Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.
Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:
Библиотека литературы по социально-экономическим наукам
«К дню рождения университета. Труды профессорско-преподавательского состава РГПУ им. А. И. Герцена»
«С днем рождения, Питер!»
В мае РГПУ им. А. И. Герцена отмечает свой день рождения. В этом году университету исполняется 222 года. К этой дате приурочены выставки во многих отраслевых библиотеках вуза. Эти выставки представляют научные и методические труды преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена. Так, около сотни книг по истории, философии, психологии, юриспруденции, менеджменту, маркетингу, социологии, этнологии и т. д. можно увидеть на выставке в библиотеке литературы по социально-экономическим наукам.
На экспозиции представлены в первую очередь работы последних лет. Самые свежие издания выпущены в текущем году: Астапов В. М., Малкова Е. Е. «Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства» (М., 2019), Малкова Е. Е. «Психологические технологии формирования приверженности лечению и реабилитации наркозависимых» (Москва, 2019), Пашкус Н. А. «Стратегический маркетинг» (Москва, 2019), Федорова Н. М. «История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в ХIХ – ХХ веках» (Москва, 2019).
Актуальность проблем, рассматриваемых в исследованиях трудно переоценить. Даже названия книг отражают ориентированность на сегодняшний день: Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. «Образовательные программы в сетевом формате: анализ преимуществ и рисков» (Санкт-Петербург, 2015), Гуринская А. Л. «Англо-американская модель предупреждения преступности: криминологический анализ» (Санкт-Петербург, 2018), Дорская А. А. «Правовой режим имущества религиозного назначения в России: история и современность» (Санкт-Петербург, 2012), Клецина И. С., Иоффе Е. В. «Гендерные нормы как социально-психологический феномен» (М., 2017), Пленков О. Ю. «Новейшая история стран Европы и Америки» (Москва, 2016), Сморгунова В. Ю. «Медиация в образовательной сфере» (Санкт-Петербург, 2018) и т. д.
Вторая выставка, уже традиционная, приурочена ко дню рождения Санкт-Петербурга, который отмечается 27 мая.
На этой выставке собраны сведения обо всех сторонах жизни города, начиная от времени его основания: Агеева О. Г. «Величайший и славнейший более всех градов на свете… Град Святого Петра» (Санкт-Петербург, 1999), Анисимов Е. В. «Юный град. Петербург времен Петра Великого» (Санкт-Петербург, 2003), Базарова Т. А. «Планы петровского Петербурга» (Санкт-Петербург, 2003), Пластунов А. М. «Так строился Петербург» (Санкт-Петербург, 2000) и др.
Материалы об архитектурном убранстве города, его коммунальном хозяйстве, промышленности и торговле можно почерпнуть из следующих книг: «Санкт-Петербург: Энциклопедия» (М., 2006), «Санкт-Петербург 300 лет истории» (Санкт-Петербург, 2003), Барышников М. Н. «Деловой мир Петербурга» (СПб., 2000), Аранович А. В. «Из истории военного Петербурга» (СПб., 2003) и др.
Интереснейшие сведения о численности населения и национальном составе, об условиях жизни и быта, нравах, культуре, этнографии, содержатся в книгах: «Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы» (СПб., 2002), «Социальная история Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 2005), «Живописная Россия. Санкт-Петербург, Т. 1, ч. 2» (Санкт-Петербург, 1994).
Топонимика Петербурга подробно освещена в книгах: Горбачевич К., Хабло Е. «Почему так названы» (СПб., 1998), «Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 2003).
Этот год является знаменательным для Летнего сада – 315лет со времени закладки (1704), Кунсткамеры – 305 лет со времени основания (1714), Эрмитажа – 255 лет со дня основания (1764). Книги об этих знаменитых достопримечательностях Петербурга также есть на выставке.
Библиотека литературы по филологическим наукам
«Сквозь годы: научное наследие филологического факультета»
Выставка в библиотеке литературы по филологическим наукам также посвящена дню рождения университета и представляет научные и методические труды преподавателей-герценовцев. Огромное количество разнообразных учебных пособий, начиная от древнерусского языка и заканчивая современной русской литературой, а также сборники материалов конференций и монографии – старые и не очень, под авторством знаменитых преподавателей, которые когда-то работали на факультете и тех, кто работает сейчас.
Наиболее старое издание выставки – «Вопросы современного и исторического синтаксиса русского языка. Ученые записки, Т. 225» (Редакционная коллегия: Гринкова Н. П., Ильенко С. Г., Максимов М. К., Руднев А. Г, Сахаров И. Я., Чагишева В. И. – Ленинград, 1962). Эта книга отражает историческую преемственность РГПУ им. А. И. Герцена от дореволюционных высших учебных заведений. Надежда Павловна Гринкова – ученица видного филолога Николая Михайловича Каринского. В 1917 году она окончила Женский педагогический институт, на базе которго после революции был создан Первый Петроградский педагогический институт. Позже он был присоединен к Третьему, носящему имя А. И. Герцена. В ЛГПИ им. А. И. Герцена Н. П. Гринкова преподавала до конца своей жизни.
Она и ее ученица Вера Ивановна Чагишева стали основателями Герценовской школы русской диалектологии. Книга об этих ученых, вышедшая в Герценовской антологии «Золотые имена», также есть на выставке.
На экспозиции есть и исследования учеников Н. П. Гринковой и В. И. Чагишевой: почетных профессоров университета: Сакмары Георгиевны Ильенко, Владимира Алексеевича Козырева: Ильенко С. Г. «Лингвистические аспекты пушкиноведения: избранные статьи» (Санкт-Петербург, 2008), Ильенко С. Г. «Русистика: избранные труды» (Санкт-Петербург, 2003), Козырев В. А. «Древнерусский язык. Тесты» (Москва, 2017), Козырев В. А. «Историческая морфология русского языка» (Санкт-Петербург, 2018).
Некоторые издания в свое время были представлены на проходивших в фундаментальной библиотеке «Герценовских литературных встречах»: Козырев В. А., Черняк, В. Д. «Лексикография русского языка: век нынешний и век минувший» (Санкт-Петербург, 2014).
Модератором этого многолетнего проекта является профессор кафедры русской литературы Мария Александровна Черняк. Ее книги также есть на выставке: Черняк М. А. «Массовая литература XX века» (Москва, 2009), Черняк М. А. «Проза цифровой эпохи: тенденции, жанры, имена» (Москва, 2018), Черняк М. А. «Современная русская литература» (Санкт-Петербург; Москва, 2004).
Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
«Научные труды преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена»
Выставка трудов преподавателей-герценовцев открылась и в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам.
Здесь можно увидеть книги, написанные преподавателями факультетов математики, физики, химии, биологии и физической культуры.
Особое внимание стоит обратить на двухтомник избранных трудов Геннадия Алексеевича Бордовского, вышедший в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена в 2011 году. Г. А. Бордовский – возглавлял ЛГПИ им. А. И. Герцена с 1986 по 2011 год. Во время его ректорства ЛГПИ им. А. И. Герцена стал именоваться Российским государственным университетом, был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Г. А. Бордовский – известный ученый в области физики полупроводников и диэлектриков, доктор физико-математических наук, профессор, вице-президент Российской академии образования, в 2011 году был избран президентом РГПУ им. А. И. Герцена.
Библиотека литературы по географическим наукам
«Научные труды преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена»
Выставка в библиотеке факультета географии также посвящена Дню рождения университета.
Более полувека связана с Герценовским университетом жизнь члена-корреспондента РАО, доктора географических наук, профессора Юрия Никифоровича Гладкого. В 1968 году он окончил географический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, куда вернулся уже в качестве аспиранта, а затем и преподавателя. В настоящий момент Ю. Н. Гладкий заведует кафедрой экономической географии, с некоторыми из его почти трехсот научных трудов можно познакомиться на выставке: Гладкий Ю. Н. «Гуманитарная география» (Санкт-Петербург, 2010), Гладкий Ю. Н. «Россия в лабиринтах географической судьбы» (Санкт-Петербург, 2006), Гладкий Ю. Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. «Экономическая и социальная география России. Т. 1.» (Москва, 2013), Гладкий Ю. Н., Сухоруков В. Д. «Общая экономическая и социальная география» (Москва, 2013).
Тематика научных трудов преподавателей географического факультета обширна: от Арктики и Валаама до морских разбойников и ГИС-моделирования: «Арктика известная и неизвестная» (Санкт-Петербург, 2012), Панова Е. Г., Гавриленко В. В., Матинян Н. Н. «Валаамский архипелаг. Геохимия горных пород, почв и донных осадков» (Санкт-Петербург, 2007), Копелев Д. Н. «Морской разбой в XVI – XVIII веках. Генезис, история, типология» (Санкт-Петербург, 2012), Лебедев С. В., Нестеров Е. М. «Пространственное ГИС-моделирование геоэкологических объектов в ArcGIS» (Санкт-Петербург, 2018). В этом разнообразии – залог того, что каждый читатель сможет найти для себя на выставке что-то интересное.
Библиотека литературы на иностранных языках
«Труды преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена»
В библиотеке литературы на иностранных языках, помимо традиционных выставок в помощь учебному процессу, выставки новых поступлений и выставки, посвященной памятным датам месяца, открылась выставка научных трудов преподавателей института иностранных языков.
На выставке представлены книги, помогающие досконально изучить иностранные языки, как традиционные европейские, так и восточные: Радюшкина А. А. «Фонетика английского языка: безударный вокализм (сильные и слабые формы)» (Санкт-Петербург, 2017), Михальчук В. А. «Практическая фонетика английского языка. Модификация английских согласных в связной речи» (Санкт-Петербург, 2003), Яковлева Е. В. «Лексикология испанского языка. Теория и практика» (Санкт-Петербург, 2007), Ситникова И. О., Гузь М. Н. «Деловой немецкий язык» (Москва, 2017), Воронина Л. А. «Специфика методики обучения корейскому языку как иностранному на начальном этапе в вузе» (Санкт-Петербург,2016) и др.
Не только для специалистов окажутся интересными издания, посвященные сопоставлению различных культур, ведь всегда полезно сменить точку зрения, посмотреть на мир и на себя глазами иностранца: «Многоязычие и национальные культуры России в зеркале английского, французского, немецкого, русского и других языков» (Санкт-Петербург, 2018), Кабакчи В. В. «Англоязычное описание русской культуры» (Москва, 2009).
Библиотека литературы по коррекционной педагогике
«Международный день семьи»
В мае отмечается Международный день семьи, учрежденный в 1993 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Семья – это основа любого общества. В семье начинается формирование личности человека. Именно поэтому огромное значение придается различным аспектам семейных отношений.
Однако все эти вопросы приобретают особую остроту в том случае, если в семье появляется ребенок с отклонениями в развитии.
Вопросам психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений, а также развития современных технологий воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья посвящаются исследования большого числа современных специалистов различных областей научного знания. Проблема оказания помощи семье, воспитывающей больного ребенка, находит отражение в различных материалах, в том числе и профессиональной периодической печати (журналы «Коррекционная педагогика», «Дефектология», «Специальное образование»).
Материалы, представленные на выставке, приуроченной к Международному дню семьи, дают представление о разнообразных методиках и подходах, используемых в работе специалистами. Значительное внимание уделяется преодолению стрессовых переживаний родителей: Ткачёва В. В. «Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья» (Москва, 2018), «Технологии психологической помощи семье» (Под общей редакцией И. А. Хоменко. – Санкт-Петербург, 2007), Миланич Ю. М. «Основные направления психокоррекционной работы с семьями детей с нарушениями развития» (Санкт-Петербург, 2013) и др.
Но главное в этой ситуации – оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, содействие организации их воспитания в семье. Книги, освещающие эти непростые вопросы, можно найти на выставке: Круглова Ю. А. «Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания учащихся с недоразвитием интеллекта» (Санкт-Петербург, 2008), Малкина-Пых И. Г. «Семейная терапия: справочник практического психолога» (Москва, 2008), Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» (Москва, 2004) и др.
На выставке есть и труды сотрудников кафедры олигофренопедагогики, профессоров Юрия Тимофеевича Матасова, Людмилы Сергеевны Медниковой, доцента Надежды Александровны Шумской: Вольская О. В., Матасов Ю. Т., Медникова Л. С., Шумская Н. А. «Психологическое сопровождение развития и образования детей с ОВЗ» (Санкт-Петербург, 2018).
Библиотека музыкальной и нотной литературы
«Пушкин в музыке»
В институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена открылась выставка, посвященная грядущему юбилею поэта. Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Множество композиторов (включая современников поэта) неоднократно обращались к его творчеству. Около пятисот сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений. Оперы, балеты, хоры, оратории, кантаты, симфонические и камерно-инструментальные произведения, романсы, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телевизионным и радиопередачам составляют наследие музыкальной пушкинианы. Между поэзией Пушкина и музыкой существует неразрывная и вечно живая связь.
На выставке представлены нотные издания на стихи Пушкина, а также книги, посвященные использованию творчества поэта композиторами.
Произведения Пушкина, переложенные на музыку, это оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (Москва, 1972), «Мазепа» (б. и., 1940), Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» (Москва, 1930), «Моцарт и Сальери» (Санкт-Петербург, 2007), М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (Санкт-Петербург, б. г.). На экспозиции также можно увидеть нотные издания: Глиер Р. М. «Медный всадник» (Москва, 1984), Панарин В. Ф. «Романсы и песни русских композиторов на слова А. С. Пушкина» (Москва, 1984), Веселова А. С. «А. С. Пушкин в русской музыке» (Санкт-Петербург, 2003), Шантырь Г. М. «Пушкинские строки» (Москва, 1973) и др. Здесь же представлен справочник Н. Г. Винокур «Пушкин в музыке» (Москва, 1974), который охватывает период протяженностью более 150 лет: с 1815 – 1816 годов, когда были созданы первые музыкальные произведения на пушкинский текст до последней четверти XX века.
Библиотека литературы института народов Севера
«Язык малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»
Выставка в библиотеке института народов Севера, посвященная языку малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, оказалась так востребована, что по просьбам читателей продлена на месяц. И это неудивительно, ведь 2019 год объявлен ООН Международным годом языков коренных народов, интерес к многообразию языков России только растет.
Каждый язык содержит уникальную кодифицированную информацию об окружающем мире. С каждым исчезающим языком теряется уникальное представление о мире. Но сохранить многоязычное общество непросто. Говорящих на языке своей национальности в северных регионах не так много. Поддерживать язык или даже оживлять его невозможно, мотивация для поддержания языка должна исходить от самого языкового сообщества.
На выставке представлены учебные пособия, научные исследования, посвященные языкам нивхов, хантов, манси, ненцев, кетов, юкагиров, эвенов, эскимосов, коряков. Часть из них написана преподавателями РГПУ им. А.И. Герцена, например: Бармич М. Я. «Ненецкий язык. Углубленный курс» (Санкт-Петербург, 2014), Артемьев Н. М. «Долганский язык» (Санкт-Петербург, 2013), Таксами Ч. М. «Букварь для начальных классов нивхских школ» (Ленинград, 1991) и др.
На выставке также представлены труды авторов – выпускников Герценовского университета (ЛГПИ им. А. И. Герцена): Сенгепов А. М., Нёмысова Е. А. «Хантыйский язык (казымский диалект)» (Санкт-Петербург, 1994), Меновщиков Г. А. «Эскимосский язык» (Ленинград, 1960), Булатова Н. Я. «Язык сахалинских эвенков» (Санкт-Петербург, 1999) и др.
Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
«Чрезвычайные ситуации природного характера»
В библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности открылась выставка, посвященная чрезвычайным ситуациям природного характера.
Актуальность этой темы, к сожалению, не уменьшается со временем. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек и затапливаются значительные территории. Сходят селевые потоки, разрушая населенные пункты, жилые дома и промышленные здания, железнодорожные пути, шоссейные дороги и гидротехнические сооружения. Многие горные районы подвержены оползням и обвалам. Разрушения также приносят снегопады и сходы лавин. Над большими пространствами проносятся ураганы, ливни, смерчи, снежные и пылевые бури. Одним из наиболее опасных и мощных стихийных бедствий являются землетрясения. Внезапность, огромная разрушительная сила колебаний земной поверхности приводят к уничтожению материальных ценностей, к человеческим жертвам. Ежегодно в стране в огне пожаров сгорают тысячи гектаров леса, особенно в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Может ли человек как-то противостоять природной стихии?
Конечно, полностью исключить вред, причиняемый мощной природной силой, вряд ли получится, но вот минимизировать его, а главное – постараться избежать человеческих жертв, можно, если следовать рекомендациям, разработанным службами ЧС и ГО. На выставке представлены учебники, учебные пособия, исследования, освещающие тему ЧС природного характера. Это такие учебные пособия, как: Михайлов Л. А., Соломин В. П. «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них» (Санкт-Петербург, 2009), Акимов В. А., Воробьев Ю. Л., Фалеев М. И. и др. «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (Москва, 2007), Бобок С. А., Юртушкин В. И. «Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий» (Москва, 2009), Баринов А. В. «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита от них» (Москва, 2003) и др.
Библиотека педагогической литературы института детства
«Друзья мои – книги»
В апреле отмечается Международный день детской книги. Этому событию посвящена новая выставка в библиотеке педагогической литературы института детства.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, поступков, характеров. Книга, прочитанная в детстве, часто оставляет более глубокий след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга. В книгах, представленных на выставке, рассказывается о том, как важно начинать формирование читательского интереса еще в дошкольном возрасте. Книги дают советы – что и, главное, как читать детям, чтобы разбудить в них читателей.
Восприятие книги детьми разных возрастных групп описывается в учебных пособиях Гурович Л. М. «Ребенок и книга» (Санкт-Петербург, 1996), Джежелей О. В., Светловская Н. Н. «Учимся любить книгу» (Москва, 1982).
Интересен также взгляд на проблему «дети и книга» тех, кто долгие годы писал для детей: Баруздин С. А. «Заметки о детской литературе» (Москва, 1975), Маршак С. Я. «Воспитание словом» (Москва, 1964), Смирнова В. В. «О детях и для детей» (Москва, 1963).
И, конечно, особо следует выделить книгу Почетного профессора РГПУ им. А. И. Герцена Евгении Оскаровны Путиловой «Золотых ступенек ряд» (Санкт-Петербург, 2015), которую автор сама представляла перед студентами Герценовского университета в 2016 году. «Золотых ступенек ряд» – это рассказ о русской детской литературе: ее истоках, направлениях развития, целях и способах их достижения. Ее историю Евгения Оскаровна показывает через размышления о детстве и детской книге самых разных людей – от Владимира Мономаха с его «Поучением», заложившим «основы нравственного направления в детской литературе», до А. Гайдара, М. Зощенко и Л. Пантелеева, создававших новый – советский – «детлит». Чрезвычайно интересен раздел «Возвращённые имена», посвященный долгое время не издававшимся писателям и поэтам. А в разделе «Забытые авторы детских стихов» Евгения Оскаровна рассказала о поэтах, чьи стихи более века печатались с пометкой «автор неизвестен».
Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.