Фундаментальная библиотека – важное структурное подразделение Герценовского университета. Неудивительно, что именно здесь проходят некоторые студенческие занятия. В залах библиотеки прошли занятия для бакалавров 4 курса института педагогики и бакалавров 2 курса института истории и социальных наук.
Во вторник, 29 ноября, бакалавры, обучающиеся по образовательной программе «Социальная работа», вместе с профессором кафедры теории и методики воспитания и социальной работы Евгенией Ивановной Бражник знакомились с книгами, раскрывающими историю социальной защиты детства в России. Многие из этих изданий так или иначе отражали историю РГПУ им. А. И. Герцена, ведь и Воспитательный дом, и Училище глухонемых, о которых шла речь на занятии, – это те заведения, которые были созданы «для призрения страждущих и воспитания юношества».
Студенты могли сами рассмотреть план Воспитательного дома, подготовленный И. Бецким и представленный в издании XVIII века, чтобы убедиться, как тщательно продумывались все нужды «несчастнорожденных» детей.
Важной страницей истории университета был период Великой Отечественной войны, блокады, эвакуации. Будущие социальные работники познакомились с книгой Г. И. Щукиной, которая в годы войны заботилась о детях сотрудников Герценовского института, эвакуированных в Ярославскую область. Были упомянуты также книги, рассказывающие о заботе о детях в блокадном Ленинграде: сборник документов 1942 года, а также издание «Блокадная педагогика», недавно представленное автором – Ириной Аполлоновной Колесниковой – на выпуске «Герценовских литературных встреч.
Студенты могли убедиться, что книги фундаментальной библиотеки могут помочь в исследовании истории социальной защиты детей. Кроме того, бакалавры решили поработать с новой информацией, чтобы подготовить вопросы для квеста в проекте «Герценовская среда».
А в среду в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошло занятие для бакалавров второго курса института истории и социальных наук. В рамках курса «Вспомогательные исторические дисциплины» студенты вместе с доцентом кафедры истории России с древнейших времен до начала XIX века Татьяной Ильиничной Пашковой пришли знакомиться с рукописями и книгами XVII – XVIII века.
Как «устроена» рукопись было наглядно показано на примере издания-реконструкции «Архангельское евангелие 1092 года» (М., 1912), а как выглядит настоящая рукопись студенты увидели, взяв в руки рукописи XVIII века: «Страсти Христовы», «Уложение царя Алексея Михайловича», «Списки с писцовых книг», «Перьсоник», а также старообрядческий богослужебный сборник.
Читать скоропись XVIII века совсем не просто, поэтому студенты обратились за помощью к Татьяне Ильиничне Пашковой. Вместе с преподавателем будущие историки, конечно, справились со всеми трудностями!
Интересными студентами показались и старинные книги – букварь и «Последование ко церковному пению», в которых они увидели характерное влияние рукописей: буквицы, красные строки, колофоны, буквенную пагинацию.
Неделей позже состоялось аналогичное занятие для второй группы бакалавров-историков. В этот раз студентов заинтересовал не только интереснейший «Перьсоник», но и более поздние рукописи – масонские XVIII века и детский рукописный журнал начала ХХ века.
На втором курсе бакалаврам еще только предстоит выбирать тему для научной работы. Может быть, кто-то из студентов, побывавших в библиотеке захочет работать именно с рукописями из нашего фонда!