Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Евгений Водолазкин

29 марта в фундаментальной библиотеке был аншлаг. Яблоку негде упасть – вот самая точная характеристика того, что творилось в Зимнем саду фундаментальной библиотеки. Пришлось задействовать научный читальный зал: часть зрителей/слушателей расположились в нем. Такой ажиотаж случился впервые за 8 лет существования проекта «Герценовские литературные встречи» и вызвал его Евгений Водолазкин – один из самых популярных современных российских авторов.

Фотоальбом

Модератор встречи – профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк – открывая встречу, отметила, что даже на прошлогодней встрече с Гузель Яхиной было меньше зрителей. На что Евгений Германович заметил: «Постараюсь не подвести!» И, конечно, не подвел: разговаривал со зрителями в меру серьезно, отвечал на их вопросы, а после встречи терпеливо подписал всем желающим книги, а желающих, разумеется, было немало!
Первый вопрос Марии Черняк, конечно, был о том, как профессиональному исследователю, сотруднику Пушкинского Дома Евгению Водолазкину пришла в голову мысль заняться не только изучением текстов, но и их созданием.
Евгений Германович, со свойственной ему самоиронией, заметил, что профессия текстолога явно не принадлежит к тем, о которых мечтают в детстве: «Хочется быть поэтом!». Вместе с тем Евгений Германович признал: сейчас он считает, что быть текстологом – это круто! Припомнив анекдот о сэре Генри, который молчал до тех пор, пока не нашлась веская причина для высказывания, Евгений Германович сказал, что «созрел» для собственного высказывания к сорока годам. До этого времени он занимался изучением средневековой «Хроники Георгия Амартола» под руководством Олега Викторовича Творогова в отделе Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Свою работу в Пушкинском Доме Евгений Германович назвал «отрезвляющей» и подчеркнул, что для него с самого начала писательской деятельности очень важна была оценка коллег.

Увлечение текстологией, медиевистикой, погруженность в средневековую культуру естественным образом, считает Евгений Водолазкин, привело его к созданию романа «Лавр», который оказался интересным не только узкому кругу его коллег, но и сотням тысяч (а сейчас суммарный тираж романа исчисляется этими цифрами) читателей.
Очень интересны были размышления Евгения Водолазкина о том, что есть литература. По мнению писателя, литература – это, в первую очередь, энергия и сообщение, а не стиль. Писать гладко, уверен Водолазкин, учат на втором курсе филфака, но обойтись только этим умением невозможно, так можно лишь создать орнамент, за которым ничего нет. Исключение Водолазкин сделал лишь для такого случая, когда орнамент исключительно хорош сам по себе, как это получилось, например, у Набокова.
Свое обращение к литературе Евгений Германович связал с тем, что именно в ней происходит соединение рационального научного начала и иррационального, эмоционального, которое очень сильно в человеке. Со свойственной ему самоиронией Евгений Германович отметил, что начал писать после смерти Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «По-видимому, боялся, так как Дмитрий Сергеевич не любил тех, кто занимается не своим делом».

Мария Александровна спросила, как чувствует себя автор на Международной научной конференции, посвященной его творчеству, пояснив аудитории, что в прошлом году в Кракове прошла конференция: «Знаковые имена современной русской литературы: Евгений Водолазкин», в которой приняли участие 90 исследователей из 20 стран мира, и на которую в качестве гостя был приглашен Евгений Германович.
Евгений Водолазкин рассказал об этом необычном для себя опыте с присущим ему юмором, пояснив, что его заранее предупредили о возможности уйти, чтобы не выслушивать доклады, которые могут его травмировать. Евгений Германович отметил высокий уровень научного обсуждения и заметил, что «узнал о себе много нового», особенно же ему нравились выводы исследователей о том, «что думал автор», когда писал тот или иной фрагмент романа.

