Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных
Участник
Мероприятия - Перекресток «Мир Детства в мире Книги»
19 декабря в РГПУ им. А. И. Герцена прошел I Международный форум «Детство: самоценность настоящего». Целью Форума стало обсуждение в профессиональном сообществе проблем формирования новой, междисциплинарной науки о Детстве, образовательных практик работы с Детством, подготовки педагога к взаимодействию с современным Детством. Организаторами Форума выступили Координационный совет по области образования «Образование и педагогические науки», Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и РГПУ им. А. И. Герцена.
В рамках форума была организована программа круглых столов «Детство. Рождественские перекрестки» Один из Перекрестков – «Мир Детства в мире Книги» прошел в фундаментальной библиотеке. Его гостями стали молодые популярные детские писательницы, лауреаты различных литературных премий – Анна Игнатова, Анна Ремез, Анастасия Строкина и Ася Петрова.
К этому мероприятию была также подготовлена выставка детской литературы «Ценность настоящего», на которой можно было увидеть переиздания детской классики (Носова, Успенского, Драгунского и других), а также произведения современных детских писателей, в том числе книги, представленные на «Герценовских литературных встречах» (Н. Дашевской, А. Жвалевского, Е. Пастернак, М.-О. Мюрай и других).
Модератор Перекрестка «Мир Детства в мире Книги» профессор кафедры русской литературы филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена Мария Александровна Черняк приветствовала всех участников и гостей встречи – работников детских садов, школьных и вузовских преподавателей, библиотекарей и определила главную цель встречи: познакомить современного читателя с популярными авторами детской литературы. Мария Александровна уважительно отметила главную роль классической детской литературы – создавать общий культурный код, однако справедливо указала на то, что «у каждого поколения должна быть своя литература, свой поколенческий текст». Мария Александровна подчеркнула, что критики называют нынешнее время «золотым веком» детской литературы: обновляется репертуар тем, появляются новые герои, но главное – сейчас творит множество хороших детских авторов, и некоторые из них сейчас присутствуют в зале. Мария Александровна представила зрителям писательниц и попросила их рассказать о своем пути в детскую литературу.
Анна Игнатова назвала свой путь необычным: она начала сочинять сказки для детей в тот момент, когда с очередным сотрясением мозга оказалась на больничной койке, не имея возможности читать, писать и смотреть телевизор. Причиной такого удручающего положения стал обыкновенный камень, попавший под колесо ее велосипеда, однако удалось резко изменить жизнь Анны. Осмысляя этот момент, Анна пришла к философскому выводу: иногда простая вещь полностью меняет жизненный сюжет. Этот подход Анна применила к хорошо известным фольклорным сказкам, придумав, как бы мог развиваться ход событий, если бы сюжет изменила какая-нибудь одна простая вещь. Так родились «Ускользнувшие сказки» – пять из них увидели свет в юмористическом журнале «Фонтан». С них и началась литературная деятельность Анны Игнатовой.
В отличие от этого «каменистого» пути, литературная деятельность Анны Ремез, по ее словам, была предопределена с самого рождения. Трудно было бы предположить что-то иное, ведь Анна родилась в очень творческой семье: ее дедушка Оскар Яковлевич Ремез написал сценарий к фильму «Утро без отметок», отец – Александр Оскарович Ремез – также был драматургом, а мама – Наталья Анатольевна Колотова – режиссер Малого драматического театра. Писать Анна Ремез стала еще в школе, причем начала с комиксов, а позже перешла на прозу и ее повесть «Пятнадцать» о взрослении девочки 90-х годов получила премию «Дебют». Анна Ремез назвала также книгу, написанную ею в соавторстве с Натальей Колотовой «Стражи белых ночей» об оживших Петербургских скульптурах животных. Эта книга стала финалистом Премии по детской литературе имени Владислава Крапивина. (Отметим, что в 2016 году эта книга вышла в издательстве Гриф с иллюстрациями преподавателя факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена Ксении Остаповны Почтенной.)
Точно таким же «неизбежным» назвала свой путь в литературу и Ася Петрова, которая всю свою жизнь связала с литературой: «читала, изучала, начала писать». Первые стихи и прозу начала писать еще во время обучения в языковой школе. Позже ее сказку «Никогда не разговаривайте с волшебниками» увидел Михаил Яснов и показал ее Сергею Махотину. Сергей Анатольевич посоветовал Асе принять участие в фестивале «Молодые писатели вокруг Детгиза», для которого Ася написала несколько рассказов, в том числе «Волки на парашютах». Эти рассказы потом составили одноименную книгу, получившую первую премию «Книгуру» в год учреждения конкурса. Несмотря на профессиональную писательскую деятельность, Ася Петрова не оставила и педагогическую – она преподает французский язык в СПбГУ.
В отличие от остальных писательниц Анастасия Строкина получила профессиональное образование – окончила Литературный институт имени А. М. Горького, хотя свою семью она назвала «абсолютно нелитературной»: мама – инженер, папа – военный летчик. Именно папа в свое время отправил подборку стихов Анастасии на конкурс в литинститут, а затем ее пригласили на экзамены. Годы учебы в семинаре Татьяны Бек остались в памяти как самое замечательное время, причем семинар по детской литературе в институте тогда вел Роман Сеф, но на участников «детского семинара» «поэты», по словам Анастасии, смотрели сочувственно и свысока. Свою писательскую карьеру Анастасия описала как цепь счастливых случайностей: «Я написала повесть “Кит плывет на Север” – ее оценили друзья и отправили на конкурс Крапивина – там ее заметило издательство “КомпасГид” и отправило на конкурс «Книгуру» – так я стала лауреатом».
После таких душевных рассказов гостьи прочитали отрывки из своих известных или совсем новых произведений, которые были очень тепло приняты слушателями. Да и как могут не понравиться, например, такие двустишия Анны Игнатовой:
Печь сказала утюгу:
«Платье сжечь и я могу!»
- Моя дорогая, да вы скандалистка:
Божья коровка - и вдруг атеистка!
Итог этой встречи подвела Мария Александровна, пожелав писательницам больше издаваться и получать больше премий. А зрителям Мария Александровна дала наказ поближе познакомиться с замечательными произведениями молодых писательниц: «Читайте их сами, читайте их своим детям и расскажите об этих авторах своим знакомым! Детская литература требует вашего соучастия!»