Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация

Часы работы

с 10.00 до 19.00
суббота - с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной
Отраслевые библиотеки
Подробнее

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Как записаться в библиотеку

VK GROUP Facebook Instagram

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

02.11.2018
Вернуться назад - Книжные выставки в Отраслевых библиотеках университета

Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.

Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:

Библиотека литературы по социально-экономическим наукам

«Мыслим, следовательно, существуем. К Всемирному дню философии»
«Социальная работа»

Первая выставка приурочена к Всемирному дню философии, который отмечается в этом году 16 ноября (в третий четверг ноября). Инициатором этого дня стала Всемирная организация ЮНЕСКО, и сегодня Всемирный день философии отмечают в 70 странах мира. Идея праздника заключается в том, чтобы привлечь общественность к обсуждению важных современных философских проблем, а самих мыслителей – к дискуссии на тему тех вызовов, которые нам дает сегодняшний день.
На выставке есть труды знаменитых философов Античности и Средневековья: Платон. «Апология Сократа. Диалоги» (СПб., 2018), Аристотель «Поэтика. Риторика» (СПб., 2000), Аврелий М. «Наедине с собой» (М., 2000), Спиноза Б. «Этика» (СПб., 2001), Макиавелли Н. «Искусство побеждать противника» (М., 2006), Фуко М. «Использование удовольствий» (СПб., 2004) и др. В книгах по истории философии также можно найти основы философских учений, начиная с Античности: Антисери Д., Реале Д. «Западная философия от истоков до наших дней» (СПб., 2003), Асмус В. Ф. «Античная философия» (М., 2003), Богомолов А. С. «Античная философия» (М., 2006), Брамбо Р. С. «Философия Древней Греции» (М., 2002), Горфункель А. Х. «Философия эпохи Возрождения» (М., 2009) и др.
Ряд книг посвящен русской философии и ее месту в пространстве мировой философской традиции: «История философии: Запад – Россия – Восток» (М., 2012), Громов М. Н., Козлов Н. С. «Русская философская мысль X – XVII вв.» (М., 1990), Зеньковский В. В. «История русской философии» (М., 2011) и др.

Вторая выставка адресована прежде всего студентам, обучающимся по направлению «Социальная работа». Она также будет интересна тем, кто хочет больше узнать о российской системе социальной защиты. В книгах содержится материал по истории, технологии социальной работы, рассматриваются теоретико-методологические основы социальной работы: Кравченко А. И. «Социальная работа» (М., 2008), Павленок П. Д. «Теория, история и методика социальной работы» (М., 2009), Конопова Т. Б. «История социальной работы» (М., 2014), Беззубик К. В. «Содержание и методика психосоциальной работы» (М., 2010) и др.
Немало внимания уделяется этическим основам социальной работы:
Практическая часть социальной работы на выставке также представлена широко. В книгах этой тематики дается характеристика отдельных групп и слоев, испытывающих трудности социального и другого характера, а также различные технологии оказания им необходимой помощи: Акмалова А. А. «Социальная работа с мигрантами и беженцами» (М., 2015), Павленок П. Д. «Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения» (М., 2007), Савинов Л. И. «Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей» (М., 2009), «Социальная работа с молодежью» (М., 2009), Холостова И. Е. «Социальная работа с инвалидами» (М., 2010), Нор-Аверян О. А. «Социальная геронтология» (М., 2011) и др.

Библиотека литературы по филологическим наукам

«Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева»

Ноябрьская выставка на филологическом факультете посвящена 200-летию со дня рождения русского писателя-классика Ивана Сергеевича Тургенева.
Его талант был признан и в России и Европе еще при его жизни, при этом в кругах российской читающей публики произведения Ивана Сергеевича, получали смешанные отзывы, отчасти и потому, что не воспевали, как было модно, исключительность русского народа, русского духа. Тургенев в своем творчестве не оправдывал морально-нравственную отсталость русского общества, а наоборот старался указывать на ее причины. Как вспоминал Генри Джеймс, Тургенев говорил, что русский характер «полный богатых задатков… представлял какую-то таинственную ширь, в которой трудно было отделить способности от слабостей», и главная слабость его заключалась в «недостаточном правдолюбии».
Актуальность произведений Ивана Сергеевича объясняется и присущим ему удивительно психологичным и глубоким раскрытием своих литературных героев, в которых, отчасти, современный человек может узнать и себя.
На выставке читатели найдут избранные художественные произведения Ивана Тургенева, знакомые еще со школьных лет, например: «Записки охотника» (М., 1984), :Отцы и дети» (Каунас, 1986), «Рудин. Дворянское гнездо» (М., 1974), «Первая любовь» (Киев, 1984), «Вешние воды» (М., 1999). Здесь же можно ознакомиться с воспоминаниями современников о писателе: «Тургенев в воспоминаниях современников» (М., 1969), Толстая С. А. «Дневники» (М., 1978), Фет А. А. «Воспоминания» (Пушкин, 1992) и др.
Монографии о жизни и творчестве писателя помогут лучше понять место Тургенева в русской литературе: Шаталов С. Е. «Художественный мир И. С. Тургенева» (М., 1979), Курляндская Г. Б. «Художественный метод Тургенева-романиста» (Тула, 1972), Генералова Н. П. «И. С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений» (СПб., 2003) и др.


Библиотека литературы по естественно-математическим наукам

«Новое в биохимии и молекулярной биологии»

Биохимия и молекулярная биология нужны сейчас многим: биологам, химикам, биофизикам, фармакологам, медикам. Культивирование клеток, микроскопия, центрифугирование, иммунохимический анализ, методы биоинформатики и генной инженерии, методы выделения и очистки белков, хроматография, масс-спектрометрия, электрофорез, оптические методы и радиоизотопный анализ – вот методы, которыми получают новые данные в современной науке. Конечно, чтобы стать специалистом высокого уровня, нужно хорошо разбираться в новейших разработках ученых.
Выставка в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам представляет книги, учебники и учебные пособия XXI века, включая новейшие издания этого года. В первую очередь экспозиция адресована студентам и преподавателям факультета биологии, но она будет интересна всем, следящим за новостями науки.
Самые свежие издания: Альбертс Б., Брей Д., Хопкин К. и др. «Основы молекулярной биологии клетки» (М., 2018), Фрешни Р. Я. «Культура животных клеток» (М., 2017), «Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии» (Под редакцией К. Уилсона и Дж. Уолкера. – М., 2015).
Книги «Живая клетка глазами химика-органика» В. Г. Костенко (СПб., 2009) и «Молекулярная биология. Рибосомы и синтез белка» А. С. Спирина (М., 2011) расскажут, как построена и функционирует живая клетка. А тем, кто хочет разобраться в механизме действия ферментов, рекомендуем книгу В. К. Плакунова «Основы энзимологии» (М., 2011).

Библиотека литературы по географическим наукам

«Топонимика – наука о географических названиях»

Книги с экспозиции в библиотеке литературы по географическим наукам будут интересны не только студентам, изучающим географию, но и филологам, а также историкам-краеведам.
О том, почему так названы те или иные места, можно почитать в книгах: Мурзаев Э. М. «География в названиях» (М., 1982), Еремия А. И. «Географические названия рассказывают» (Кишинев, 1990), Левашов Е. А. «Мировая топонимика. Прилагательные от географических названий» (СПб., 2003), Агеева Р. А. «Происхождение имен рек и озер» (М., 1985). О русских названиях расскажут книги: Барандеев А. В. «История географических названий. Русская топонимия в терминах» (М., 2010), Горбачевич К. С. «Русские географические названия» (М.–Л., 1965). Путешествовать по Петербургу и Ленинградской области будет гораздо интереснее, если прочитать книги А. И. Попова «Следы времен минувших. Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей» (Л., 1981), С. В. Кисловского «Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области» (Л., 1968) или заглянуть в «Топонимическую энциклопедию Санкт-Петербурга» (СПб., 2003).

Библиотека литературы на иностранных языках

«Юбилеи и памятные даты ноября»

В библиотеке литературы на иностранных языках представлены книги, посвященные юбилеям и памятным датам ноября. Это юбилеи известных писателей, и в первую очередь – 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя, поэта, драматурга. На выставке представлены известные произведения автора на английском, испанском, итальянском, немецком и французском языках
7 ноября исполняется 105 лет со дня рождения французского писателя Альбера Камю (1913 - 1960). На выставке представлены произведения автора на французском языке, вышедшие в издательстве Gallimard: «La chute» (1997), «Ľenvers et ľendroit» (1973), «Ľétat de siège» (1960), «Ľexil et le royaume» (1974), «La peste» (1963), «Ľétranger» (1986), «Caligula» (1988).
В ноябре исполняется 110 лет со дня рождения создателя знаменитого Незнайки – писателя Николая Николаевича Носова (1908 – 1976). На выставке представлена его книга «Веселая семейка» на английском языке: «Jolly Family» (M., 1955).

24 ноября – 305 лет со дня рождения английского писателя-сентименталиста Лоренса Стерна (1713 – 1768). На выставке можно увидеть его произведения на языке оригинала: «A Sentimental Journey. The Journal to Eliza» (London, 1960), «Selected Prose and Letters» (М., 1981).
29 ноября – 120 лет со дня рождения автора культовой фэнтези-саги «Хроники Нарнии» Клайва Степлза Льюиса (1898 – 1963). На выставке есть его книга «Fuera del Planeta Silencioso» (Habana, 1970) на испанском языке.
На выставке можно найти издания, посвященные не только писателям. 7 ноября исполняется 420 лет со дня рождения известного испанского художника Франсиско Сурбарана (1598 – 1664). Книги о художнике и его творчестве есть на выставке: Leon A. «Museo de Bellas Artes de Sevilla» (Madrid, 1977), Székely A. «La Pintura Española» (Budapest, 1978).
А 24 ноября исполняется 130 лет со дня рождения весьма популярного в 90-е годы XX века американского психолога Дейла Карнеги (1888 – 1955). На выставке есть его книга на английском языке «How to Stop Worrying and Start Living» (N.Y., 1953).


Библиотека литературы по коррекционной педагогике

«Международный день логопеда»

В библиотеке литературы по коррекционной педагогике открылась выставка, посвященная Международному дню логопеда, который ежегодно (с 2004 года) отмечается 14 ноября.
Международный день логопеда – это праздник учителя, врача и психолога в одном лице. Ведь специалист-логопед использует в своей работе основы дефектологии, психологии, физиологии, языкознания, а речь сегодня рассматривают как системное образование, которое влияет и на психическое развитие.
Следует отметить важность своевременной логопедической помощи. Ранняя диагностика речевых отклонений является залогом успешных логопедических занятий, а вся эффективность коррекционной работы во многом определяется качеством проведенного обследования. В связи с этим, при работе логопеда с дошкольниками, большое значение имеет определение уровня речевого развития ребенка, оказание ему своевременной логопедической помощи, а также формирование коммуникативных умений детей.
Коррекции речи детей-дошкольников посвящены учебники и учебные пособия: Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» (Ростов-на-Дону–СПб., 2004), «Примерная адаптированная основная образовательная программа: для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (Под редакцией Л. В. Лопатиной) (СПб., 2015), Лопатина Л. В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: с минимальными дизартрическими расстройствами» (СПб., 2005), Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. «Учим детей общаться: формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития» (СПб., 2011), Голубева Г. Г. «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников» (СПб., 2000).

Все книги (кроме первой) – написаны преподавателями кафедры логопедии института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена.
Логопедическая работа в школе также имеет свою специфику. Помощь логопеда необходима не только в специальных коррекционных школах для детей с нарушениями речевого развития. В общеобразовательных школах также может быть организована работа логопункта.
Проблемы, с которыми сталкиваются школьные логопеды, рассматриваются в следующих изданиях: Ишимова О. А., Бондарчук О. А. «Логопедическая работа в школе» (М., 2012), Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» (М., 1997), Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. «Как помочь заикающимся школьникам» (М., 1995) и др.
Работа учителя-логопеда ведется по различным направлениям, например, не только с учащимися, но и с их семьями. Ведь успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе учителя-логопеда, педагогического коллектива и семей воспитанников. При этом, логопедическая работа ведется с различными категориями нарушений речевого развития, такими как общее недоразвитие речи, заикание, нарушения чтения и письма и т. д.

Работе логопеда с семьей посвящена книга «Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы» (Под редакцией Л. С. Вакуленко. – СПб., 2012).
Логопед может работать как с детьми разного возраста, в детских садах и школах, так и со взрослыми, пожилыми людьми, например, в различных центрах реабилитации. Основной задачей данных специалистов является восстановление речевой функции, например, у перенесших инсульт или больных с афазией, заиканием.
Как помочь взрослым с нарушениями речи можно узнать из таких книг, как «Диагностика и коррекция речевых нарушений» (Под редакцией М. Г. Храковской. – СПб., 2001), «Практикум для заикающихся: учимся говорить правильно и красиво» И. А. Поваровой (СПб., 2000), «Как вернуть речь» Т. Г. Визель (М., 1998) и др.

Библиотека музыкальной и нотной литературы

«О работе концертмейстера»

В библиотеке института музыки, театра и хореографии открылась выставка, рассказывающая о работе концертмейстера. Часто на концертах при исполнении вокальных номеров зрители слышат фразу «У рояля – концертмейстер…» Кто такой, этот «мастер концерта», может ли он дирижировать оркестром, в чем заключается его помощь солисту – на эти и другие вопросы получит ответ посетитель выставки.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а также досконального знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах, с оперной партитурой.
На выставке представлена литература, специализирующаяся на концертмейстерском мастерстве, и нотные сборники: Смирнов М. А. «О работе концертмейстера» (М., 1974), Юдин А. Н. «Русская школа концертмейстерства. Секреты мастерства» (СПб., 2008), Гуревич В. А. «Концертмейстерское мастерство» (СПб., 2007), Шендерович Е. В. «В концертмейстерском классе» (М., 1996), а также учебные пособия для студентов 1 – 4 курсов Чачава В. Н. «Искусство концертмейстера» вышедшие в Петербурге с 2003 по 2015 годы.

Библиотека литературы института народов Севера

«Ненцы. Традиции, история, культура, современность»

В институте народов Севера открылась выставка, посвященная одному из арктических коренных народов России – ненцам. Историками, этнографами, археологами, лингвистами написано немало книг и статей, однако в истории Обского Севера и Ямало-ненецкого округа есть еще немало «белых пятен».
В книгах выставки приводятся документальные свидетельства о самых важных событиях истории Ямала. Читатель узнает много интересного о происхождении, материальной и духовной культуре, традиционных представлениях и обрядах ненцев.
На выставке представлены монографии, учебники, учебные пособия, исследования, часть которых написана преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена.
С ненецким языком можно познакомиться по учебникам первой ученой среди ненецких женщин, более полувека трудившейся в РГПУ им. А. И. Герцена, Марии Яковлевны Бармич: «Ненецкий язык. Углублённый курс: 10-11 классы» (СПб., 2014), «Практикум по лексике ненецкого языка. 9-11 классы» (СПб., 2004), «Словарь ненецко-русский и русско-ненецкий» (в соавторстве с Вэлло И. А. – СПб., 1994). Ряд пособий и учебников по ненецкому языку написан выпускницей РГПУ им. А. И. Герцена Розой Ивановной Канюковой: «Ненецкий язык», «Методические рекомендации для учителя. Ненецкий язык», «Учимся играя: Ненецкий язык», «Прописи к учебному пособию: Ненецкий язык». Этот комплекс учебных материалов по ненецкому языку был выпущен в Санкт-Петербурге в 2014 году.
Ненецкой литературе посвящен учебник А. М. Мансуровой Современная литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проза» (СПб., 2004). Духовный мир ненцев рассмотрен в исследованиях Г. П. Харючи «Природа в традиционном мировоззрении ненцев» (СПб., 2012), «Самадийский эпос в иллюстрациях Надежды Выучейской» (Нарьян-Мар, 2013) и др.

Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»

Заглавием выставки, открытой в библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности, стало известное изречение Сократа. Еще с античных времен люди осознали ценность и хрупкость божественного дара – здоровья. Как его сохранить, восстановить, приумножить – расскажут книги выставки.
Главную роль в сохранении здоровья играет образ жизни человека – комплекс наиболее существенных и типичных характеристик способа трудовой, общественной, познавательной, культурной и других видов деятельности людей. При этом сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня общей культуры и культуры здоровья человека.
О здоровом образе жизни расскажут книги: Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (М., 2009), Назарова Е. Н. «Здоровый образ жизни и его составляющие» (М., 2008). Как оказать первую помощь человеку в трудную минуту научат издания: Морозов М. А. «Основы первой медицинской помощи» (СПб., 2015), Глыбочко П. В., Николенко В .Н., Алексеев Е. А., Карнаухов Г. М. «Первая медицинская помощь» (М., 2010), Тен Е. Е. «Основы медицинских знаний» (М., 2007) и др.
Часть из книг выставки написана преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена: Соломин В. П., Корчагина Г. А., Пелисов М. Г. «Медико-валеологические проблемы здоровья человека» (СПб.,2004), Пелисов М. Г., Соломин В. П., Бахтин Ю. К. «Основы медицинских знаний и профилактика болезней» (СПб., 2002).

Библиотека педагогической литературы института детства

«Моя профессия – Учитель»

В библиотеке педагогической литературы института детства развернута выставка книг, в которых педагогическая деятельность рассматривается как творческий процесс. Авторы анализируют как педагогические, так и психологические основы педагогического мастерства. Причем в кругу их интересов оказывается не только обучающая деятельность учителя, но его общение с детьми, которое тоже рассматривается как творчество. Эти книги призваны помочь учителю сформировать свою творческую индивидуальность: Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. «Педагогическое творчество» (М., 1990), Кан-Калик В. А. «Учителю о педагогическом общении» (М., 1987), И. А. Колесникова «Коммуникативная деятельность педагога» (М., 2007), «Основы педагогического мастерства» (Под редакцией И. А. Зязюна. – М., 1989) и др.
Важным подспорьем в творческой деятельности учителя может оказаться опыт коллег-новаторов. Обобщение этого опыта также можно найти на выставке: Сухомлинский В. А. «Сто советов учителю» (Киев, 1984), Ильин Е. Н. «Путь к ученику» (М., 1988), Вержбицкая М. А. «Призвание: Из опыта работы народного учителя Г. Д. Лавровой» (М., 1989), Лысенкова С. Н. «Жизнь моя – школа, или Право на творчество» (М., 1995) и др.

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.
2018 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена