Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.
Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:
Библиотека литературы по социально-экономическим наукам
«Учить всех, учить каждого»
«Новые поступления»
Первая выставка посвящена одному из главных праздников для любого педагогического вуза – Дню учителя. Благородный труд учителя показан во всем его многообразии: в учебной, воспитательной, научной и творческой деятельности.
Можно начинать с азов, обратившись к книгам о выдающихся педагогах: «Песталоцци» (М., 1998), «Ушинский» (М., 1998), «Сухомлинский» (М., 1997), «Толстой» (М., 1997), «Каптерев» (М., 2001), «Монтессори» (М., 1999), «Макаренко» (М., 1999), «Корчак» (М., 1998).
Разнообразие деятельности современного учителя отражено в книгах: Борытко Н. М. «Диагностическая деятельность педагога» (М., 2006), Демакова И. Д. «Воспитательная деятельность педагога в современных условиях» (СПб., 2007), Загвязинский В. И. «Исследовательская деятельность педагога» (М., 2006), Колесникова И. А. «Коммуникативная деятельность педагога» (М., 2007).
Немало книг посвящено повседневной практике учительского труда: Кузнецов И. Н. «Настольная книга практикующего педагога» (М., 2008), Митина Л. М. «Профессиональная деятельность и здоровье педагога» (М., 2005), Львова Ю. Л. «Творческая лаборатория учителя» (М., 1992), «Что должны знать учителя» (М., 2001) и др.
И, конечно, на выставке есть книги, отражающие вклад Герценовского университета в создании традиций российской педагогики: «Педагогический университет им. А. И. Герцена» (СПб., 1997), «Очерки истории кафедры педагогики Герценовского университета» (СПб., 2006), «Образование в России: время и судьбы» (СПб., 2012).
Вторая выставка показывает новинки, поступившие в отраслевую библиотеку в 2018 году. В библиотеке появилось множество книг об исторических деятелях, императорах России: о царевиче Дмитрии, о Петре II, Екатерине II и др.
Новинки философской литературы – это труды Льва Шестова, а также книги о педагогической антропологии и проблемах этики. Среди новых книг по психологии – труды Виктора Франкла и учебник по психотерапии. Появились новые учебные пособия и по социальной работе: Лобченко Л. Н. «История социальной работы» (Мурманск, 2018), Волков В. В., Шарова Е. Н. «Социальная работа с бездомными» (Мурманск, 2017), «Сравнительный анализ социальной работы в России и за рубежом: атлас по учебному курсу» (СПб., 2018). Последняя книга написана преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена.
Новые учебные пособия касаются также особенностей современного образовательного процесса: Плаксина И. В. «Интерактивные образовательные технологии» (М., 2017), Панфилова А. П., Долматов А. В. «Взаимодействие участников образовательного процесса» (М., 2018).
Библиотека литературы по филологическим наукам
«Мир N измерений: фантастика в дореволюционной литературе»
Октябрьская выставка на филологическом факультете посвящена одной из самых важных тем в дореволюционной литературе – фантастике. Хорошо известно, что развитие литературы шло от классицизма через романтизм к реализму, но произведения фантастического жанра, рождаясь в творчестве самых разных по стилю и направлению писателей, всегда находили верных читателей.
Что собой представляет дореволюционная фантастика? Это грезы об идеальном социальном устройстве общества и страх перед стремительно наступающим научным прогрессом. С другой стороны, это и сатирические сценки на злобу дня, действие в которых перенесено на сотни лет вперед, и классические фантастические рассказы.
К элементам фантастики прибегали корифеи русской литературы: Ф. М. Достоевский, А. И. Куприн, Н. Г. Чернышевский, В. Я. Брюсов, А. Грин. Чего стоят, например, знаменитые сны Веры Павловны из знаменитого романа Чернышевского! Произведения этих авторов есть на выставке: Достоевский Ф. М. «Записки из мертвого дома; Рассказы» (М., 1983), Куприн А. И. «Река жизни: Повести и рассказы» (Л., 1986), Чернышевский Н. Г. «Что делать?» (Л., 1975), Брюсов В. Я. «Огненный ангел» (СПб., 1993), Брюсов В. Я. «Повести и рассказы» (М., 1988), Грин А. «Вокруг центральных озер» (Екатеринбург, 1993).
На выставке есть и менее известные авторы XVIII – начала XX века, в чьем творчестве тоже немало элементов фантастики: В. Ф. Одоевский, А. Ф. Вельтман, Ф. В. Булгарин, О. И. Сенковский, и др. Надеемся, читателям будет интересно познакомиться с их произведениями: Одоевский В. Ф. «Пестрые сказки» (М., 1990), Одоевский В. Ф. «Последний квартет Бетховена» (М., 1982), Вельтман А. Ф. «Странник» (М., 1977), Вельтман А. Ф. «Избранное» (М., 1989), Булгарин Ф. В. «Лицевая сторона и изнанка рода человеческого» (М., 2017), Сенковский О. И. «Сочинения Барона Брамбеуса» (М., 1989).
Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
«Новое в генетике»
Генетика сейчас находится на пике популярности: расшифровка генома, модификация генов, генная инженерия, пересадка генов – никогда еще новости науки не были так захватывающе интересны! Новые исследования в этой области появляются чуть не ежедневно.
Выставка в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам представляет книги, учебники и учебные пособия XXI века, включая новейшие издания этого года. В первую очередь экспозиция адресована студентам, изучающим генетику, но, безусловно, она заинтересует всех, следящих за новостями науки.
Самые свежие издания: Кребс Дж., Голдштейн Э., Килпатрик С. «Гены по Льюину» (М., 2018), Клаг У. С., Каммингс М. Р. «Основы генетики» (М., 2017), Журавлева Г. А. «Генная инженерия в биотехнологии»(СПб., 2016).
Для тех, кто захотел разобраться в геноме, рекомендуем книгу Т. А. Брауна «Геномы» (М. – Ижевск, 2011). Помогут и учебные пособия, выпущенные в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена: Никитина Е. А. «Взаимодействие генов» (СПб., 2011), Цымбаленко Н. В. «Биотехнология. Ч. 1. Технология рекомбинантной ДНК» (СПб., 2011).
О генетике как науке можно почитать в изданиях: Никольский В. И. «Генетика» (М., 2010), Инге-Вечтомов С. Г. «Генетика с основами селекции» (СПб., 2015), Жимулев И. Ф. «Общая и молекулярная генетика» (Новосибирск, 2007).
А об исторических перипетиях советской генетики расскажет книга Н. П. Дубинина «Избранные труды. Т. 4. История и трагедия советской генетики. Философские проблемы генетики» (М., 2002).
Библиотека литературы по географическим наукам
«Катастрофы Земли»
Книги с экспозиции в библиотеке литературы по географическим наукам вполне могут заменить литературные блокбастеры. Эти издания рассказывают о природных катастрофах – землетрясениях, извержениях вулканов, цунами, наводнениях, циклонах – и методах их предсказаний.
Самая старая книга выставки – «Работа подземных сил» А. П. Нечаева 1909 года издания – свидетельствует о том ,что интерес человека к природным катаклизмам возник не сейчас, в эпоху, когда изменения погоды предсказывают космические спутники, а гораздо раньше, когда у человека даже не было возможности увидеть планету «со стороны».
И все же человек стремился постичь природу земных катастроф. О том ,как это происходило, можно узнать из книг: Кукал З. «Природные катастрофы» (М., 1985), Гангнус А. Г. «Тайна земных катастроф» (М., 1985), Ситников И. Г. «Бетси Камилла и другие… Рассказы о тропических циклонах» (Л., 1975). Рэдулеску Д. П. «Вулканы сегодня и в геологическом прошлом» (М., 1979), Кондратов А. М. «Великий потоп: мифы и реальность» (Л., 1982), Апродов В. А. «Зоны землетрясений» (М., 2000) и др.
Часть изданий посвящена важнейшей проблеме предсказания природных катастроф, что помогло бы значительно уменьшить причиняемый ими ущерб: Потапов А. Д., Ревелис И. Л. «Землетрясения. Причины и последствия» (М., 2009), Соболев Г. А. «Основы прогноза землетрясений» (М., 1993), Святловский А. Е., Силкин Б. И. «Цунами не будет неожиданным» (Л., 1973) и др.
Библиотека литературы на иностранных языках
«Юбилеи и памятные даты октября»
В библиотеке литературы на иностранных языках представлены книги, посвященные юбилеям и памятным датам октября: Международному дню музыки, Есенинскому празднику поэзии, Всемирной неделе космоса.
Всемирная неделя космоса в отмечается с 4 по 10 октября, ее начало приурочено к дате запуска первого спутника в космическое пространство в 1957 году. На выставке можно увидеть следующие книги: «Маленькие рассказы о большом космосе» (М., 1967), Циолковский К. Э. «Путь к звездам» (М., б/г), Голованов Я. К. «Королев» (М., 1975) (все издания – на английском языке), Kosmodemjanski A. A. «Konstantin Eduardowitsch Ziolkowski» (Leipzig, 1979).
В октябре также исполняется 305 лет со дня рождения французского философа Дени Дидро (1713 – 1784). На выставке представлены произведения автора на французском языке: «Jacques le fataliste et son maître» (Gallimard, 1973), «Paradoxe sur le comédien» (Paris, 1967); «Le Neveu de Rameau» (Paris, 1967), «La Religieuse» (Paris, 1966).
