Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

График работы библиотеки в период студенческих каникул (с 18 января по 2 февраля):
понедельник - пятница:
с 09.30 до 18.00
суббота, воскресенье - выходной
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

05.03.2019
Вернуться назад - Книжные выставки в Отраслевых библиотеках университета

Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.

Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:

Библиотека литературы по социально-экономическим наукам

«195 лет со дня рождения К. Д. Ушинского»
«Не только бабушки и мамы…»

Первая выставка в библиотеке литературы по социально-экономическим наукам посвящена 195-летию со дня рождения выдающегося педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Памятник Ушинскому с 1961 года встречает студентов Герценовского университета у главного корпуса РГПУ им. А. И. Герцена. Всем герценовцам будет интересно и полезно познакомиться с книгами, представленными на этой экспозиции.
О жизни и педагогической деятельности Константина Дмитриевича можно узнать из таких работ, как: Ермолин Е. А. «Константин Дмитриевич Ушинский» (Ярославль, 2014), Струминский В. А. «Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского» (М., 1960), Зажурило В. К. «Ушинский в Петербурге» (Л., 1979) и др.
Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и его место в истории педагогики освещено в изданиях: Гончаров Н. К. «Педагогическая система К. Д. Ушинского» (М., 1974), Лордкипанидзе Д. О. «Классик русской педагогики К. Д. Ушинский» (М., 1954), «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения» (Киев, 1980), «К. Д. Ушинский и русская школа» (М., 1994) и др.
И конечно, на выставке есть труды самого Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание человека» (М., 2000), «Избранные педагогические сочинения» (М., 1974), «Архив Ушинского» (М., 1959).

Вторая выставка приурочена к Международному женскому дню 8 марта и посвящена женщинам, которые были не только бабушками, мамами, женами, но и оставили заметный вклад в политике, науке, искусстве. На выставке представлены книги о них и их труды.
История знает немало примеров того, как правление женщины становится «золотым» временем в истории государства. На выставке можно найти книги о правлении русских и иностранных императриц: Каррер д’Анкосс Э. «Екатерина II. Золотой век в истории России» (М., 2006), Павленко Н. И. «Екатерина I» (М., 2009), Писаренко К. А. «Елизавета Петровна» (М., 2014), Остапенко Г. С. «Британская монархия от королевы Виктории до Елизаветы II» (М., 2006), Флетчер Дж. «В поисках Нефертити» (М., 2008) и др. Есть и труды женщин-политиков: Ганди И. «Статьи, речи, интервью» (М., 1975), Тэтчер М. «Искусство управления государством. Стратегия для меняющегося мира» (М., 2007).
Труды известных женщин-ученых свидетельствуют о достижениях на научном поприще: Хорни К. «Психология женщины» (М., 2006), Сатир В. «Психотерапия семьи» (СПб., 2000), Добиаш-Рождественская О. А. «Культура западноевропейского средневековья» (М., 1987) и др.
О заметном следе, который оставили женщины в искусстве, расскажут книги «Зинаида Евгеньевна Серебрякова» В. П. Князевой (М., 1979), «Вера Игнатьевна Мухина» О. П. Вороновой (М., 1976), «Рыцарский подвиг. Книга о скульпторе Анне Голубкиной» А. А. Каменского (М., 1978), «Ахматова А. А. Pro et contra» (СПб., 2001).

Библиотека литературы по филологическим наукам

«Женские образы в мировой литературе»

Первая весенняя выставка в библиотеке литературы по филологическим наукам также посвящена женщине, а именно – женским образам в мировой литературе.
Женщина. Кто она: мадонна, ведьма, невинная девственница, любящая мать или перст роковой судьбы? Может ли она наравне с мужчиной быть творцом или должна только исполнять роль хранительницы домашнего очага? Найти ответ на эти вопросы сложно, а может быть и невозможно, но поразмышлять об этом позволит обращение к мировому литературному наследию.
Неиссякаемым источником вдохновения для художников всех веков стали принадлежащие к вечным литературным образам героини классических произведений греческих трагиков. Поэтому выставку открывает сборник «Греческая трагедия» (Ростов н/Д., 1997).

Литература Средневековья и раннего Возрождения представлена на выставке произведениями Данте и Петрарки. С «Божественной комедией» Данте читатели могут познакомиться в трех различных переводах.
Рождение буржуазии, укрепление идей индивидуализма вывело на литературную сцену новых героинь, проявляющих настойчивость и целеустремленность в своем желании самостоятельно выбирать жизненный путь. На выставке новая женщина представлена романами Д. Дефо «Молль Флендерс» (Л.,1991), Доде А. «Сафо» (Калининград, 1994), Остен Дж. «Гордость и предубеждение» (М., 1993), Ш. Бронте «Джейн Эйр» (Воронеж, 1990), Санд Ж. «Индиана» (М., 1992), Гарди Т. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (Калининград, 1994).
С особой пронзительностью предстают перед читателем героини русских писателей. Что любопытно, в русской классической литературе попытки проникнуть и описать внутренний мир женщины нашли свое отражение именно в сочинениях писателей-мужчин. На выставке это знаменитая русская классика: «Анна Каренина» Толстого, «Драма на охоте» Чехова, «Вешние воды» Тургенева, «Яма» Куприна.

Начало ХХ века связано с проявлением импрессионизма и модернизма в литературе. В этом разделе – одноактная пьеса Оскара Уайльда «Соломея» (Л., 1991), в свое время вызвавшая бурю дискуссий по поводу вольной трактовки библейского сюжета и неоднозначности в оценках образа главной героини. В рамках этого же направления – проза В. Вульф, представленная на выставке двумя романами «Мисс Дэллоуэй» и «На маяк» (М., 1989).
Нельзя обойти вниманием и литературу о женщинах, оставивших заметный след в истории общества. Это книга Нины Берберовой «Железная женщина» (М., 1991). Захватывающая история повествует о Марии Игнатьевне Закревской-Бенкендорф-Будберг – умнейшей женщине своего времени, точно знающей как выжить в предлагаемых обстоятельствах, умевшей быть ловкой, зоркой, смелой и с самого начала окружить себя легендой. Этой же теме посвящен роман первой жены нынешнего президента США Иваны Трамп «Только про любовь» (М., 1994) и произведение Шарль-Ру Э. «Загадочная Шанель» (Смоленск, 2001).
Современная российская проза показывает самых разных женщин, рассказывая об их силе и мужественном сопротивлении несовершенству мира, и конечно о любви. Она представлена на выставке произведениями таких авторов, как Е. Чижова, М. Степанова, Л. Петрушевская, Т. Толстая, Д. Рубина, Н. Соколовская. На выставке представлены выдающиеся авторы и их избранные работы, охватывающие весь разнообразный жанровый спектр литературы XX века.

Библиотека литературы по естественно-математическим наукам

«Периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева»

2019 год ООН объявила Международным годом Периодической таблицы химических элементов. 150 лет назад Дмитрий Иванович Менделеев расположил химические элементы в виде периодической таблицы, ныне носящей его имя. Значение этого закона трудно переоценить. Современные ученые заявляют: «Периодическая таблица химических элементов – одно из наиболее важных научных достижений, отражающее суть не только химии, но также физики, биологии и других дисциплин. Она представляет собой уникальный инструмент, дающий ученым возможность предсказывать появление и свойства элементов на Земле и во Вселенной в целом». Выставка в библиотеке естественно-математической литературы посвящена этому выдающемуся открытию и 185-летию со дня рождения Д. И. Менделеева.
На экспозиции можно найти книги об ученом: Макареня А. А., Рысев Ю. В. «Д. И. Менделеев» (М., 1983), Писаржевский О. Н. «Дмитрий Иванович Менделеев» (М., 1959), «Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников» (М., 1969) и др.
Ряд книг рассказывает о выдающемся открытии Менделеева и о постепенном заполнении периодической таблицы: Менделеев Д. И. «Периодический закон» (М., 1958), Кедров Б. М. «День одного великого открытия» (М., 1958), Кедров Б. М. «Микроанатомия великого открытия» (М., 1970), Менделеев Д. И. «Новые материалы по истории открытия Периодического закона» (М. – Л., 1950) и др.

Библиотека литературы по географическим наукам

«Учение о ландшафтах»

Выставка в библиотеке факультета географии предназначена прежде всего для студентов факультета, обучающимся по дисциплинам «Физическая география», «Ландшафтоведение», «Ландшафтоведение и биогеография», «Физическая география и ландшафты материков и океанов» и т. д. Однако, безусловно, книги о разнообразии земных ландшафтов будут интересны всем.
На выставке есть книги по изучению собственно ландшафтов: Колбовский Е. Ю. «Ландшафтоведение» (М., 2007), Казаков Л. К. «Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования» (М., 2008), Исаченко А. Г., Шляпников А. А. «Ландшафты» (М., 1989).
Часть книг раскрывает культурно-историческую ценность ландшафта: Соколова А. А. «Ландшафт в системе традиционных пространственных представлений: географическая интерпретация диалектных образов» (СПб., 2007), Манаков А. Г. «Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия» (Псков, 2002).

Библиотека литературы на иностранных языках

«Памятные даты марта»
«2019 – Год театра»

В библиотеке литературы на иностранных языках, помимо традиционной выставки в помощь учебному процессу и выставки новых поступлений открылись новые экспозиции, посвященные Году театра и памятным датам марта.
Одна из самых важных дат – 2 марта: в этом году исполняется 195 лет со дня рождения русского писателя и педагога К.Д. Ушинского (1824 – 1871). На выставке представлены книги Ушинского на английском языке: «Человек как предмет воспитания» (М., 1978) и «Избранное» (М., 1975). В переводах на иностранные языки представлены также книги Юрия Олеши, со дня рождения которого исполняется 120 лет. Здесь же можно найти книгу В. А. Шаталова о «звездном» юбиляре марта – Юрии Гагарине и книгу о Третьяковской галерее – к 185-летию со дня рождения русского предпринимателя и собирателя живописи С. М. Третьякова.
А книги Сирано де Бержерака (к 400-летию со дня рождения) и Поля Верлена (к 175летию со дня рождения) представлены на языке оригинала.
Не остались без внимания и другие важные даты марта. К Всемирному дню поэзии (отмечается 21 марта) на выставке можно найти книги «Антология английской и американской поэзии» (М., 1972), «Поэзия Плеяды» (М., 1984), «Поэзия Европы» (М., 1979), «Русская поэзия XVIII – XX веков» (М., 1980).
Традиционно в конце марта, во время школьных каникул стартует Неделя детской книги. Этому событию посвящена небольшая экспозиция, где можно найти детские книги на немецком и французском языках и хрестоматию по английской и американской детской литературе.
Специальная мартовская выставка посвящена Году театра, так как именно 27 марта отмечается Международный день театра. На этой выставке представлены книги о театрах разных стран на английском, немецком и французском языках.

Библиотека литературы по коррекционной педагогике

«Труды сотрудников кафедры тифлопедагогики»

В библиотеке литературы по коррекционной педагогике открылась выставка трудов сотрудников кафедры тифлопедагогики за последние 5 лет.
На выставке представлена литература, обобщающая теоретические исследования и практический опыт воспитания и образования слепых и слабовидящих. Материалы могут представлять интерес не только для студентов высших учебных заведений, но и для практических работников, занимающихся обучением и воспитанием слепых и слабовидящих, специалистов медико-психолого-педагогических консультаций, родителей детей, имеющих нарушения зрения.
Авторы трудов – сотрудники РГПУ им. А. И. Герцена: заведующая кафедрой тифлопедагогики, профессор, доктор педагогических наук Галина Владимировна Никулина, доценты, кандидаты педагогических наук Елена Вадимовна Замашнюк, Тамара Александровна Круглова, Анна Валентиновна Никитина, Алла Вадимовна Потемкина, Лидия Валентиновна Фомичева, кандидат психологических наук Елена Борисовна Быкова.

Большое внимание уделено практическим вопросам обучения: (Рельефно-точечная система: обучение чтению и письму слепых» (Под редакцией Г. В. Никулиной. – СПб. 2017), Никулина Г. В., Потемкина А. В. «Обучение слепых и слабовидящих: «Изобразительное искусство», «Изобразительное искусство. Тифлографика» (1-2 класс) Ч. 1» (СПб., 2017), Никулина Г. В., Замашнюк Е. В. «Обучение слепых и слабовидящих: «Математика» Ч. 1» (СПб., 2017), Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Круглова Т. А. «Обучение слепых и слабовидящих: «Окружающий мир» Ч. 1» (СПб., 2017), Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Круглова Т. А. «Обучение слепых и слабовидящих: «Русский язык» Ч. 1» (СПб., 2017), Быкова Е. Б. «Формирование коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями зрения» (СПб., 2018).
Значительное количество книг посвящено вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта при обучении слепых и слабовидящих: Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. «Научно-методические основы инклюзивного обучения слепых и слабовидящих в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)» (СПб., 2018), Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Круглова Т. А. «Особенности преподавания учебных предметов слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. Ч. 2. Гуманитарный цикл» (СПб., 2018), Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Круглова Т. А., Потемкина А. В. «Особенности преподавания учебных предметов слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. Ч. 1. Естественно-научный цикл» (СПб., 2018), Потемкина А. В. «Особенности преподавания учебных предметов слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. Ч. 3 Художественно-эстетический цикл» (СПб., 2018) и др.

Библиотека музыкальной и нотной литературы

«2019 – Год театра»

Для института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена 2019 год особенный, ведь он объявлен Годом театра. Церемония открытия состоялась в Ярославском театре драмы имени Федора Волкова – первом в России профессиональном общедоступном театре. Театральные деятели России связывают с этим годом особое внимание общественности к этому виду искусства, а также надеются решить множество острых проблем театральной жизни. Так, ректор Академии русского балета им. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе считает очень важным «чтобы театр вернули творцам. Чтобы менеджеры ушли на второй план и занимались исключительно хозяйством, гастролями, организацией. А все остальное должны делать творцы, как это было во все лучшие времена золотого века театра».
Студенты-герценовцы института музыки, театра и хореографии уже подготовили ряд театральных постановок: «Маленькая Баба-Яга», «Татуированная роза», «В день свадьбы», «Больница на краю света», «Шаббат, Шалом!», «Любовь к трем апельсинам», «Революция» и т.д.

Им и всем остальным читателям, наверное, по вкусу придется выставка «2019 – Год театра» в библиотеке музыкальной и нотной литературы.
На экспозиции представлены книги по самым разным аспектам театральной жизни. Историю театра раскрывают такие книги, как «Театры эпохи Шекспира» А. А. Аникста (М., 1965), «Французский театр эпохи Просвещения» Н. М. Любимова (М., 1957), «История русского драматического театра» Ю. А. Дмитриева (М., 1982) и др.
Вопросы драматургии, режиссуры, постановки спектакля на сцене освещены в изданиях Сахновский В. Г. «Режиссура и методика ее преподавания» (СПб., 2017), Чичетин А. И. «Основы драматургии централизованных представлений» (СПб., 2017), Шубина И. Б «Драматургия режиссуры зрелищных форм» (СПб., 2017), Аль Д. Н. «Основы драматургии» (СПб., 2013), Михайлова А. А. «Образ спектакля» (М., 1978) и др.
Практические советы по поводу актерской работы можно найти в книгах Калужских Е. В. «Технология работы над пьесой» (СПб., 2017), Кнебель М. О. «Слово о творчестве актера» (СПб., 2018), Кох И. Э. «Основы сценического движения» (СПб., 2017).

Библиотека литературы института народов Севера

«Этнология»

Этнология – это область научного знания о народах, населяющих планету Земля. Именно народы создавали и создают культуры, государства и другие важные для человечества ценности. Взаимопонимание и сотрудничество между народами способствует мирным и добрососедским отношениям между странами, к которым стремится все человечество и призывает Организация Объединенных Наций.
Народов на Земле тысячи, и они очень разные: есть среди них такие, которые насчитывают свыше 1 млн. человек, и есть очень малочисленные (меньше 1 тыс. человек). Но и те и другие вносили и вносят свой вклад в общий фонд развития мировой цивилизации и культуры, все они заслуживают уважения.

На выставке «Этнология» в институте народов Севера открылась выставка, посвященная этнологии. Здесь можно найти учебники и учебные пособия, рассматривающие и собственно этнологию как науку, и отдельные ее аспекты, и особенности отдельных этносов. В числе первых такие книги, как: Садохин А. П. «Этнология» (М., 2006), «Этнология» (Под редакцией Е. В. Миськовой, Н. Л. Мехедова, В. В. Пименова. – М., 2005), Шабаев Ю. П. «Этнополитология» (М., 2005).
Отдельные аспекты изучения этносов можно найти в книгах: Шерстова Л. И. «Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII – начала XX века» (Новосибирск, 2005), «В поисках себя: Народы Севера и Сибири в постсоветских трансформациях» (Под редакцией Е. А. Пивневой, Д. А. Функ. – М., 2005).
Культурные обычаи отдельных народов, в частности малочисленных народов Севера, представлены в книгах: Фролова А. Н. «Этнические традиции питания детей коренных народов Северо-Востока России» (Магадан, 2008), Нефёдкин А. К. «Военное дело чукчей (середина XVII – начало XX в.)» (СПб., 2003), Голованева Т. А., Мальцева А. А. «Голоса корякской культуры. Лилия Аймык» (Под редакцией Е. Н. Кузьминой. – Новосибирск, 2015) и др.

Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности

«Промышленная экология»

В библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности открылась выставка, посвященная промышленной экологии.
Одной из главных причин существующего экологического кризиса принято считать промышленное производство. В процессе производственной деятельности неизбежно возникают противоречия между ее дальнейшим развитием, с одной стороны, и состоянием природной среды – с другой. Вследствие резкого роста интенсивности производства в начале XXI века уровень экологического кризиса значительно возрос. В связи с этим обстоятельством перед человечеством встала задача выживания, предполагающая устранение противоречий между природой и обществом.
В. И. Вернадский свыше полувека назад отметил, что «человек становится крупнейшей геологической силой, меняющей облик нашей планеты». Развивая мысль академика В. И. Вернадского, можно сказать о гораздо более многогранной деятельности человека в настоящее время, приводящей к изменениям планетарного масштаба, в том числе и к негативным с экологической точки зрения.

Промышленная экология изучает воздействие промышленности на природу, способы оптимизации производственной деятельности и защиты окружающей среды от этого воздействия.
На выставке можно найти издания, отражающие современный взгляд ученых: Брюхань Ф. Ф., Графкина М. В., Сдобнякова Е. Е. «Промышленная экология» (М., 2012), «Промышленная экология» (Под редакцией М. Г. Ясовеева. – М., 2015). Здесь же есть книги о разработке и применении современных экологических стандартов: Гальперин М. В. «Экологические основы природопользования» (М., 2014), Константинов В. М. «Экологические основы природопользования» (М., 2004), «Правовое обеспечение благоприятной окружающей среды в городах: научно-практическое пособие» (Под редакцией Н. В. Кичигина. – М., 2014), Редина М. М. «Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды» (М., 2015), «Стандарты качества окружающей среды» (Под редакцией М. Г. Ясовеева. – М., 2015), «Экологическая экспертиза» (Под редакцией В. М. Питулько. – М., 2004) и др.

Библиотека педагогической литературы института детства

«Игра – это серьезно»

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Это утверждение давно принято за аксиому. Но как организовать игру в детском саду? Как сделать ее интересной, полезной, развивающей ум и душу, укрепляющей здоровье, а главное – приносящей радость и доставляющей удовольствие ребенку. Своими мыслями по этому поводу и опытом работы делятся авторы книг, представленных на выставке.
Поскольку выставка ориентирована на студентов, отправляющихся на практику в детские сады города, большинство изданий – это практические руководства: Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду (старшие группы)» (М., 1982), Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» (М., 2011), Шпарева Г. Т., Коновалова И. П. «Интеллектуальные игры для детей 3 – 7 лет» (М.,2001), Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры» (М., 1991) и др.

Часть пособий написана преподавателями института детства РГПУ им. А. И. Герцена. Например, книга «Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» (СПб., 2004).вышла под редакцией профессоров кафедры дошкольной педагогики Татьяны Игоревны Бабаевой, Зинаиды Алексеевны Михайловой. Доцент этой же кафедры Ольга Викторовна Солнцева – автор учебно-методического пособия «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей» (М., 2010).

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.
Каталог
2025 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена