Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных
Участник
Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Евгения Пастернак, Андрей Жвалевский, Марина Костюхина
14 марта 2018 года в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошел очередной выпуск проекта «Герценовские литературные встречи» – «Современная детская литература: время всегда хорошее?» Героями встречи были известные писатели, авторы книг о подростках и для подростков «Время всегда хорошее», «Гимназия № 13», лауреаты литературных премий Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский, а также кандидат филологических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка Института Детства Герценовского университета, автор популярных учебных пособий по детской литературе Марина Сергеевна Костюхина.
Модератор проекта, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк открыла встречу, сказав, что она приурочена к проходящей в конце марта – начале апреля (в дни школьных каникул) Неделе детской книги. Мария Александровна назвала наше время Золотым веком детской литературы, ведь сейчас издается много прекрасных детских книг, написанных замечательными современными детскими писателями. В «Герценовских встречах» участвуют два из них, приехавших к нам из Беларуси, но пишущих на русском языке. По словам Марии Черняк, они разрушили миф о том, что современные дети не читают.
Первый вопрос Марии Александровны гостям был об их видении современного литературного процесса. Андрей Жвалевский в первую очередь отметил государственную поддержку детской литературы в России, например, такие литературные премии, как «Заветная мечта» и «Книгуру» (Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак были лауреатами обеих премий). Серьезной проблемой Андрей Пастернак считает отсутствие информации, ведь хорошие детские писатели – это не только Барто и Маршак, но и Нина Дашевская, Дарья Вильке и многие другие. Со своей стороны писатель борется с недостатком информации: на своем личном сайте выкладывает информацию обо всех достойных современных детских книгах и их авторах.
Марина Костюхина, еще один участник встречи поинтересовалась у Евгении и Андрея, как им удалось стать такими популярными. Евгения Пастернак рассказала, что во многом они своей популярностью обязаны издательству «Время», которым руководит ее отец. Именно в этом издательстве была опубликована их первая книга, а потом допечатывались тиражи следующих. Это, по мнению писательницы, стало тем счастливым шансом, которым они сумели воспользоваться.
Андрей Жвалевский пояснил, что в издательствах есть целая стратегия «раскрутки» детских писателей: книги, причем сразу целая серия, должны быть написаны в жанре фэнтези, рассказывать об одних и тех же персонажах и иметь одинаковое оформление. Себя с Евгенией Андрей назвал примером того, как делать не надо: ни одного из этих правил писатели не соблюдают!
Евгения подхватила разговор и отметила, что помимо всех издательских уловок, есть еще один способ оставаться популярным – много работать! Именно его писатели и используют, ведь за все 14 лет, что они пишут вместе, они, по словам Евгении, не замолкают, выпуская не менее одной книги в год. Кроме того, важной частью успеха, по мнению Евгении Пастернак, являются личные встречи с читателями (в школах, библиотеках, книжных магазинах), которые гораздо важнее встреч в интернет-пространстве.
Мария Черняк в продолжение разговора о взаимодействии авторов с читателями спросила, зачем Андрей и Евгения тестируют свои произведения на стадии рукописи, выкладывая их в открытом доступе в интернет, ведь все наслышаны об интернет-пиратстве. На это Андрей Жвалевский пояснил, что таким образом текст «обкатывается», чтобы стать лучше. По мнению Андрея, опытный глаз читателя (а таких в сети «ВКонтакте» у писателей около 2 тысяч, из них обратную связь дают около трехсот) замечает все неточности и «ляпы» текста. Андрей считает, что писатель по тем или иным причинам может не обратить на что-то внимания или не знать каких-то технических тонкостей того, о чем пишет, но читатель это заметит и исправит, что, несомненно, сделает текст лучше.
Евгения Пастернак рассказала, как спонтанно они пришли к идее такого тестирования, раздав несколько экземпляров распечатанной рукописи книги «Время всегда хорошее» ученикам гимназии № 13. Читательское мнение оказалось положительным, а позже эта книга, как говорит Евгения, сразу стала успешно продаваться. После таких успешных результатов, по словам Евгении, начиная с книги «Я хочу в школу», писатели решили все новые тексты выкладывать в интернет, не опасаясь пиратства, и пока этот метод их не подводит.
Марина Сергеевна Костюхина все же не согласилась с тем, что в успехе книги такую важную роль играет маркетинговая стратегия и предложила обратиться к слушателям в зале, узнав у них, почему им захотелось прочитать книги Жвалевского и Пастернак и что в книгах понравилось больше всего. Один из семиклассников-суворовцев, пришедших на встречу и прочитавших книгу «Время всегда хорошее», четко отрапортовал, что у этой книги гениальный сюжет, ее интересно читать, а главное, можно сделать позитивный вывод: время всегда хорошее! Читательница-школьница была более многословна, отметив важную роль дополнительной информации, которая хорошо усваивается в процессе знакомства с сюжетной историей. Другая школьница призналась, что книги героев встречи – первые, которые она читает взахлеб, и особенно ей хотелось бы выделить книгу «Сиамцы» за прекрасно переданную атмосферу города.
Учитель русского языка и литературы Суворовского училища Елена Валентиновна Лелинкова также поблагодарила писателей за то, что их книги побуждают детей к творчеству, а также заставляют задуматься над очень важными вопросами, например о том, что заставляет героев быть достойными своего времени.
С Еленой Валентиновной согласилась Мария Александровна Черняк, рассказав, что в молодежном центре «Сириус», где она недавно побывала, ребята не просто прочитали книгу «Время всегда хорошее», но и сами написали на нее сиквелы, приквелы, фанфики и даже поставили по ней мюзикл! Мария Александровна подчеркнула, что это стало возможным только потому, что ребятам близки темы, поднятые в книге. Продолжая разговор, Мария Александровна задала авторам вопрос, как они находят темы для своих произведений.
Евгения Пастернак ответила, что дело, похоже, обстоит наоборот: это тема находит писателя, а не писатель тему. Евгения пояснила, что никогда не планировала писать о наркотиках, тем не менее, в книге «Охота на Василиска» эта тема вышла на первый план. Евгения считает, что книжка пишется тогда, когда ее нельзя не писать и тема тоже проявляется «сама по себе», когда ее нельзя обойти молчанием.
Марина Сергеевна Костюхина обратила внимание, что герои произведений, созданных десять лет назад, – «протестанты». Марина Сергеевна спросила, будут ли герои следующих произведений протестовать или с изменением эпохи их протест сойдет на нет.
Андрей Жвалевский ответил, что герои останутся «протестантами», потому что писательский дуэт планирует и далее рассказывать истории о подростках, а их протест обусловлен самим возрастом.
Марина Сергеевна также обратила внимание на образы учителей, которые иногда показаны в карикатурно уродливом виде, и задала вопрос, что стоит за таким изображением педагогов.
Андрей Жвалевский сразу признался, что любит и хорошо знает учителей: его мама сорок лет проработала учителем в школе! Вместе с тем он согласился, что образы некоторых учителей в их книгах карикатурны. Писатель уверенно сообщил, что хороших учителей в книгах больше, однако запоминаются читателям именно отрицательные персонажи, которые всегда получаются ярче. Появление таких карикатурных персонажей Анрей Жвалевский объяснил стремлением передать точку зрения подростка с его необъективным отношением к педагогам.
Евгения Пастернак добавила, что всегда стремится разделять разные вещи: школьную систему, часто уродливую и косную, и прекрасных, самоотверженных людей - педагогов, работающих на благо детей, но вынужденных подчас подчиняться этой системе.
Мария Черняк также спросила о роли фантастического элемента в произведениях, который уводит повести от традиционного жанра «школьной повести». Анрей Жвалевский рассказал, что фантастический элемент никогда не был главным в их произведениях, скорее это – самый простой способ для построения сюжета.
Марина Сергеевна поинтересовалась у авторов, насколько они сами уверены в том, что время всегда хорошее. Евгения Пастернак выразила общую точку зрения: они уверены в этом тезисе, более того, писатели считают, что жить надо в настоящем и строить свою жизнь так, чтобы здесь и сейчас было хорошо жить.
Марина Костюхина согласилась, что та точка зрения, которую выбрали писатели – мир глазами ребенка – не дает возможности усомниться в искренности их слов. Детское восприятие, по мнению Марины Сергеевны, заставляет сосредоточиться на позитивных моментах, именно поэтому детство – время всегда хорошее.
Мария Александровна Черняк попросила назвать тех писателей, на произведения которых читателям стоило бы обратить внимание. Андрей Жвалевский назвал книги Эдуарда Веркина «Облачный полк», музыкальные книги Нины Дашевской, хорошую прозу Юлии Кузнецовой. Евгения Пастернак выделила совершенно особенную книгу Мариам Петросян «Дом, в котором…», а также книгу Виктории Ледерман «Календарь Майя» и важные книги Дины Сабитовой. Евгения отметила, что на сайте Андрея Жвалевского можно увидеть около двухсот пятидесяти книг современных авторов, которые они рекомендуют читателям.
Мария Александровна предложила слушателям воспользоваться возможностью задать вопрос известным писателям. И вопросы сразу посыпались: читателей интересовало, какие свои книги писатели любят больше всего и какие книги они любили читать в детстве; насколько подробно писатели изучают исторические эпохи, о которых пишут; хотят ли они, чтобы их книги были экранизированы. Андрей и Евгения ответили на все заданные вопросы. По словам писателей, свои книги – как дети, нельзя выделить одну любимую; в юности обоим больше нравились Стругацкие и Булгаков, исторические эпохи они изучают подробно и долго, даже ездят на экскурсии в те места, о которых пишут; с экранизациями не все просто, так как очень затратно, а вот хороший опыт с постановкой их произведений в театре уже есть, чему они очень рады.
Один из вопросов, заданный аспиранткой из Китая, пишущей в РГПУ им. А. И. Герцена диссертацию по произведениям Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, касался их отношения к серии книг о Гарри Поттере и их роли в детской литературе. Андрей Жвалевский ответил, что «Гарри Поттер» сыграл очень важную роль – вернул детей к книге, к чтению, за что надо поблагодарить Джоан Роулинг. Писатель также посоветовал почитать лекции Дмитрия Быкова с подробным разбором «Поттерианы», заметив, что согласен с основными оценками: книга о Гарри Потере стала важной, знаковой в детской литературе, несмотря на отдельные недостатки, она имеет много достоинств, и это позволяет смело рекомендовать ее к прочтению.
Мария Александровна Черняк подвела итог встрече, поблагодарив гостей за диалог, и пожелала всем читателям новых встреч с книгами Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак.
Директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова также поблагодарила гостей за искренность и открытость, которой писатели так щедро делились со всеми присутствующими, и от имени библиотеки вручила всем гостям цветы. Букеты писателям вручили и суворовцы.
Встреча завершилась автограф-сессией и совместными фото писателей со своими читателями.