Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.
Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:
Библиотека литературы по социально-экономическим наукам
«Всемирный день религии»
Выставка посвящена Всемирному дню религии (World Religion Day), который, по инициативе ООН, отмечается в третье воскресенье января. Свою историю праздник ведет с 1950 года, когда национальный орган управления Веры Бахаи в США учредил его с целью провозглашения единой сущности всех мировых религий и демонстрации того, что религия – это, прежде всего, сила для объединения мира, а не раздора.
История человеческой культуры и цивилизации – это, во многом, история религий. Чувство общей веры, как показывает история, является одним из ведущих объединяющих людей факторов, поэтому главная идея праздника очень проста: «Религия должна служить причиной для единения». Что ж, это хороший повод еще раз обратить внимание на роль религии в современном мире.
В истории человечества известно множество различных религиозных традиций и верований. В литературе, представленной на выставке, крупные ученые, анализируя богатый материал, накопленный этнографией, археологией, священные книги, богословскую литературу всевозможных направлений, дают обзор религий различных народов и стран: от примитивных первоначальных верований до формирования так называемых мировых религий.
На выставке можно найти книги по основным направлениям религии: Альбедиль М. Ф. «Буддизм» (СПб., 2007), Родионов М. А. «Ислам классический» (СПб., 2008), Янг Дж. «Христианство» (М., 2001), Грицанов А. А. «Католичество» (Минск, 2006), Ревуненкова Н. В. «Протестантизм» (СПб., 2007), Чумакова Т. В. «Православие» (СПб., 2007) и др.
Многие издания посвящены менее распространенным верованиям: Бойс М. «Зороастрийцы. Верования и обычаи» (М., 1987), Омархаме Х. «Йезидизм. Из глубины тысячелетий» (СПб., 2005), Островская-мл. Е. А. «Тибетский буддизм» (СПб., 2008), Мартынов А. С. «Конфуцианство» (СПб., 2001), Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян» (М., 1994) и др.
Ряд книг рассказывает об истории возникновения и философии религий: Васильев Л. С. «История религий Востока» (М., 2006), Мюллер А. «История Ислама» (М., 2014), Элиаде М. «История веры и религиозных идей» (М., 2008), Шохин В. К. «Философия религии и ее исторические формы» (М., 2010), Томпсон М. «Философия религии» (М., 2001) и др.
Библиотека литературы по филологическим наукам
«Русский святочный рассказ»
«Новые поступления»
В январе студентов ждет не только сессия, но и каникулы! Это значит, что обязательно появится время на чтение художественной литературы в перерывах до, между и после экзаменов, а это хороший повод сходить в библиотеку и выбрать себе книгу, поднимающую настроение. Что, как не святочный рассказ, может помочь создать атмосферу волшебства и праздника вокруг? Останется добавить к этому только плед и какао.
На выставке представлены лучшие святочные рассказы мировой литературы, начиная с Диккенса и заканчивая Сологубом. Это издания Андерсеновских «Сказок и историй» (М., 1973), «Новелл» Гофмана (Л., 1990), «Рождественских повестей» Диккенса (М., 1986). Русская классика тоже на высоте: Гоголь и Салтыков-Щедрин, Достоевский и Лесков, Чехов и Тэффи. Читателям есть из чего выбирать!
Вторая выставка познакомит читателей с книгами, поступившими в библиотеку в этом учебном году.
В первую очередь, это антология «Как мы пишем», презентация которой прошла на «Герценовских литературных встречах» в фундаментальной библиотеке 13 ноября 2018 года.
Среди изданий 2018 года есть несколько книг поэтов Серебряного века: Ахматова А. А. Песня последней встречи» (М., 2018), Пастернак Б. Л. «Никого не будет в доме» (М., 2018), Цветаева М. И. «Ты проходишь на запад солнца» (М., 2018).
Стоит отметить также учебники и учебные пособия, выпущенные издательством РГПУ им. А. И. Герцена: «В мире русской поэзии: учебное пособие. Ч. 1 – 2» (СПб., 2018), Ляпина Л. Е. «Мир Петербурга в русской поэзии» (СПб., 2018). Автор последнего издания – Лариса Евгеньевна Ляпина, профессор кафедры русской литературы филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена.
Есть на выставке новые издания по лингвистике: Иванищева О. Н. «Синтаксис современного русского литературного языка» (Мурманск, 2018), Норман Б. Ю. «Прагматический потенциал русской лексики и грамматики» (Екатеринбург; Москва, 2017).
Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
«Занимательная математика»
Выставка в библиотеке естественно-математической литературы предлагает на каникулах немножко расслабиться и поиграть. Ну конечно, в умные игры – математические головоломки и задачки прекрасно развивают умение рассматривать проблемы с разных сторон, концентрироваться на поиске решений, предусматривать нестандартные ходы.
На экспозиции можно найти книги, ставшие классикой жанра. Это задачки, предложенные М. Гарднером и Я. И. Перельманом: Гарднер М. «Математические головоломки и развлечения» (М., 1971), Гарднер М. «Математические досуги» (М., 1995), Гарднер М. «Крестики-нолики» (М., 1988), Перельман Я. И. «Живая математика» (М., 1994), Перельман Я. И. «Занимательная алгебра» (М., 1994), Перельман Я. И.» Занимательная арифметика» (М., 1994) и др.
Многочисленные головоломки из предложенных изданий отлично потренируют логику: Барр С. «Россыпи головоломок» (М., 1978), Бизам Д., Герцег Я. «Игра и логика» (М., 1975), Дьюденни Г. «Кентерберийские головоломки» (М., 1975), Тригг Ч. «Задачи с изюминкой» (М., 1975), Штейнгауз Г. «Задачи и размышления» (М., 1974) и др.
Кстати, книги также будут полезны тем, кто после каникул отправится на практику в школу. Занимательные задачи и головоломки станут отличным подспорьем на уроках математики, геометрии, физики.
Библиотека литературы по географическим наукам
«Минералы, самоцветы, драгоценные камни»
Изучать минералы и драгоценные камни – что может быть прекраснее? Студентам факультета географии повезло: уже на первом курсе они проходят курс минералогии. Но и остальным желающим лучше узнать, от чего зависит оттенок изумруда, какова прочность рубина, где в природе встречаются сапфиры, будут интересны книги выставки, открывшейся в библиотеке литературы по географическим наукам.
Лучше всего начать с двухтомной энциклопедии «Мир камня» В. Шумана: Т. 1. «Горные породы и минералы» (М., 1986), Т. 2. «Драгоценные и поделочные камни» (М., 1986). Можно также обратиться к другим справочно-энциклопедическим изданиям: Баландин Р. К. «Энциклопедия драгоценных камней и минералов» (М., 2000), «Минералы и самоцветы. Справочник» (М., 2006), Куликов Б. Ф., Буканов В. В. «Словарь камней-самоцветов» (Л., 1988), Ахметова Г. Л., Ахметов С. Ф. «От авантюрина до яшмы» (М., 1990).
И конечно, на выставке можно найти учебники и учебные пособия: Бетехтин А. Г. «Курс минералогии» (М., 2008), Булах А. Г. «Минералогия» (М., 2011) и др.
Библиотека литературы на иностранных языках
«В помощь учебному процессу»
В библиотеке литературы на иностранных языках, помимо традиционных выставок, посвященных новым поступлениям, и памятным датам января, представлены книги, призванные помочь студентам с выбором учебной литературы.
В последнее время вырос интерес к восточным языкам. На выставке представлены книги по обучению китайскому и корейскому языкам.
Изучению устной китайской речи помогут следующие издания: Хань Даньсин «Практическая фонетика современного китайского языка» (СПб., 2016), Лян Цуйчжень «Учимся общаться на китайском языке» (СПб., 2016), Лян Цуйчжень «Устный перевод. Китайский язык» (СПб., 2014) и др.
Овладеть грамматикой и письмом будет проще с такими пособиями, как: Кондрашевский А. Ф. «Практический курс китайского языка: пособие по иероглифике» (М., 2011), Спис М. А. «Пишем по-китайски» (СПб., 2017), Белявская Н. А. «Грамматика современного китайского языка для начинающих» (СПб., 2016), Щичко В. Ф. «Практическая грамматика современного китайского языка» (М., 2016), Щичко В. Ф. «Курс лекций по истории китайского языка» (М., 2017) и др.
Корейскому языку посвящен ряд пособий заведующей кафедрой восточных языков РГПУ им. А. И. Герцена Людмилы Александровны Ворониной: «Простой корейский» (СПб., 2007), «Простой корейский: сборник упражнений и заданий по обучению чтению» (СПбю, 2018), «Простой корейский: сборник упражнений и заданий по практике речи» (СПб., 2015), «Грамматическая шкатулка» (СПб., 2012).
Все эти книги будут полезны студентам института иностранных языков, но также могут заинтересовать и читателей, самостоятельно изучающих языки.
Библиотека литературы по коррекционной педагогике
«Арт-терапия»
В библиотеке литературы по коррекционной педагогике открылась тематическая выставка, посвященная одному из современных и активно развивающихся методов психологической работы – арт-терапии.
Различные формы арт-терапии активно используются в образовании, прикладной психологии, медицине и социальной. Исследователи отмечают, что особое значение арт-терапия имеет при работе с детьми, имеющими недостатки развития, ведь в таком случае различные психокоррекционные арт-технологии направлены на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития.
Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Применение технологий арт-терапии и арт-педагогики в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания окружающих людей.
Литература, представленная на выставке, содержит материалы по вопросам теоретических основ арт-терапии: «Арт-терапия» (СПб., 2001), Мустакас К. «Игровая терапия» (СПб., 2000), Бреслав Г. Э. «Цветомедитация: механизмы и техники коррекции» (СПб., 2007) и др.
Но большинство книг – это практикумы и руководства: «Практикум по арт-терапии» (СПб., 2001), Стишенок И. В. «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост» (СПб., 2006), «Тренинг по сказкотерапии: развивающая сказкотерапия: сборник программ по сказкотерапии» (СПб., 2000) и др.
На выставке представлено много пособий, освещающих терапевтический процесс и проведение работы с детьми с проблемами в развитии: Рыбакова С. Г. «Арт-терапия для детей с ЗПР» (СПб., 2007), Речицкая Е. Г. «Развитие младших школьников с нарушенным слухом: в процессе внеклассной работы» (М., 2005), «Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (СПб., 2017), Акименко В. М. «Развивающие технологии в логопедии» (Ростов-н/Д, 2011), «Формирование основ гражданской позиции детей с ОВР в системе ознакомления их с праздниками» (СПб., 2014) и др. Последнее учебное пособие вышло под редакцией доцента кафедры олигофренопедагогики института дефектологического образования и реабилитации, кандидата педагогических наук Светланы Владимировны Кудриной.
Библиотека музыкальной и нотной литературы
«210 лет со дня рождения Феликса Мендельсона-Бартольди»
В 2019 году исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося немецкого композитора-романтика Феликса Мендельсона-Бартольди.
Его композиторским талантом восхищались современники: Керубини, Шуман, Берлиоз, и даже настроенный против него Вагнер. Высоко ценивший Мендельсона П. И. Чайковский считал, что он «всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен, – но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-профессионалов немецкой школы».
В библиотеке музыкальной и нотной литературы открыта выставка, посвященная композитору, где можно увидеть его произведения: «Избранные песни» (М., 1983), «Хоры без сопровождения. Выпуск 1» (М., 1984), «Избранные фортепианные произведения. Тетради I – II» (СПб., 1994), «Песни без слов» (М., 1970), «Рондо каприччиозо» (М., 1973) и др.
Библиотека литературы института народов Севера
«Оленеводческая культура»
В институте народов Севера открылась выставка, посвященная оленеводческой культуре. Оленеводство – уникальная отрасль животноводства, одна из важнейших на Крайнем Севере нашей страны. И это не удивительно. Олени самые неприхотливые домашние животные: круглый год они находятся на пастбищном содержании, практически не требуют ни специальной заготовки кормов, ни теплых помещений.
Нельзя забывать и о высококачественном меховом сырье, шкурах, рогах и т. д. Из оленьих шкур изготавливают одежду, обувь, покрытия для жилищ оленеводов, вырабатывают высококачественную замшу. Рога, зубы, кости – великолепный поделочный материал для сувениров; из сухожилий получаются прочные нитки. И наконец, сам олень – уникальное «транспортное средство», можно сказать северный «вездеход».
Оленеводство имеет существенное значение не только для экономики северных хозяйств, но и создает сферу приложения сил, исторически сложившихся навыков коренных жителей этой территории. Развитие и совершенствование этой отрасли непосредственно влияет на повышение жизненного уровня и улучшения быта 22 малых народов Севера.
Именно поэтому разводят оленей во многих районах зоны Севера – от Кольского полуострова до Сахалина, от островов Северного Ледовитого океана до Саянских отрогов.
Из книг, представленных на выставке можно узнать о традициях оленеводства: Мухачев А. Д. «Основы оленеводства» (М., 1986), Мухачев А. Д., Салаткин В. Г., Михайлова А. Е. и др. «Основы оленеводства, звероводства, охотоведения» (СПб., 1995), и др.
О традиционной культуре расскажут книги: Харамзин Т. Г., Хайрулина Н. Г. «Традиционный уклад и образ жизни обских угров» (М., 2002), Рандымова З. И. «Оленеводческая культура приуральских хантов» (Томск, 2004), Мухачев А. Д. «Путешествие в мир оленеводов» (Новосибирск, 2001) и др. Хочется также обратить внимание на издание РГПУ им. А. И. Герцена: «Север, олени и не только…: Сборник научных трудов» (СПб., 2014). Из этого сборника можно узнать, например, о растениях, входящих в рацион северного оленя и о названиях этих растений в саамских языках.
Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
«Основы медицинских знаний»
В библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности открылась выставка, посвященная важнейшей части курса безопасности жизнедеятельности – первой медицинской помощи. Они могут быть полезны при изучении таких дисциплин, как валеология, здоровый образ жизни. Кроме того, они будут полезны каждому, кто хочет знать, как вести себя при возникновении нештатной ситуации при повышенном риске получения травм.
Курс «Основы медицинских знаний» в системе подготовки педагогических кадров направлен на решение ряда задач.
Первая задача заключается в том, что школьный учитель, как и любой работник образования, должен иметь отчетливое представление о здоровье человека и его нарушениях, особенно характерных для детского и подросткового возраста.
Вторая задача связана с содержанием предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В Примерной программе для X класса сведения медицинского характера составляют содержание раздела II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (подраздел 3 «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний» и подраздел 4 «Основы здорового образа жизни»).
Каждому будут полезны такие книги, как: Глыбочко П. В., Николенко В. Н., Алексеев Е. А., Карнаухов Г. М. «Первая медицинская помощь» (М., 2010), Тен Е. Е. «Основы медицинских знаний» (М., 2007), Назарова Е. Н. «Здоровый образ жизни и его составляющие» (М., 2008), Айзман Р. И. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (Новосибирск, 2009) и др.
Часть книг – труды сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена: Макарова Л. П., Соломин В. П., Маликова Т. В. и др. «Основы здорового образа жизни петербургского студента» (СПб., 2008), Пелисов М. Г., Соломин В. П., Бахтин Ю. К. «Основы медицинских знаний и профилактика болезней» (СПб., 2002), Соломин В. П., Корчагина Г. А., Пелисов М. Г. «Медико-валеологические проблемы здоровья человека» (СПб., 2004).
Библиотека педагогической литературы института детства
«К 100-летию института детства»
2018 год был юбилейным для многих подразделений РГПУ им. А. И. Герцена, в том числе и для института детства. Выставка в библиотеке педагогической литературы посвящена итогам специального исследования игры и игровой деятельности, как основополагающей для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом исследовании приняли участие преподаватели института: доктор педагогических наук, профессор Александра Гививна Гогоберидзе (директор института детства), кандидат педагогических наук, профессор Зинаида Алексеевна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент Марина Николаевна Полякова, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Викторовна Солнцева.
Результаты научной деятельности получили отражение в ряде сборников научных трудов, учебных пособий, в программе «Детство», в серии авторских работ, выпущенных под рубрикой «Библиотека программы Детство»: «Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей» (СПб., 2000), «Методические советы к программе “Детство”» (СПб., 2001), «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе “Детство”» (СПб., 2005), «Мониторинг в детском саду» (СПб., 2011) и др. Все эти книги выпущены издательством «Детство – Пресс».
Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.