного времени мы не вложим в ребенка - убеждена Ирина Аполлоновна. На самом же деле разговор о блокаде, по мысли педагога, должен быть и пронзителен, чтобы трогать ребенка за душу, и проникнут уважением к памяти о народной трагедии и о силе духа, проявленной людьми в дни испытаний. Этой важной проблеме посвящена статья Ирины Аполлоновны Колесниковой в журнале «Народное образование». Этот журнал, как и книга «Блокадная педагогика», доступен читателям фундаментальной библиотеки в зале периодических изданий и диссертаций, а также на платформе ИстВью.


В завершение встречи присутствующие поблагодарили Ирину Аполлоновну цветами и аплодисментами, а она оставила дарственную надпись в книге «Блокадная педагогика» для всех читателей библиотеки.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена