Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация

Часы работы

Фундаментальная библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 10.00 до 19.00
суббота - с 10.00 до 17.00


Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Как записаться в библиотеку

VK GROUP Facebook Instagram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Мероприятия - Герценовские литературные встречи: Круглый стол «Второе дыхание»

14 ноября фундаментальная библиотека стала площадкой VIII Международного культурного форума. В Зимнем саду библиотеки в формате «Герценовских литературных встреч» прошел Круглый стол «Второе дыхание. Непарадный книжный Петербург». Гостями Круглого стола были известные писатели, журналисты, публицисты: Александр Мелихов, Алексей Варламов, Елена Чижова, Елена Колина, Наталия Соколовская.

Фотоальбом мероприятия

Модератор проекта – профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк, открывая встречу, отметила, что в рамках Культурного форума пройдет целый марафон встреч с писателями, а также рассказала об идее «Непарадного книжного Петербурга». Согласно социологическим опросам, сообщила Мария Александровна, по ассоциации со словами «Петербург» и «литература», респонденты называют следующие шесть имен: Пушкин, Гоголь Достоевский, Ахматова, Бродский и Довлатов. По мнению Марии Александровны, естественно, что первые места отданы классикам нашей литературы, однако хотелось бы вспомнить и тех, кто остался в тени, ведь Петербург настолько разнопланов и огромен, что с ним связаны судьбы множества интереснейших авторов. Авторы проекта «Непарадный Петербург», в том числе и Мария Черняк, попросили современных писателей рассказать об интересных авторах XX века, чья судьба связана с Петербургом, и тем самым «вывести» их на широкую читательскую аудиторию, то есть обратить читательское внимание на тех, о ком нечасто вспоминают.
Далее Мария Александровна представила гостей и предоставила слово первому гостю – Александру Мелихову. Писатель выбрал для разговора таких авторов как Михаил Слонимский, Вера Кетлинская Геннадий Гор. Александр Мотелевич рассказал, что задумал написать книгу о жильцах знаменитого Дома писателей на набережной канала Грибоедова. Работая над ней, он пришел к мысли, что мы, не являясь современниками писателей 20 – 50-х годов, часто очень строго судим их за «приспособленчество», «измену таланту» в угоду власти и тем благам, которые она может дать. С точки зрения Александра Мелихова, жизнь настолько сложнее прямолинейных схем и поспешных выводов, что стоит взглянуть на судьбы многих глазами адвоката, а не прокурора. Взгляд защитника представляется Александру Мелихову наиболее интересным: он считает, что многим писателям не хватало не таланта, а мужества оставаться «чокнутыми» отличными от большинства. По его словам, «когда вглядываешься не в текст, а в судьбу, начинаешь видеть трагедию и находишь слова для сочувствия».

Следующий гость – Алексей Варламов – начал со слов восхищения Герценовским университетом, напомнив о том, что литературный институт им. А. М. Горького, ректором которого он является, располагается в доме, где родился А. И. Герцен, и предложил «дружить Герценами». Далее Алексей Николаевич перешел к своему герою – Александру Грину, и зал просто заслушался рассказом о совершенно авантюрной биографии писателя в изложении Алексея Варламова – автора книги о Грине, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». С точки зрения Алексея Варламова, «совершенно несправедливо», что жизнь Грина в Петербурге Серебряного века не стала фактом большой литературы. Алексей Варламов так вдохновенно и захватывающе рассказал о Петербургских текстах Грина «Крысолов» и «Фанданго», что многим присутствующим явно захотелось самим прочитать (или перечитать) эти тексты.
Этот эффект отметила Мария Александровна, подчеркнув, что это тоже было одной из целей проекта «Второе дыхание. Непарадный Петербург» – вызвать у читателей желание знакомиться или перечитывать тексты писателей, связанных с Петербургом.
Елена Чижова, подхватившая Петербургскую тему, продолжила разговор, выбрав рассказ «Наводнение» Евгения Замятина. По мнению Елены Семёновны, тема наводнения – самого «Петербургского» природного явления в русской литературе – помогает понять смысл этого «бытового» повествования Замятина как противостояния поколений, а также противостояния частного и государственного. Елена Семёновна показала, как контекст эпохи может объяснить читателю, о чем «на самом деле» писал автор. Если рассказ «Наводнение» поместить в систему координат, заданную «Медным всадником» Пушкина, считает Елена Чижова, можно увидеть тяжесть травли, которой подвергался Замятин в 1929 году, трагедию ломки модернизма и насаждения соцреализма. По мнению писательницы, только так можно понять, почему после ошеломляющей антиутопии «Мы» Замятин создает этот небольшой рассказ о «бытовом» убийстве.

Елена Колина, продолжившая разговор, также обратилась к «гению места» – расположенному неподалеку от Герценовского университета Дому книги, в котором располагалась редакция Детгиза и творили многие известные писатели и художники. Елена Колина назвала имена Алисы Порет и Татьяны Глебовой, тесно сотрудничавших в Детгизе с Хармсом и Введенским, иллюстрировавших книги ОБЭРИУТов. Елена Викторовна прочитала фрагменты дневника 20-х годов Алисы Порет и блокадного дневника Татьяны Глебовой. Писательница подчеркнула, что эти художницы были необыкновенно литературно одаренными, к сожалению, их дневники были опубликованы небольшими тиражами и оказались не очень известными читателям. Елена Колина выразила надежду, что разговор о литературном творчестве Порет и Глебовой вызовет всплеск интереса к их наследию, отразившему сложное и трагическое время.
О блокадной теме, о войне говорила и Наталия Соколовская, рассказывавшая об Ольге Берггольц и Евгении Шварце. Наталия Евгеньевна прочитала отрывок из «Дракона» и напомнила, что пьеса была написана Шварцем в эвакуации в Душанбе и поставлена Николаем Акимовым в 1944 году в Ленинградском театре комедии, однако после первого показа была запрещена. Наталия Евгеньевна отметила «чеховский посыл» пьесы, не теряющей свою актуальность, и рассказала о стихотворении Берггольц, написанном к 60-летию Евгения Львовича, где сама Ольга Фёдоровна вычеркнула строфу с упоминанием о том, как их со Шварцем «раздраконила» власть. Эта строфа сохранилась в архиве Ольги Берггольц, однако долгое время не была нигде опубликована.
Мария Александровна еще раз отметила актуальность проекта «Второе дыхание», в ходе которого становится понятно, «сколько текстов у нас еще не прочитано и сколько нужно перечитать»! Она также предложила слушателям задать вопросы писателям.

Вопросы, разумеется, последовали. Они касались правомерности понятия «женская проза» и «жертвенности» прозаиков, пишущих биографии других писателей «в ущерб» собственным произведениям.
Елена Чижова, отвечая на вопрос о женской прозе, отметила правомерность такого определения только в жанровой литературе, однако в разделении литературы по гендерному принципу увидела «провинциальность сознания».
На вопрос о творческой «жертве» писателя отвечал Алексей Варламов. Он рассказал, что первую биографию – Михаила Пришвина – написал в качестве докторской диссертации, и, работая над ней, осознал, что «биография писателя позволяет иначе посмотреть на эпоху», в которой писатель творит и живет. Позже Алексей Николаевич написал еще биографии писателей Алексея Толстого, Александра Грина, Михаила Булгакова, Андрея Платонова и Василия Шукшина, а также Григория Распутина и, по его словам, уверен, что судьбы этих людей подчас превосходят самые захватывающие романы. Алексей Николаевич, однако, отметил, что жанр документальной прозы исключает диалоги, описания природы – все то, что писатель так ценит в прозе, а потому в дальнейшем намерен сосредоточиться на художественной литературе.
Мария Александровна поблагодарила писателей за то, что тема круглого стола расширилась до истории всего XX века, напомнила читателям, что они могут продолжить общение с гостями на других площадках Культурного форума и предоставила слово директору фундаментальной библиотеки Нателе Нодарьевне Квелидзе-Кузнецовой.
Натела Нодарьевна выразила благодарность Марии Александровне и всем гостям за столь интересный разговор, а зрителям – за внимание к «Герценовским литературным встречам». В заключение Натела Нодарьевна напомнила о «гении места» – Герценовском университете, где был и Александр Герцен, где преподавал Замятин, где собиралась Студия детских писателей, где в настоящий момент продолжается разговор писателей о писателях и не уменьшается интерес к книгам и чтению.


Фотоальбом мероприятия
2021 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена