14 ноября фундаментальная библиотека стала площадкой VIII Международного культурного форума. В Зимнем саду библиотеки в формате «Герценовских литературных встреч» прошел Круглый стол «Второе дыхание. Непарадный книжный Петербург». Гостями Круглого стола были известные писатели, журналисты, публицисты: Александр Мелихов, Алексей Варламов, Елена Чижова, Елена Колина, Наталия Соколовская.
Модератор проекта – профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк, открывая встречу, отметила, что в рамках Культурного форума пройдет целый марафон встреч с писателями, а также рассказала об идее «Непарадного книжного Петербурга». Согласно социологическим опросам, сообщила Мария Александровна, по ассоциации со словами «Петербург» и «литература», респонденты называют следующие шесть имен: Пушкин, Гоголь Достоевский, Ахматова, Бродский и Довлатов. По мнению Марии Александровны, естественно, что первые места отданы классикам нашей литературы, однако хотелось бы вспомнить и тех, кто остался в тени, ведь Петербург настолько разнопланов и огромен, что с ним связаны судьбы множества интереснейших авторов. Авторы проекта «Непарадный Петербург», в том числе и Мария Черняк, попросили современных писателей рассказать об интересных авторах XX века, чья судьба связана с Петербургом, и тем самым «вывести» их на широкую читательскую аудиторию, то есть обратить читательское внимание на тех, о ком нечасто вспоминают.
Далее Мария Александровна представила гостей и предоставила слово первому гостю – Александру Мелихову. Писатель выбрал для разговора таких авторов как Михаил Слонимский, Вера Кетлинская Геннадий Гор. Александр Мотелевич рассказал, что задумал написать книгу о жильцах знаменитого Дома писателей на набережной канала Грибоедова. Работая над ней, он пришел к мысли, что мы, не являясь современниками писателей 20 – 50-х годов, часто очень строго судим их за «приспособленчество», «измену таланту» в угоду власти и тем благам, которые она может дать. С точки зрения Александра Мелихова, жизнь настолько сложнее прямолинейных схем и поспешных выводов, что стоит взглянуть на судьбы многих глазами адвоката, а не прокурора. Взгляд защитника представляется Александру Мелихову наиболее интересным: он считает, что многим писателям не хватало не таланта, а мужества оставаться «чокнутыми» отличными от большинства. По его словам, «когда вглядываешься не в текст, а в судьбу, начинаешь видеть трагедию и находишь слова для сочувствия».
Следующий гость – Алексей Варламов – начал со слов восхищения Герценовским университетом, напомнив о том, что литературный институт им. А. М. Горького, ректором которого он является, располагается в доме, где родился А. И. Герцен, и предложил «дружить Герценами». Далее Алексей Николаевич перешел к своему герою – Александру Грину, и зал просто заслушался рассказом о совершенно авантюрной биографии писателя в изложении Алексея Варламова – автора книги о Грине, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». С точки зрения Алексея Варламова, «совершенно несправедливо», что жизнь Грина в Петербурге Серебряного века не стала фактом большой литературы. Алексей Варламов так вдохновенно и захватывающе рассказал о Петербургских текстах Грина «Крысолов» и «Фанданго», что многим присутствующим явно захотелось самим прочитать (или перечитать) эти тексты.
Этот эффект отметила Мария Александровна, подчеркнув, что это тоже было одной из целей проекта «Второе дыхание. Непарадный Петербург» – вызвать у читателей желание знакомиться или перечитывать тексты писателей, связанных с Петербургом.
Елена Чижова, подхватившая Петербургскую тему, продолжила разговор, выбрав рассказ «Наводнение» Евгения Замятина. По мнению Елены Семёновны, тема наводнения – самого «Петербургского» природного явления в русской литературе – помогает понять смысл этого «бытового» повествования Замятина как противостояния поколений, а также противостояния частного и государственного. Елена Семёновна показала, как контекст эпохи может объяснить читателю, о чем «на самом деле» писал автор. Если рассказ «Наводнение» поместить в систему координат, заданную «Медным всадником» Пушкина, считает Елена Чижова, можно увидеть тяжесть травли, которой подвергался Замятин в 1929 году, трагедию ломки модернизма и насаждения соцреализма. По мнению писательницы, только так можно понять, почему после ошеломляющей антиутопии «Мы» Замятин создает этот небольшой рассказ о «бытовом» убийстве.
Елена Колина, продолжившая разговор, также обратилась к «гению места» – расположенному неподалеку от Герценовского университета Дому книги, в котором располагалась редакция Детгиза и творили многие известные писатели и художники. Елена Колина назвала имена Алисы Порет и Татьяны Глебовой, тесно сотрудничавших в Детгизе с Хармсом и Введенским, иллюстрировавших книги ОБЭРИУТов. Елена Викторовна прочитала фрагменты дневника 20-х годов Алисы Порет и блокадного дневника Татьяны Глебовой. Писательница подчеркнула, что эти художницы были необыкновенно литературно одаренными, к сожалению, их дневники были опубликованы небольшими тиражами и оказались не очень известными читателям. Елена Колина выразила надежду, что разговор о литературном творчестве Порет и Глебовой вызовет всплеск интереса к их наследию, отразившему сложное и трагическое время.
О блокадной теме, о войне говорила и Наталия Соколовская, рассказывавшая об Ольге Берггольц и Евгении Шварце. Наталия Евгеньевна прочитала отрывок из «Дракона» и напомнила, что пьеса была написана Шварцем в эвакуации в Душанбе и поставлена Николаем Акимовым в 1944 году в Ленинградском театре комедии, однако после первого показа была запрещена. Наталия Евгеньевна отметила «чеховский посыл» пьесы, не теряющей свою актуальность, и рассказала о стихотворении Берггольц, написанном к 60-летию Евгения Львовича, где сама Ольга Фёдоровна вычеркнула строфу с упоминанием о том, как их со Шварцем «раздраконила» власть. Эта строфа сохранилась в архиве Ольги Берггольц, однако долгое время не была нигде опубликована.
Мария Александровна еще раз отметила актуальность проекта «Второе дыхание», в ходе которого становится понятно, «сколько текстов у нас еще не прочитано и сколько нужно перечитать»! Она также предложила слушателям задать вопросы писателям.
Вопросы, разумеется, последовали. Они касались правомерности понятия «женская проза» и «жертвенности» прозаиков, пишущих биографии других писателей «в ущерб» собственным произведениям.
Елена Чижова, отвечая на вопрос о женской прозе, отметила правомерность такого определения только в жанровой литературе, однако в разделении литературы по гендерному принципу увидела «провинциальность сознания».
На вопрос о творческой «жертве» писателя отвечал Алексей Варламов. Он рассказал, что первую биографию – Михаила Пришвина – написал в качестве докторской диссертации, и, работая над ней, осознал, что «биография писателя позволяет иначе посмотреть на эпоху», в которой писатель творит и живет. Позже Алексей Николаевич написал еще биографии писателей Алексея Толстого, Александра Грина, Михаила Булгакова, Андрея Платонова и Василия Шукшина, а также Григория Распутина и, по его словам, уверен, что судьбы этих людей подчас превосходят самые захватывающие романы. Алексей Николаевич, однако, отметил, что жанр документальной прозы исключает диалоги, описания природы – все то, что писатель так ценит в прозе, а потому в дальнейшем намерен сосредоточиться на художественной литературе.
Мария Александровна поблагодарила писателей за то, что тема круглого стола расширилась до истории всего XX века, напомнила читателям, что они могут продолжить общение с гостями на других площадках Культурного форума и предоставила слово директору фундаментальной библиотеки Нателе Нодарьевне Квелидзе-Кузнецовой.
Натела Нодарьевна выразила благодарность Марии Александровне и всем гостям за столь интересный разговор, а зрителям – за внимание к «Герценовским литературным встречам». В заключение Натела Нодарьевна напомнила о «гении места» – Герценовском университете, где был и Александр Герцен, где преподавал Замятин, где собиралась Студия детских писателей, где в настоящий момент продолжается разговор писателей о писателях и не уменьшается интерес к книгам и чтению.