Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

С 28 декабря по 8 января - выходные и праздничные дни
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи. Непростая история: Ю.Кантор, А.Берсенева, В.Сотников

7 октября в зимнем саду фундаментальной библиотеки состоялись первые в этом учебном году «Герценовские литературные встречи». Первой темой этого сезона стала «Непростая история», о которой говорили историк, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, Советник директора Государственного Эрмитажа Юлия Зораховна Кантор, писатель, сценарист Анна Берсенева (Татьяна Александровна Сотникова) и писатель, сценарист Владимир Михайлович Сотников.
Встречали гостей проректор по информатизации Михаил Юрьевич Пучков, директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова и модератор проекта, профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк.


Фотогалерея мероприятия

В своем вступительном слове Мария Александровна Черняк представила собравшимся новый формат встреч, которые расширяют свои границы в прямом и переносном смысле. Героями нынешней встречи стали гости не только из Петербурга, но и из Москвы, мы говорим не только о литературе, наш разговор об истории и ее интерпретации не только произведениях литераторов, но и в кино, и в документальных исследованиях. Мария Александровна представила гостей аудитории и задала главные вопросы всей встречи: как сосуществуют история и литература сегодня? Насколько автор имеет право предположить, что реальная история складывалась иначе? Где границы вымысла и реальности? Необходима ли доскональная историческая правда в художественной литературе, в искусстве?



Первой взяла слово Юлия Зораховна Кантор, прежде всего, поблагодарив организаторов за выбор темы обсуждения и название встречи – «Непростая история». По ее мнению, историю переписывали и «подкрашивали» всегда, хотя, как убеждена Юлия Зораховна, следует признать, что историей нельзя управлять, ее нельзя изменить, а можно только интерпретировать в зависимости от политической конъюнктуры. Главным же, с точки зрения Юлии Зораховны, остается понимание того, что историческая память, то есть эмоциональное восприятие фактов, сам исторический факт и историческая правда – это не синонимы. В то же время само появление исторической темы в литературе Юлия Зораховна считает замечательным, ведь именно благодаря писателям мы все представляем себе историю стран, народов, историю культуры.

Татьяна Александровна Сотникова (известная читателям под псевдонимом Анна Берсенева) рассказала, что в ее романах исторический контекст играет существенную роль. Однако Татьяна Александровна, по ее словам, в беллетристике никогда не пытается «заменить историю собой», как это делают великие. Так, например, мы узнаем об Отечественной войне 1812 года через призму личности Льва Николаевича Толстого, через его осмысление войны. В то же время, писательница отметила, что исторический контекст неизбежно определяет особенность отношений между героями, между поколениями, вплетается в саму жизнь героев, и чтобы разобраться в причинно-следственных связях, ей, как писателю, действительно приходится «заглядывать в историю». Татьяна Александровна выразила надежду, что ее произведения, написанные в жанре городского романа, повествующие о печально известных событиях 30-50-х годов в СССР, «Женщины Да Винчи», «Вокзал Виктория», «Героиня второго плана», которые она сама называет «трилогией отчаяния», вызовут в душе читателя и светлые чувства.



Взяв микрофон, Владимир Михайлович Сотников начал свое выступление с признания в любви Санкт-Петербургу, который всегда, по его мнению, добавляет значительности всему происходящему, и дарит некое духовное прозрение. Писатель признался, что в своем последнем романе поместил героя в Петербург. Несмотря на то, что сам Владимир Михайлович уже давно живет в Москве, он взял на себя смелость рассказать о Петербурге, показав его глазами влюбленного в этот город человека. Свой же взгляд на возможность писателя давать интерпретацию истории в своих произведениях Владимир Михайлович обосновал тем, что право судить об истории дает автору будущее. Цитируя Вячеслава Иванова, Владимир Михайлович заметил, что "право не бояться даёт двадцать второй век", то есть то время, когда мы станем историей, и история всё рассудит и расставит на свои места. По мнению писателя, идеальной правды в каноническом значении этого слова просто не может быть, но исторические факты, дополненные в художественном произведении вымыслом, должны измеряться и компенсироваться совестью писателя, его личной ответственностью перед читателями и будущим. Владимир Михайлович рассказал о некоторых военных эпизодах жизни своего отца, ушедшего добровольцем на фронт, которые потрясли его самого и утвердили его в праве писателя рассказывать о том, чему сам он не был свидетелем. Писатель, считает Владимир Михайлович, может выступить голосом тех, кто уже ничего не расскажет о себе сам. В качестве примера Владимир Михайлович привел Владимира Высоцкого, написавшего пронзительное стихотворение «”Як”-истребитель» от первого лица, хотя военным летчиком автор не был.



Далее разговор гостей шел о детской исторической литературе, о памяти семьи, о семейных архивах и воспоминаниях, о цензуре и самоцензуре.
Важной частью встречи стало общение с залом, когда гости отвечали на вопросы собравшихся. Студенты, преподаватели, сотрудники, гости университета спрашивали историка и литераторов о ярких художественных образах, которые в сознании молодежи могут подменить образы подлинные (Ришелье у Дюма, рыцари у Вальтера Скотта), о том, почему теперь нет той героизации отдельных личностей, которая была присуща советской литературе, и на какие примеры в таком случае опираться, о пределе вымысла и художественной дерзости и многом другом. Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова задала вопрос о роли библиотек в жизни самих авторов, о том, комфортнее ли им в библиотеке с «запыленными изданиями», или в современном учреждении, наполненном электронной информацией. В рассуждениях по этому поводу, трое героев встречи сошлись в том, что личность человека с детства закладывается не только организациями-библиотеками, но и библиотеками домашними, тем, что с детства перед глазами на полках, тем, что читают родители, тем, что впервые прочитал самостоятельно.



Хорошим заключительным аккордом этих «Герценовских литературных встреч» стали слова Татьяны Александровной Сотниковой о том, что библиотека является местом, где работает дух, где собираются писатели и читатели, а книги составляют естественный фон этих встреч.

В заключение авторы провели автограф-сессию, сфотографировались со всеми желающими и оставили записи в книге почетных гостей библиотеки.




Книги Юлии Зораховны Кантор, Татьяны Александровны и Владимира Михайловича Сотниковых доступны читателям нашей библиотеки.

Текст новости и фото: фундаментальная библиотека
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена