5 октября 2022 года в День учителя в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошла презентация уникального издания «Блокадная педагогика». Представила книгу одна из ее авторов – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук Ирина Аполлоновна Колесникова.
Видеозапись мероприятия
Общий фотоальбом (фото: фундаментальная библиотека, Педагогические вести)
Открывая встречу, директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова поздравила всех собравшихся с Днем учителя, назвав эту профессию одной из самых важных, так как именно учитель причастен к формированию человеческой души. От имени модератора проекта Натела Нодарьевна вручила цветы гостье встречи.
С поздравления начала приветствие и проректор по научной работе и инновационной деятельности Светлана Анатольевна Писарева. Светлана Анатольевна с особым чувством приветствовала гостью встречи – свою коллегу по кафедре педагогики и назвала символичным появление книги «Блокадная педагогика» в год юбилея Герценовского университета. Книга, по словам проректора, «насыщена содержанием, фактами и смыслами», она будет необходима всем, кто будет разговаривать о блокаде с подрастающим поколением, ведь это единственное научное исследование существования системы образования в блокадном Ленинграде.
Ирина Анатольевна согласилась с тем, что эта книга – первая, раскрывающая с научно-документальной точки зрения функционирование системы образования, тогда как иные научные исследования были – историки, медики, педагоги изучали, в первую очередь, как сохраняли детей блокадного Ленинграда.
С огромной благодарностью Ирина Анатольевна упомянула о своих соавторах – Наталье Владимировне Груздевой, Людмиле Владимировне Дербиловой и спонсоре издания – меценате и общественном деятеле Грачье Мисаковиче Погосяне, благодаря поддержке которого стало возможно издание книги.
Ирина Аполлоновна сумела избежать скорбной тональности в разговоре о блокаде Ленинграда, тем самым лично продемонстрировав возможность говорить на сложную тему с младшими современниками, оставаясь в рамках высокого эмоционального напряжения, но в то же время сохраняя жизнеутверждающее начало. Возможно, все дело в очень личном отношении Ирины Аполлоновны к блокадной теме, ведь ее отец был в рядах защитников города, о чем она тоже упомянула в разговоре.
Автор книги рассказала о том, с каким массивом информации ей и ее соавторам пришлось работать, каковы были принципы отбора, чем эта книга будет интересна историкам, социологам и педагогам. Ирина Аполлоновна рассказала о структуре исследования, охватившего и дошкольное, и школьное, и внешкольное образование, а также деятельность созданного в 1938 году Института усовершенствования учителей. Она также обратила внимание собравшихся на приложения, в которых впервые опубликованы многие документы из «блокадной коллекции» Академии постдипломного педагогического образования, в том числе воспоминания, дневники и интервью участников блокады (педагогов и воспитанников детских учреждений), образцы блокадного творчества (стихи, рисунки), блокадные планы и отчеты о деятельности образовательных учреждений.
Очень интересен был рассказ Ирины Аполлоновны о реалиях жизни педагогов во время блокады, так как в книге был избран особый ракурс изображения военного времени. При обработке материала было решено сосредоточиться не на ужасах войны и блокады, а на тех фактах, которые рассказывают о том, что помогало людям не просто выжить, выстоять, но и сохранить высокую культуру и человечность.
Например, большое впечатление, по мнению автора, производят опубликованные в книге рассуждения детей младшего возраста, стремящихся стать летчиками, чтобы «разбомбить всех фашистов», что делать с детьми, которые могут оказаться в немецких городах. Дети, на собственном опыте понимая весь ужас вражеских налетов, предлагают сначала всех немецких детей вывезти в пионерские лагеря, чтобы они не пострадали во время справедливого возмездия фашистам. Это отношение Ирина Аполлоновна связывает с тем, что педагоги стремились сохранить детские души от взращивания ненависти, стремились всегда сохранять в них человечность и сочувствие к слабым.
В книге затронуты и те темы, которые ранее в научной литературе особо не выделялись, например, рост числа верующих педагогов, а также педагогов старшего возраста с хорошим педагогическим образованием, полученным в дореволюционное время, а иногда – в зарубежных стажировках у передовых педагогов начала XX века.
Ирина Аполлоновна обратила внимание на то, что в книге отражен опыт лучших педагогов города, приведя в пример Надежды Васильевны Строгоновой, ветерана-педагога блокадного Ленинграда, инициатора создания в Петербурге памятника блокадному учителю.
Автор книги предостерегла от использования «Блокадной педагогики» в качестве методического пособия по передаче сведений о блокаде подрастающему поколению. Ирина Аполлоновна посоветовала каждому читателю-педагогу найти в книге то, что его лично «зацепило» и именно постараться передать детям именно это чувство. Только такой личностный подход, по мнению Ирины Аполлоновны, может вызвать в современных детях душевный отклик, поможет вызвать подлинное сочувствие к своим «блокадным ровесникам».
В качестве отрицательных примеров знакомства школьников с темой блокады Ирина Аполлоновна назвала стремление достаточно бездумно использовать интерактивные формы или готовые сценарии, требующие от школьников формального подхода. Если школьнику, например, предлагается «рассказать инопланетянам о блокаде», то ничего кроме поверхностного знания о тяготах военного времени мы не вложим в ребенка - убеждена Ирина Аполлоновна. На самом же деле разговор о блокаде, по мысли педагога, должен быть и пронзителен, чтобы трогать ребенка за душу, и проникнут уважением к памяти о народной трагедии и о силе духа, проявленной людьми в дни испытаний. Этой важной проблеме посвящена статья Ирины Аполлоновны Колесниковой в журнале «Народное образование». Этот журнал, как и книга «Блокадная педагогика», доступен читателям фундаментальной библиотеки в зале периодических изданий и диссертаций, а также на платформе ИстВью.
В завершение встречи присутствующие поблагодарили Ирину Аполлоновну цветами и аплодисментами, а она оставила дарственную надпись в книге «Блокадная педагогика» для всех читателей библиотеки.