Еще один французский автор-юбиляр – нобелиат Клода Симон (1913 – 2005). На выставке можно увидеть его книги «La Route des Flandres » (Paris, 1960) «Les Géorgiques» (Paris, 1981), «La Chevelure de Bérénice» (Paris, 1984), «La Bataille de Pharsale» (Paris, 1969), «ĽAcacia» (Paris, 1989).
16 октября исполняется 130 лет со дня рождения англоязычного нобелиата, американского драматурга Юджина О ̓Нила (1888 – 1953). На выставке представлена его книга: «Long Day's Journey Into Night» (M., 1972).
В конце месяца, 28 октября, исполняется 115 лет со дня рождения английского романиста Ивлина Во (1903 – 1966). На выставке представлены произведения автора на английском языке: «Black Mischief» (1962) «Helena» (1963), «Decline and Fall» (1978); «Officers and Gentlemen» (1978).
И конечно, нельзя было обойти вниманием день рождения Винни-Пуха, который отмечается 14 октября. Замечательные книги Алана Милна «The House at Pooh Corner» (N.Y., 1978) и «The World of Winnie-the-Pooh» (M., 1983) ждут своих читателей.
Библиотека литературы по коррекционной педагогике
«Всемирный день психического здоровья»
В библиотеке литературы по коррекционной педагогике открылась выставка, посвященная Всемирному дню психического здоровья, который отмечается 10 октября. В этом году он посвящен молодежи и психическому здоровью в меняющемся мире.
Подрастающее поколение сталкивается с множеством проблем в современном мире, и, прежде всего, это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья. Множество специалистов занимается вопросами изучения, воспитания и обучения, социальной поддержки лиц с проблемами в развитии. Кроме того, актуальными являются проблемы работы с семьями, где проживает человек с ограниченными возможностями здоровья. Психологическая коррекция является одним из важнейших звеньев в системе помощи детям с проблемами в развитии. Это обусловлено тем, что, по мнению исследователей, в мировой практике отмечается тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в специальном психологическом сопровождении, а коррекционно-педагогическую помощь лицам с ОВЗ следует оказывать, начиная с раннего возраста.
В связи с этим, Всемирная федерация психического здоровья стремится привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкивается молодежь в современном мире, и начать разговор о том, в чем нуждаются молодые люди.
Данная выставка, приуроченная ко Всемирному дню психического здоровья, в свою очередь, призвана подчеркнуть особые потребности молодых людей.
Вопросам психологической диагностики посвящены книги «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» (М., 2011), Федосенко Е. В. «Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги» (СПб., 2006), «Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы» (Волгоград, 2011), Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. «Психологические проблемы подростков: стандартизированная методика» (СПб., 2012), «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (СПб., 1999). Два последних издания написаны преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена.
Понять психологические проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью и члены их семей помогут книги: Жигунова Г. В. «Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью» (Мурманск, 2014), Добряков И. В., Защиринская О. В. «Психология семьи и больной ребенок» (СПб., 2007), Корельская Н. Г. «”Особенная” семья – “особенный” ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии» (М., 2003), Вольская О. В., Матасов Ю. Т., Медникова Л. С., Шумская Н. А. «Психологическое сопровождение развития и образования детей с ОВЗ» (СПб., 2018), «Психолого-педагогическая поддержка развития лиц с проблемами интеллектуального развития: теоретические и прикладные проблемы» (Архангельск, 2004). Последнее издание – межвузовский сборник научных трудов, включающий труды сотрудников кафедры олигофренопедагогики института дефектологического образования и реабилитации: профессоров Светланы Юрьевны Ильиной, Юрия Тимофеевича Матасова, Алиции Петровны Зарин, доцента Валентина Николаевича Вовка.
Библиотека музыкальной и нотной литературы
«Рахманинов. 145 лет со дня рождения»
В библиотеке института музыки, театра и хореографии открылась выставка, посвященная отмечаемому в этом году 145-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.
С биографией замечательного музыканта можно познакомиться по книгам: Брянцева В. Н. «Детство и юность Сергея Рахманинова» (М., 1970), Мэтью-Уокер Р. «Рахманинов» (Челябинск, 1984), Соловцов А. А. «С. В. Рахманинов» (М., 1968) и др.
Творческое наследие композитора разноплановое – романсы, этюды-картины, прелюдии, пьесы для фортепиано, камерно-инструментальные сочинения, концерты для фортепиано с оркестром, симфоническая, хоровая музыка, оперы, Литургия, Всенощное бдение. На выставке можно найти книги, посвященные анализу произведений Рахманинова: Кандинский А. И. «Оперы С. В. Рахманинова» (М., 1960), Соколова О. И. «Хоровые и вокально-симфонические произведения Рахманинова» (М., 1963), Соловцов А. А. «Фортепьянные концерты Рахманинова» (М., 1961) и др.
Надеемся, эта выставка будет интересна всем любителям русской классической музыки.
Библиотека литературы института народов Севера
«Литература народов Севера»
В институте народов Севера открылась выставка, посвященная богатейшему фольклору коренных малочисленных народов Севера. Именно он служит надежным источником формирования национальных литератур. Национальные авторы выступают как бы в двух ипостасях: исторических хроникеров и хранителей устного народного творчества. Без фольклора невозможно познание и выражение народного духа. При этом почти в каждом произведении северных писателей есть индивидуальное постижение мифов, легенд, сказок, поверий родного народа. Через эту призму осмысляется действительность и место человека в современном мире.
Ряд книг уже своим названием отсылает к культуре целого народа: Лугинов Н. А. «Хуннские повести» (Якутск, 2011), Дёмин Л. М. «Сын алеутки» (М., 2006), Кривошапкин А. В. «Мир эвена. Этнографическая поэма» (М., 2000).
Некоторые авторы давно признаны классиками национальной литературы, например, Юрий Рытхеу, чья книга «Дорожный лексикон» (СПб., 2010) есть на выставке. Читателям, наверное, также будет интересно узнать, что известный нанайский писатель Григорий Гибивич Ходжер в свое время окончил исторический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. Роман Г. Г. Ходжера «Амур широкий» (М., 1977) есть на выставке. Наш вуз окончила и Галина Ивановна Кэптукэ (Варламова), автор книги очерков и повестей «Мой папа – Санта Клаус» (Якутск, 2010), которую тоже можно найти на выставке.
Сборники и хрестоматии помогут познакомиться с творчеством целого ряда писателей и поэтов: Манесурова А. М. «Современная литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Часть 1: Поэзия. Учебник-хрестоматия для 8-11 классов школ Крайнего Севера» (СПб., 2002), «Под Полярной звездой: Сборник произведений русских, якутских, эвенкийских, эвенских и юкагирских писателей Якутии XX века» (Составители: И. Е. Федосеев, В. Н. Федоров, А. Е. Шапошникова. – Якутск, 2000).
Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
«Психология безопасности в ЧС»
Выставка, открытая в библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности очень актуальна, так как посвящена правильному поведению в чрезвычайной ситуации. Безопасность – безусловная ценность человеческого существования, и ее значимость неуклонно повышается, поскольку только при обеспечении безопасности могут быть реализованы все другие ценности.
Представленные книги могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.
На выставке представлены монографии, учебники, учебные пособия, исследования, освещающие тему психология безопасности в ЧС. Часть из них написана преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена: Михайлов Л. А., Соломин В. П., Маликова Т. В., Шатровой О. В. «Психологическая безопасность». (М., 2008), Михайлов Л. А, Губанов В. М, Таиров Т. Н, Шатровой О. В. «Психологическое обеспечение ликвидации чрезвычайной ситуации» (СПб., 2007), Михайлов Л. М., Маликова Т. В., Шатровой О. В. «Правила поведения в толпе» (СПб 2005), Губанов В. М, Сутулова Е. А, Шатровой О. В. «Разработка психологического портрета преступника» (СПб. 2006), Канчурина А. А, Матусевич М. С, Шатровой О. В. «Кино как средство психолого-педагогического воздействия на личность» (СПб. 2012), Шатровой О. В, Анисимов А. И, Матусевич М. С, Поляков П. В. «Превенция развития экстремистско-террористических отношений» (СПб. 2010), Анисимов А. И, Матусевич М. С, Шатровой О. В, Сыромятникова Л. И. «Противодействие кризисному влиянию чрезвычайных смтуаций социального характера» (СПб. 2014), Анисимов А. А, Матусевич М. С., Шатровой О. В. «Виктимная психология» (СПб. 2013).
Библиотека педагогической литературы института детства
«Воспитание здорового ребенка»
В библиотеке педагогической литературы института детства развернута выставка книг, в которых освещается важнейшая тема сохранения здоровья детей. В книгах раскрываются особенности физиологического развития детей, учет которых необходим при грамотном подходе к детскому здоровью: В. Г. Каменская, С. А. Котова «Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» (СПб., 2008), В. И. Кирпичев «Физиология и гигиена младшего школьника» (М., 2002), Карепова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» (Волгоград, 2014) и др.
Авторы дают конкретные рекомендации по совершенствованию воспитательно-оздоровительной работы в детских учреждениях с учетом возрастных особенностей детей. Большое внимание уделено общей гигиене, рациональному питанию и эффективному закаливанию детей: А. Г. Швецов «Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях» (М., 2006), В. П. Празников «Закаливание детей дошкольного возраста» (Л., 1988), М. Я. Студеникин «Книга о здоровье детей» (Минск, 1986), Э.М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова «Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию» (М., 2000) и др.
Книги рекомендуются родителям, воспитателям и учителям, всем, кто стремится вырастить и воспитать здорового ребенка.
Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.