Следующий вопрос Марии Александровны был о том, насколько Евгений Германович прислушивается к литературным критикам. Евгений Водолазкин подчеркнул, что практически не вступает в полемику с критиками, так как это, как правило, уровень не науки, где можно аргументированно полемизировать, а уровень ничем не подтвержденных мнений, где не о чем спорить. Евгений Германович даже, брезгливо сморщив нос, изобразил пародию на такого критика: «Ну что это такое? Разве это нужно современному читателю? Наверное, автор хотел нас удивить!» Понятно, что на этом уровне о полемике не может быть и речи: «Движение носа не является аргументом, и это отличает науку от критики», – резюмировал Водолазкин. Опять вернувшись к прошлогодней научной конференции, Евгений Германович заметил, что на ней было как раз много первоклассных докладов не только о его творчестве, но и о современных текстах, и это был уровень серьезной научной полемики.
Следующий вопрос Марии Александровны касался ошеломительного успеха романов (прежде всего «Лавра») Евгения Водолазкина. Она спросила, есть ли у Евгения Германовича «формула успеха», по которой можно построить бестселлер, и как он сам объясняет успех своих произведений.
Евгений Водолазкин считает, что «формулы», конечно, нет, но взялся объяснить успех «Лавра» постфактум. По его словам, современная литература казалась ему злой и полной негатива: «хотелось сказать что-то хорошее». В случае с романом «Лавр» его видение ситуации совпало с запросом читательского общества, которое мгновенно переключилось на минимально иное, отличное от господствующего, предложение.


Последний вопрос Марии Черняк о соотношении в произведениях большой истории и истории души вызвал интересный развернутый ответ Евгения Водолазкина о полемике с Умберто Эко. Евгений Германович попутно рассказал забавную историю сравнений его с Умберто Эко, а также описал встречу с итальянским писателем, назвав его великим человеком.
Евгений Водолазкин напомнил о двух видах истории: большой (всемирной) с катаклизмами, революциями и войнами и малой (личной), которая, по мнению писателя, является самой главной. Свое мнение Евгений Германович обосновал тем, что большая история – только часть нашей персональной истории, к тому же на большую историю повлиять нельзя, так как у нее нет целей, в то время как персональная история имеет цель, на нее можно влиять, можно ставить задачи (хотя их не всегда можно решить). Евгений Водолазкин остроумно сравнил большую историю с блохами в банке: «энергичность есть, а цели нет», в отличие от нее у истории человека цель есть, хотя она далеко не всегда сходится с той целью, которую приписывают большой истории.
Евгений Водолазкин упомянул, что эту идею он почерпнул у Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который очень ценил личную историю звуков, запахов. Евгению Германовичу запомнилось, как Дмитрий Сергеевич описал, как в Петербурге кричали финские молочницы, продающие молоко, или как стучали колотушки мастеров, ремонтирующих плашки деревянных торцевых мостовых. Евгений Германович упомянул, что во времена его детства на почте еще существовали перьевые ручки и чернила, а в обиходе впервые появились фломастеры. «Воскрешение» этих вещей, о которых не пишут в учебниках истории, писатель, по его словам, считает одной из своих задач.

А далее Евгений Германович отвечал на вопросы зрителей об определении жанра «Лавра» «неисторический роман», о «новом средневековье», и месте «чуда» в жизни, о родстве собственных романов с жанром фэнтези. Каждый ответ Евгения Германовича был продуманным и серьезным, но мастерство рассказчика и чувство юмора позволили ему уйти от излишней академичности и не дали заскучать слушателям. Приятно также, что Евгений Германович очень тепло отозвался о Герценовском университете, припомнив, что в годы своего студенчества слушал лекции, на которых «подчас бывало интереснее, чем на лекциях в другом университете, через реку». В качестве примера Водолазкин назвал лекции Александра Михайловича Панченко, Сергея Сергеевича Аверинцева.
В завершение официальной части встречи директор фундаментальной библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова от души поблагодарила Евгения Германовича за эту встречу, за искренность, за прекрасный рассказ, и в память о событии подарила книгу об истории фундаментальной библиотеки.
Евгений Германович, в свою очередь, поблагодарил организаторов и всех зрителей, пришедших на встречу, и подарил читателям библиотеки новый выпуск редактируемого им альманаха «Текст и традиция» (СПб., 2018), который издается Пушкинским Домом и Музеем-усадьбой «Ясная Поляна». В заключение Евгений Водолазкин провел автограф-сессию, подписав книги абсолютно всем желающим!


Фотоальбом
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена