Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.
Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:
Библиотека литературы по социально-экономическим наукам
«18 апреля – Международный день памятников и исторических мест»
«370 лет со времени принятия Соборного Уложения 1649 г.»
Первая выставка в библиотеке литературы по социально-экономическим наукам посвящена всемирному культурному наследию и проблемам его сохранения. С 1983 года по инициативе Ассамблеи Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) Центра культурного наследия ЮНЕСКО 18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.
О самых важных мировых достопримечательностях, которые нужно сохранить для потомков, рассказывают книги выставки. В числе таких памятников – богатейшее культурное наследие России, о котором можно узнать из книг: Иванов В. Н. «Московский Кремль» (Москва, 1971), Кириков Б. Н. «Новгородский Кремль» (Ленинград, 1975), Ополовников А. В. «Кижи» (Москва, 1976), Бочаров Г. Н. «Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск» (Москва, 1979), Фехнер М. В. «Великие Булгары. Казань. Свияж» (Москва, 1978) и др.
Немало изданий рассказывает о мировых «чудесах света»: Соколов Г. И. «Акрополь в Афинах» (Москва, 1968), Трибельский И. «Иерусалим. Тайна трех тысячелетий» (Ростов-на-Дону, 2007), Ковтунович О. В. «Багдад» (Москва, 1971), Никитюк О. Д. «Кордова. Гранада. Севилья» (Москва, 1972) и др.
Вторая выставка приурочена к 370-летию появления кодекса законов русского государства – Соборного Уложения царя Алексея Михайловича (1649).
16 июля 1648 года царь, Боярская Дума, Священный Собор, «боязни ради и междоусобия о всех черных людей», создали комиссию из бояр – князей Одоевского и Прозоровского, окольничих – князя Волконского, дьяков Леонтьева и Грибоедова для составления проекта сборника законов. К 1 сентября 1648 года в столицу были вызваны выборные от «всех людей» Московского государства для обсуждения и утверждения Уложения законов.
Соборное Уложение 1649 года является памятником русского права. Уложение подвело итог развитию России в середине XVII. Кроме того оно явилось базой для дальнейшего развития российского законодательства. Как заметил В.О. Ключевский, «завершая собою законодательную работу прежнего времени, Уложение послужило исходным моментом для дальнейшей законодательной деятельности. Недостатки его стали чувствоваться скоро по вступлении его в действие. Его дополняли и исправляли по частям статьи, служившие прямым его продолжением: таковы статьи о татебных, разбойных и убийственных делах 1669 года, о поместьях и вотчинах 1676 – 1677 годов и др. В изданиях, представленных на выставке, можно подробно познакомиться с этим документом в освещении В. О. Ключевского, Н. И. Павленко, С. Ф. Платонова, С. Г. Пушкарева, Р. Г. Скрынникова, Е. Ф. Шмурло и др.
Библиотека литературы по филологическим наукам
«Поэт вне времени, вне гражданства, вне родного языка – поэт слова: К 120-летию со дня рождения В. В. Набокова»
Выставка в библиотеке литературы по филологическим наукам также посвящена Владимиру Набокову: 22 апреля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Выходец из старинной дворянской семьи, воспитываемый в общей атмосфере понимания, любви и свободы, Владимир Набоков, как и многие, тяжело переживал разрыв с Россией – страной его счастливого детства. Вне родины Набоков смог сделать то, что многие затерянные в Европе русские сделать были не в состоянии – он начал новую жизнь, начал писать качественно новую литературу.
Нельзя сказать, что Набокову было пробиваться легче, чем другим русским эмигрантам: годы перед взлетом ему сопутствовала нищета и отсутствие постоянной работы, а имя Сирина для иностранных читателей было практически неизвестным. В то же время, как ни странно, европейские университеты любили приглашать его читать лекции, с чем Набоков прекрасно справлялся, увлекая своих учеников нестандартной манерой преподавания: «он ослеплял нас и внушал нам чувство какой-то экзальтированной страсти… к русской литературе, к истории и к самой стране…». Уже потом были «Истинная жизнь Себастьяна Найта» и скандальная «Лолита», громкая и противоречивая слава которой помешала увидеть многими читателям ее истинную глубину. Переход Набокова на английский язык многие восприняли и воспринимают как личное оскорбление и предательство, но это несколько ущербный взгляд. Надо отчетливо понимать, что в итоге творчество Набокова – это «образец гармонического взаимодействия русского и западного… начал, когда они… взаимно обогащают друг друга». От того и горячие споры на тему «Какой же он писатель: русский или американский?» становятся бессмысленными.
Некоторые исследователи задаются вопросом, каким бы автором стал Набоков, и какой была бы его литература, не случись революция и добровольное изгнание. Мы можем строить разные предположения, но лучше приобщиться к тому замечательному литературному наследию, которое он оставил. Его произведения – это разнообразие жанров, неповторимый литературный стиль, глубокий психологический анализ человеческой души, организация самого текста – виртуозная игра с читателем посредством игры слов, сюжетных головоломок, недосказанности.
На выставке представлены наиболее известные русскоязычные произведения Набокова такие как: «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» (роман, которым он поставил точку в русскоязычном периоде своего творчества). И, конечно же, все романы, которые принесли ему известность у иностранной публики: «Истинная жизнь Себастьяна Найта», «Лолита» и «Ада, или Эротиада». Интересно, что именно «Аду» сам Набоков осознавал как вершину своего творчества, но, к сожалению, скандальную популярность «Лолиты» ей превзойти не удалось. Стоит обратить внимание на новеллу «Ulthima Thule» и романы «Приглашение на казнь», «Рожденные под знаком смерти». Эти произведения объединены одной мистической темой – поиск и познание истины? Безусловный интерес вызывает роман, который писатель не успел закончить и завещал уничтожить после своей смерти – «Лаура». Роман в фрагментах, сюжет которого по известным причинам воссоздается с трудом, был напечатан с разрешения сына Владимира Набокова в 2008 году.
Помимо прозы, на выставке можно найти и лирику Набокова, слегка наивную и очень искреннюю раннюю и более философскую позднюю. Перечисленными произведениями выставка, вобравшая в себя все художественные произведения Владимира Набокова, его эссеистику и публицистику, не ограничивается, а включает также и несколько научно-критических работ о Набокове. Это монументальные антологии Pro-et-contra в двух частях, содержащие разнообразные литературоведческие и лингвистические статьи о произведениях Набокова, отрывки из публицистических и других личных источников. Заметки и критика представлена отчасти и в воспоминаниях Ходасевича, Берберовой, Яновского и в статьях журналов «Филологические науки» и «Звезда».
Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
«12 апреля – День космонавтики»
Апрель – космический месяц. Поэтому выставка в библиотеке естественно-математической литературы представляет книги о К. Э. Циолковском и его работы, книги о С. П. Королеве, интересные брошюры эпохи полетов первых космонавтов, ставшие со временем библиографической редкостью.
Перу Циолковского принадлежат труды «Грезы о Земле и небе» (Москва, 1959), «Ракета и космическое пространство» (Москва, 1963), «Промышленное освоение космоса» (Москва, 1989). Жизни и деятельности ученого посвящены книги Космодемьянский А. А. «Циолковский» (Москва, 1980), Арлазоров М. С. «Циолковский» (Тула, 1977). Последняя книга – четвертое издание биографии Циолковского. Вторым изданием (в 1964 году) она выходила в серии «Жизнь замечательных людей». В этой же серии вышла и биография С. П. Королёва (Москва, 1990), написанная А. П. Романовым. Она также представлена на выставке.
Ряд книг, конечно, посвящен Юрию Алексеевичу Гагарину. Особенно интересны, наверное, издания космического 1961 года: «Советский человек в космосе» (Москва, 1961), Голосовский И. М. «Звездный час мира» (Москва, 1961), «Путь в космос» (Москва, 1961) и фотоальбом «Гагарин» (Москва, 1976).
Библиотека литературы по географическим наукам
«Горное дело в России»
Выставка в библиотеке факультета географии предназначена прежде всего для студентов факультета, обучающимся по дисциплинам «Экономическая география России», «Геология». Однако, безусловно, книги о становлении горного дела будут интересны также тем ,кто интересуется историей России.
На выставке есть книги о добыче полезных ископаемых: Запарий В. В. «История черной металлургии Урала. 90-е годы XX века» (Москва, 2003), «Рудная база Урала» (Москва, 1972), «Месторождения металлических полезных ископаемых» (Москва, 2005), Михайлов Ю. В. «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» (Москва, 2008).
Часть книг посвящена драгоценным сокровищам России: Вишев И. И. «Южноуральское золото. XIX век» (Челябинск, 2004), Локерман А. А. «Загадка русского золота» (Москва, 1978), «Горный музей» (Санкт-Петербург, 2008).
Библиотека литературы на иностранных языках
«Новые поступления»
В библиотеке литературы на иностранных языках, помимо традиционных выставок в помощь учебному процессу и выставки, посвященной памятным датам месяца, открылась выставка новых поступлений.
На выставке представлены книги на сербохорватском языке: «Slovo o Slovu» (Osijek, 2010), Tomas D. «Apostolska administratura za sjevernu Slavoniju I Baranju (1923 – 1972.)» (Dakovo – Osijek, 2018), «Sudbina Otvorenih Granica» (Osijek, 2018), Livazović G. «Uvod u Pedagogiju Slobodnog Vremena» (Osijek, 2018); на английском языке: «Full English is Cool Series» (б. м., б. г.), «Full Big Ben Series» (б. м., б. г.), «Full Voice of Britain Series» (б. м., б. г.), на немецком языке: Karabalić V. «Das Prädikat und seine Ergänzungen im Deutschen und Kroatischen» (Osijek, 2013), «Netzwerk: Deutsch als Fremdsprache A1» (Stuttgart, 2017).
Ряд изданий посвящен теоретическим аспектам изучения языков: Шаховский В. И. «Стилистика английского языка» (Москва, 2017), Зайцева Н. Ю. «Терминологические системы романских языков: семиотика и типология» (Санкт-Петербург, 2018), Горбова Е. В. «Акциональность глагольной лексики и аспектуальные граммемы» (Санкт-Петербург, 2010), Дышлевая И. А. «Испанский язык. Практическая грамматика» и др.
Библиотека литературы по коррекционной педагогике
«Система инклюзивного образования на современном этапе»
Перед системой инклюзивного образования на современном этапе встает ряд сложных задач. Среди них следует, прежде всего, выделить следующие: готовность педагогического коллектива к инклюзии, адаптация образовательных программ, изучение социальных факторов, влияющих на включение детей с ограниченными возможностями здоровья, детальный анализ процесса включения в коллектив детей с ограниченными возможностями здоровья и эффекты применения различных педагогических методов, развитие сверстников без нарушений, воспитывающихся в инклюзивном окружении.
Этим проблемам было посвящено немало специальных конференций, на которых происходило осмысление российского опыта инклюзивного образования. Эти материалы можно найти на выставке: «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке: материалы II Виртуальной всероссийской научно-практической конференции: 1 – 30 ноября 2017 года» (Мурманск, 2018), «Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы: материалы XVI международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика»: 22 – 24 апреля 2009 года» (Санкт-Петербург, 2009), «Инклюзия и особый ребенок: система ценностей: материалы XX международной конференции “Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства”: 17 – 19 апреля 2013 года» (Санкт-Петербург, 2013), «Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: европейский опыт – российские тенденции: сборник материалов итоговой Международной научно-практической конференции в рамках проекта Европейской комиссии Темпус “Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образование”» (Санкт-Петербург, 2010) и др.
Существует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование системы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных зарубежных странах и определяющих ее становление в России. О претворении в жизнь этих законов можно узнать из материалов выставки: «Научно-методические основы инклюзивного обучения слепых и слабовидящих в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Санкт-Петербург, 2018), «Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования лиц с нарушениями в развитии: опыт Европы и России: извлечения из нормативно-правовых актов с комментариями» (Санкт-Петербург, 2010) и др.
Библиотека музыкальной и нотной литературы
«Работы наших педагогов»
В институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена насчитывается 6 кафедр. Кафедра музыкального воспитания и образования появилась в 1988 году и является старшейшим подразделением института. С 2005 года кафедру возглавляет кандидат искусствоведения, профессор Раиса Григорьевна Шитикова. Весь профессионально-педагогический состав ведет активную учебно-образовательную, научно-исследовательскую и методическую работу. Публикации Е. В. Герцмана, Г. П. Овсянкиной, В. П. Клюева, А. С. Клюева, Б. С. Рачиной и других педагогов являются полезными источниками для студентов института в написании курсовых, рефератов и дипломных работ.
Труды Евгения Владимировича Герцмана посвящены истории музыки: «Античная музыкальная педагогика» (Санкт-Петербург, 1996), «Византийское музыкознание» (Москва, 2018), «Музыка Древней Греции и Рима» (Москва, 2018), «Музыкальные древности» (Санкт-Петербург, 2006) и др. А Андрей Владимирович Андерсен и Раиса Григорьевна Шитикова пишут о самом новом в музыке: Андерсен А. В. «Современные музыкально-компьютерные технологии» (Санкт-Петербург, 2013), Шитикова Р. Г. «Музыкально-компьютерные технологии» (Санкт-Петербург, 2010). Доктор философских наук, профессор Александр Сергеевич Клюев также рассказывает о современном прикладном взгляде на музыку – о музыкотерапии: «Музыкотерапия в музыкальном образовании» (Санкт-Петербург, 2008). И, конечно, ряд изданий посвящен главному – сольному и хоровому пению: Смелкова Т. Д. «Основы обучения вокальному искусству» (Санкт-Петербург, 2014), Вишнякова Т. П. «Хрестоматия по практике работы с хором» (Санкт-Петербург, 2014), Абдулина Г. В. «Многоголосное сольфеджио» (Санкт-Петербург, 2009), Абдулина Г. В. «Систематический курс занятий по сольфеджио» (Санкт-Петербург, 2004) и др.
Библиотека литературы института народов Севера
«Язык малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»
2019 год объявлен ООН Международным годом языков коренных народов. В связи с этим новая выставка в библиотеке института народов Севера посвящена языку малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Каждый язык содержит уникальную кодифицированную информацию об окружающем мире. С каждым исчезающим языком теряется уникальное представление о мире. Но сохранить многоязычное общество непросто. Говорящих на языке своей национальности в северных регионах не так много. Поддерживать язык или даже оживлять его невозможно, мотивация для поддержания языка должна исходить от самого языкового сообщества.
На выставке представлены учебные пособия, научные исследования, посвященные языкам нивхов, хантов, манси, ненцев, кетов, юкагиров, эвенов, эскимосов, коряков. Часть из них написана преподавателями РГПУ им. А.И. Герцена, например: Бармич М. Я. «Ненецкий язык. Углубленный курс» (Санкт-Петербург, 2014), Артемьев Н. М. «Долганский язык» (Санкт-Петербург, 2013), Таксами Ч. М. «Букварь для начальных классов нивхских школ» (Ленинград, 1991) и др.
На выставке также представлены труды авторов – выпускников Герценовского университета (ЛГПИ им. А. И. Герцена): Сенгепов А. М., Нёмысова Е. А. «Хантыйский язык (казымский диалект)» (Санкт-Петербург, 1994), Меновщиков Г. А. «Эскимосский язык» (Ленинград, 1960), Булатова Н. Я. «Язык сахалинских эвенков» (Санкт-Петербург, 1999) и др.
Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
«Промышленная экология»
В библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности открылась выставка, посвященная промышленной экологии.
Одной из главных причин существующего экологического кризиса принято считать промышленное производство. В процессе производственной деятельности неизбежно возникают противоречия между ее дальнейшим развитием, с одной стороны, и состоянием природной среды – с другой. Вследствие резкого роста интенсивности производства в начале XXI века уровень экологического кризиса значительно возрос. В связи с этим обстоятельством перед человечеством встала задача выживания, предполагающая устранение противоречий между природой и обществом.
В. И. Вернадский свыше полувека назад отметил, что «человек становится крупнейшей геологической силой, меняющей облик нашей планеты». Развивая мысль академика В. И. Вернадского, можно сказать о гораздо более многогранной деятельности человека в настоящее время, приводящей к изменениям планетарного масштаба, в том числе и к негативным с экологической точки зрения.
Промышленная экология изучает воздействие промышленности на природу, способы оптимизации производственной деятельности и защиты окружающей среды от этого воздействия.
На выставке можно найти издания, отражающие современный взгляд ученых: Брюхань Ф. Ф., Графкина М. В., Сдобнякова Е. Е. «Промышленная экология» (Москва, 2012), «Промышленная экология» (Под редакцией М. Г. Ясовеева. – Москва, 2015). Здесь же есть книги о разработке и применении современных экологических стандартов: Гальперин М. В. «Экологические основы природопользования» (Москва, 2014), Константинов В. М. «Экологические основы природопользования» (Москва, 2004), «Правовое обеспечение благоприятной окружающей среды в городах: научно-практическое пособие» (Под редакцией Н. В. Кичигина. – Москва, 2014), Редина М. М. «Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды» (Москва, 2015), «Стандарты качества окружающей среды» (Под редакцией М. Г. Ясовеева. – Москва, 2015), «Экологическая экспертиза» (Под редакцией В. М. Питулько. – Москва, 2004) и др.
Библиотека педагогической литературы института детства
«Друзья мои – книги»
В апреле отмечается Международный день детской книги. Этому событию посвящена новая выставка в библиотеке педагогической литературы института детства.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, поступков, характеров. Книга, прочитанная в детстве, часто оставляет более глубокий след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга. В книгах, представленных на выставке, рассказывается о том, как важно начинать формирование читательского интереса еще в дошкольном возрасте. Книги дают советы – что и, главное, как читать детям, чтобы разбудить в них читателей.
Восприятие книги детьми разных возрастных групп описывается в учебных пособиях Гурович Л. М. «Ребенок и книга» (Санкт-Петербург, 1996), Джежелей О. В., Светловская Н. Н. «Учимся любить книгу» (Москва, 1982).
Интересен также взгляд на проблему «дети и книга» тех, кто долгие годы писал для детей: Баруздин С. А. «Заметки о детской литературе» (Москва, 1975), Маршак С. Я. «Воспитание словом» (Москва, 1964), Смирнова В. В. «О детях и для детей» (Москва, 1963).
И, конечно, особо следует выделить книгу Почетного профессора РГПУ им. А. И. Герцена Евгении Оскаровны Путиловой «Золотых ступенек ряд» (Санкт-Петербург, 2015), которую автор сама представляла перед студентами Герценовского университета в 2016 году. «Золотых ступенек ряд» – это рассказ о русской детской литературе: ее истоках, направлениях развития, целях и способах их достижения. Ее историю Евгения Оскаровна показывает через размышления о детстве и детской книге самых разных людей – от Владимира Мономаха с его «Поучением», заложившим «основы нравственного направления в детской литературе», до А. Гайдара, М. Зощенко и Л. Пантелеева, создававших новый – советский – «детлит». Чрезвычайно интересен раздел «Возвращённые имена», посвященный долгое время не издававшимся писателям и поэтам. А в разделе «Забытые авторы детских стихов» Евгения Оскаровна рассказала о поэтах, чьи стихи более века печатались с пометкой «автор неизвестен».
Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.