Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

14.11.2018
Вернуться назад - Герценовские литературные встречи: Как мы пишем

13 ноября 2018 года в Зимнем саду фундаментальной библиотеки прошел первый выпуск восьмого сезона проекта «Герценовские литературные встречи». Героями выпуска «Как мы пишем» стали авторы одноименной антологии, писатели Татьяна Москвина, Александр Мелихов, Алекандр Етоев, Павел Крусанов, Илья Бояшов.

Фотоальбом мероприятия

Гостей представила модератор «Герценовских литературных встреч» профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк. Слово для приветствия Мария Александровна предоставила проректору по научной работе Ларисе Александровне Цветковой.
Лариса Александровна назвала прекрасной идеей сохранение хороших традиций и создание новых. Такой уже устоявшейся традицией Лариса Александровна назвала разговор о современной литературе в центре Петербурга в проекте «Герценовские литературные встречи». Лариса Александровна поблагодарила писателей за внимание к университету и подчеркнула, что наш общая цель – развивать все то, что способствует чтению, а значит, сохраняет культурный код страны.
Мария Александровна также напомнила собравшимся, что совсем скоро в Петербурге начнутся мероприятия VII Международного культурного форума и проведение Герценовских встреч накануне этого события весьма символично.

Переходя к книжной новинке, Мария Александровна попросила выступить в первую очередь составителей антологии «Как мы пишем» Александра Етоева и Павла Крусанова и задала вопрос об идее возникновения сборника.
Павел Крусанов рассказал, как при работе над главой о Борисе Пильняке для «Литературной матрицы» ему помогла книга 1930 года «Как мы пишем», о которой ему рассказал Александр Етоев, соавтор «Литературной матрицы». Так, по словам Крусанова, родилась идея собрать современных авторов и выпустить одноименный сборник, где писатели могли бы рассказать не только о секретах литературного творчества, но также о жизни, о литературе и о себе. По мнению составителя, антология получилась разносторонняя, живая и она будет жить долго.
Александр Етоев дополнил рассказ, обратив внимание, что за последние годы появилось очень много антологий на разные темы, включая «кошек и собак», при этом антологий, посвященных собственно писательскому труду, не было, поэтому идея повторить сборник 30-х годов оказалась интересной и плодотворной.

Татьяна Москвина взяла в руки сборник «Как мы пишем» 1930 года из фондов фундаментальной библиотеки и перечислила его знаменитых авторов. Писательница отметила, что современные литераторы, конечно, чувствуют себя не очень уютно, ведь их предшественники уже выдержали испытание временем и заслуженно считаются классиками. В то же время Татьяна Москвина рассказала, что уютно чувствует себя в хорошей компании, а авторы современной антологии известны и интересны. Татьяна Владимировна также отметила, что, прочитав статьи коллег, нашла для себя «новых» авторов (например, Михаила Гиголашвили), чьи тексты она не читала ранее, но теперь обязательно прочтет. Татьяна Владимировна отметила общий высокий литературный уровень сборника, отметив, что главной задачей современных авторов является «сбережение языка».
Александр Мелихов, который самым первым (со слов Павла Крусанова) прислал текст для антологии, рассказал, что притягательность писательского труда, по его мнению, состоит в первую очередь в возможности запечатлеть окружающее и тем самым даровать ему бессмертие. Именно поэтому, считает писатель, его творчество, важно и нужно людям, хотя он, конечно, отдает себе отчет, что пишет не так, как Шекспир. Александр Мотелевич щедро делился секретами писательского мастерства: «то, о чем ты пишешь, должно волновать». По словам писателя, замыслы его книг рождались из тех ситуаций, которые его «ранили», например: проблема самоубийства или отношение общества к умственно неполноценным людям. И еще об одном писательском секрете рассказал автор: «самое трудное – это избавиться от лишнего материала». Александр Мотелевич признался, что ему всегда хочется рассказать намного больше того, что в конечном итоге входит в книгу, но не отсекать лишнее нельзя, иначе страдает не только текст, но и читатель!

Илья Бояшов, как историк (выпускник исторического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена), высоко оценил антологию, которую назвал любопытным историческим источником. Особую ценность, по его мнению, книга приобретет через 20 – 40 лет, так как она является не только книгой о писателях, но и книгой о современной жизни нашего поколения. Важность таких сборников, считает Илья Владимирович, в том, что можно узнать, не только «как мы пишем», но и «как мы живем».
Далее писатели ответили на вопросы зрителей, касающиеся элитарности литературного творчества и популярности современных «школ креативного письма». Можно сказать, в контексте темы этой встречи зрителей интересовал ответ на вопрос: можно ли любого человека сделать писателем, если объяснить ему, как надо писать?
Татьяна Москвина, сама проводящая такого рода семинары и мастер-классы, дала четкий ответ: «Нельзя научить писать того, кто не может писать вовсе, но можно привить ему вкус и научить связной, грамотной, выразительной русской речи». Татьяна Владимировна даже привела примеры заданий на таких мастер-классах, которые, по ее мнению, раскрепощают человека: нужно за очень ограниченное время (например, за десять минут) описать себя или продолжить фразы: «Я верю / не верю, что…» или «Мне нравится / не нравится Москва…» и т. д.

Все присутствующие на встрече авторы признали, что писательство – труд притягательный, хотя и не приносящий особой материальной выгоды. Александр Мелихов предположил, что его притягательность заключается в красоте и недосказанности словесных образов.
Элитарность литературы в настоящий момент писатели объяснили по-разному. Павел Крусанов связал это с политизированностью общества и уменьшением интереса к искусству в целом, в том числе, например, к рок-музыке. Александр Етоев посетовал на «вымирание» хорошего читателя, в то время как число писателей, по его наблюдениям, растет. Илья Бояшов подчеркнул, что литература всегда, а не только сейчас, в начале XXI века, была элитарным искусством. Александр Мелихов заметил, что литература «не должна собирать стадионы, это аристократическое занятие для аристократических натур».
Самый волнующий вопрос был задан последним. Одна из зрительниц, доцент кафедры русского языка Ирина Николаевна Левина, спросила литераторов: «Чем мы вам интересны?»

На него Александр Мелихов дал не столько профессиональный, но и философский ответ. С точки зрения писателя, «неинтересных предметов в мире нет, а то, что мы любим – особенно интересно. Все “просятся” быть увековеченными». Александр Мотелевич признал, что видит всех людей замечательными, в том числе всех, кто пришел в этот зал говорить о литературе.
Мария Александровна предложила завершить разговор на этой прекрасной ноте, а писатели провели автограф-сессию для всех желающих и подписали антологию «Как мы пишем» для читателей фундаментальной библиотеки.

Фотоальбом мероприятия
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена