Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

С 28 декабря по 8 января - выходные и праздничные дни
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Елена Колина и Дмитрий Вересов

14 апреля 2015 г. в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошло очередное мероприятие проекта «Герценовские литературные встречи». Героями вечера стали известные петербургские писатели Елена Колина и Дмитрий Вересов.
Перед началом разговора разговора с аудиторией писатели встретились с ректором РГПУ им. А.И. Герцена Валерием Павловичем Соломиным.
В Зимнем саду гостей встречали проректор по информатизации Михаил Юрьевич Пучков и директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова.
Модератор проекта «Герценовские литературные встречи», профессор кафедры русской литературы, Мария Александровна Черняк объявила собравшимся, что эта встреча будет несколько отличаться от предыдущих «Герценовских встреч», так как организована в формате диалога. Популярные и читаемые авторы пришли к нам и готовы рассказать о своем творческом пути, готовы приоткрыть свою «писательскую кухню».

Фотоальбом мероприятия

Мария Александровна представила гостей: Елена Викторовна Колина – автор книг «Бедные богатые девочки», «Профессорская дочка», «Предпоследняя правда», «Через не хочу», «Про что кино?» и др. Дмитрий Александрович Вересов – автор книжной серии «Черный ворон», которая получила свое экранное воплощение, а также книг «Белое танго», «Карта императрицы» и др.
Первый вопрос уважаемым гостям был о пути в литературу, ведь оба они не собирались становиться профессиональными литераторами: Елена Колина защитила диссертацию по теме «Математическое моделирование массообменных процессов», получив степень кандидата технических наук, Дмитрий Вересов – по творчеству крупнейшего американского поэта Роберта Фроста. Оба попробовали себя в преподавании, Елена Колина одно время работала в нашем университете, много лет преподавала в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства. Тем не менее, оба состоялись как писатели. Что же привело их на эту стезю?



Елена Колина: «Как и многие девочки, я хорошо писала сочинения, но никогда не думала, что это будет моей профессией. Но лет в сорок я вдруг неожиданно для себя написала маленький текстик, кусочек – о себе, о юности, о жизни. А потом я решилась показать его одной своей подруге-журналистке. Я очень волновалась, пока она читала. Но она сказала: "А ты знаешь, это хорошо! Почему бы тебе не написать книгу?" И я написала, и ее даже опубликовали, потом еще одну и еще. Так как-то у меня все довольно гладко получилось. Вот если бы все пошло не так, если бы лбом надо было пробивать, я бы не стала этим заниматься».
Дмитрий Вересов: «Я не помышлял писать книги, но я всегда помышлял заниматься книгами. Я окончил филфак, написал диссертацию по американской литературе, задумал вторую. Но начались сложные времена. Я занимался переводами популярной в перестроечные годы литературы. Многие рукописи, поступавшие в издательство в девяностые были непригодны для публикации даже по меркам того времени. Тогда мне в издательстве предложили написать что-нибудь самому. Так потихоньку я и стал писать. Стало складываться повествование, длинное-длинное, аж три тома. Все издавались, продавались, даже сериал появился».

Следующий вопрос Марии Александровны Черняк затронул отношение гостей к так называемой женской и мужской литературе. Справедливо ли такое деление литературы на мужское и женское чтение?
Елена Колина: «Когда после «Дневника новой русской» стала я популярной, меня уже стали переманивать из издательства в издательство, случился у меня кризис. Я думала, почему же у меня, неглупой женщины с высоким IQ, за что бы я ни бралась, всегда выходит женский роман? Почему, например, не «Война и мир», не «Жизнь и судьба»? Я тогда очень четко ощутила этот свой потолок и очень переживала, что в литературе я такой середнячок, хотя и довольно крепкий. Но потом я нашла себе такое психологическое утешение. Знаете, есть такая кривая распределения интеллекта у мужчин и женщин: у мужчин она всплесками, а у женщин ровными волнами на среднем уровне величин. Это значит, что у мужчин разброс от небольшого ума до гения, а у женщин таких всплесков нет, но они в общей массе умнее. И вот кто из женщин поднялся высоко? Айрис Мердок, Вирджиния Вульф, например… Так я себя и утешила: место мое в серединке, но это и хорошо!»
Дмитрий Вересов: «Конечно, есть такие тексты и жанры, которые можно охарактеризовать как женский роман, но при особом развороте мозгов любой мужчина может написать женский роман, а женщина – мужской. С этим мы уже сталкивались, помните продолжение романа "Унесенные ветром" под именем М. Митчелл, за которым скрывалось двое авторов-мужчин? Это все очень условно! С другой стороны, когда я читаю книгу хорошего качества, мне неважно, какого пола автор. Ну, например, "Философский камень" Маргерит Юрсенар, это вообще очень достойный автор! На мой взгляд, особой роли мужская книга или женская нет, главное – хорошая она или нет!».



Мария Александровна Черняк продолжила диалог: «В вашей прозе очень важен Петербург, у него особое место, своя роль. Насколько для вас важен этот город?»
Елена Колина: «Когда я придумываю своих персонажей, я всегда думаю, где они будут жить, в какой школе учатся дети? Я хожу туда, смотрю, понравится ли им? Я никогда не селила персонажей в другом городе, только в одном романе герой из Москвы, но я и с Москвой связана. А так, конечно, Петербург – он сам герой, лучший персонаж».
Дмитрий Вересов: «Из всех моих книг всего несколько не завязаны на Петербург. Хоть в небольших дозах, он есть практически во всех моих произведениях. У меня тоже очень конкретные адреса. Иногда именно на адресе все и завязано, на топографии, например, "Третья тетрадь" о Достоевском и Аполлинарии Сусловой. Москва тоже мой город, одно время я там учился, этот город я тоже очень люблю, но мне кажется, там происходит какая-то бесовская подмена, что я тоже в книгах своих отражаю. Москва ведь это хтонический город, она вся подземная, тогда как Петербург – эта битва двух водных стихий – моря и реки. И без Питера, конечно, никуда!».


Мария Александровна подхватила упоминание о «Третьей тетради» Дмитрия Вересова и задала еще один вопрос: «Насколько для вас важны взаимоотношения с классикой, как вообще вы с ней взаимодействуете?»
Дмитрий Вересов: «В каждой моей книге есть отсылки к классическим текстам. В литературе существуют симметричные вещи, всегда есть ориентиры, к которым обращаешься».
Елена Колина: «Моя последняя книга "Наука о небесных кренделях" называлась иначе – строкой из Бродского. Когда уже я сдавала книгу в печать, оказалось, что теперь нельзя использовать цитаты в названии без согласования с владельцами авторских прав. Ну ладно, название можно придумать другое. Но у меня там в тексте много цитат из Маршака, Хармса и других, и цитаты эти даже не закавычены, потому что это – часть меня, как автора, и стало частью моих героев!»
Далее вопросы задавали зрители: «Писатель вольно или невольно создает некие жизненные установки. Есть ли у вас ощущение ответственности за то, что написали? Или вы пишете, как пишется? Есть ли алгоритмы в вашей работе?»
Елена Колина: «Алгоритм всегда есть. Когда я писала сцену гибели подруги героини, а в этой сцене отразились реальные события моей собственной жизни, одна часть меня писала, другая – плакала, а третья – считала знаки, потому что сцена должна была занять свое определенное место. Вот такие алгоритмы. А про ответственность можно я не буду отвечать? Предоставлю слово мужчине!»
Дмитрий Вересов: «Я стараюсь быть ответственным за написанное, не выпуская на страницы некую темную сущность. Нельзя категорически этого делать! Это интуитивно-мистическая ответственность».



Вопрос директора фундаментальной библиотеки Нателы Нодарьевны Квелидзе-Кузнецовой касался процесса творчества: «Что для вас первично: Муза, внезапный порыв к запечатлению чего-либо на бумаге или четко обозначенная для самих себя задача написать о чем-либо?»
Елена Колина: «Мне самой интересно, как это происходит. Когда-то я сидела в кафе и задумалась, а возможна ли сейчас такая трагедия как у Анны Карениной? Из этого получилась потом «Умница, красавица». А бывает, когда меня что-то потрясло, я должна просто об этом написать. С каждой книжкой происходит по-разному».

Вопрос заместителя директора фундаментальной библиотеки Светланы Александровны Морозовой был о круге чтения: «Как вы, как читатели, подходите к выбору изданий современной литературы? Играют ли какую-то роль в вашем выборе литературные премии?»
Дмитрий Вересов: «Сейчас издается очень много книг. И в основном на выбор влияет "сарафанное радио". Полагаться только на номинации на премии не приходится. Конечно, есть и положительные примеры, есть и открытия, в основном, это поэзия».
Елена Колина: «Да, так же. Кто-то посоветует, например, умно составленная лента друзей в Фейсбуке».



Последний вопрос задала Мария Александровна Черняк о творческих планах: «Чего нам стоит ожидать от вас сейчас?»
Дмитрий Вересов: «Замыслы есть, но они больше в области non-fiction. Есть замысел книги о периоде Первой Мировой войны. Как все это строилось? Как возник миф о Распутине? Иногда открываешь такие неожиданные вещи! Это очень, очень интересно, это то, что меня занимает сейчас».

Елена Колина: «Есть идеи и романов, и публицистики. Много еще в жизни неизведанного и интересного для самой себя, о чем хочется рассказать читателю».

В завершение встречи Мария Александровна от имени собравшихся поблагодарила уважаемых авторов за искренность, теплоту и полноту ответов. Елена Колина и Дмитрий Вересов в ответ отметили радушный прием и умную аудиторию, оставили автографы на титульных листах своих книг из фонда библиотеки, и из личных коллекций. Сфотографировались на память со своими читателями.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена