Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки.
Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:
Библиотека литературы по социально-экономическим наукам
«Новые поступления литературы»
«Учить всех, учить каждого»
Первая выставка знакомит читателей с новинками библиотеки – это учебники, сборники статей, художественная литература. Часть книг выпущена в 2019 году. Среди них – труды преподавателей Герценовского университета: «Актуальные проблемы русской истории. Герценовские чтения 2018 г.» (Санкт-Петербург, 2019), Балакирева Э. В., Бражник Е. И. «Технология формирования толерантности» (Санкт-Петербург, 2019), «Экспертная деятельность в сфере социальных наук» (Санкт-Петербург, 2019).
Презентации двух изданий прошли в прошедшем учебном году в фундаментальной библиотеке в рамках культурно-просветительского проекта «Герценовские литературные встречи». Геннадий Алексеевич Бордовский представлял книгу «Герценовский энциклопедист: жизнь и научные школы профессора В. А. Извозчикова», написанную им в соавторстве с Зоей Владимировной Карамышевой. А коллектив авторов-герценовцев во главе с Юлией Зораховной Кантор представлял «Энциклопедию романа “Два капитана”». Теперь эти книги можно найти в библиотеке литературы по социально-экономическим наукам.
Вторая выставка «Учить всех, учить каждого» приурочена к Дню учителя, отмечаемому в России 5 октября. В этот же день более чем в ста странах мира по инициативе ЮНЕСКО отмечается Всемирный день учителей. В книгах, представленных на выставке, рассматривается труд учителя во всем его многообразии: в учебной, воспитательной, научной, творческой деятельности, показаны процесс и результат практического решения задач в различных сферах работы педагога: Гончарова Т. И., Гончаров И. Ф. «Когда учитель – властитель дум» (М., 1991), Демакова И. Д. «Воспитательная деятельность педагога в современных условиях» (СПб, 2007), Загвязинский В. И. «Исследовательская деятельность педагога» (М., 2006), Колесникова И. А. «Коммуникативная деятельность педагога» (М., 2007); Митина Л. М. «Профессиональная деятельность и здоровье педагога» (М., 2005) и др.
Не забыто и педагогическое наследие самых знаменитых педагогов прошлого. Книги о Песталоцци и Ушинском, Корчаке и Макаренко, Толстом и Монтессори, Ломоносове и Сухомлинском заняли достойное место на этой экспозиции.
Библиотека литературы по филологическим наукам
«Музыканты забренчали, люди в зале замолчали: знаменитые произведения русской и зарубежной драматургии»
«Новые поступления»
Выставка посвящена Году Театра в России и приурочена к дате первого исполнения комедии Фонвизина «Недоросль» в октябре 1782 года в деревянном театре купца Карла Книппера. Тематически выставка охватывает мировое театральное наследие от греческих трагедий до знаменитых пьес XX в.
На выставке представлены как тексты драматических произведений, так и научная литература. Так, здесь можно найти книги об историю постановки знаменитых пьес, например, Чепуров А. А. «Александринская «Чайка» (Санкт-Петербург, 2002), рассказывающая подробно о постановке чеховской «Чайки», реакции зрителей и критиков и ее дальнейшей судьбе на театральной сцене. Есть книги о творчестве знаменитых театральных деятелей, например: «Театр Жоржа Питоева» (Москва, 2005), Уварова И. П. «Смеется в каждой кукле чародей» (Москва, 2001) о деятельности Мейерхольда. Некоторые исследования раскрывают театральную историю страны в целом: Ю. М. Алиханова «Театр и литература Древней Индии» (Москва, 2008), Ярхо В. Н. «Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии» (Москва, 1978), Аникст А. А. «Театр эпохи Шекспира» (Москва, 1965).
Выставка знакомит читателя с русскими пьесами, начиная с самых ранних, которые можно найти в сборнике «Ранняя русская драматургия. XVII – первая половина XVIII в. Первые пьесы русского театра» (Москва, 1972), и плавно движется по векам, открывая великие пьесы Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского, Мережковского, Горького, а затем и пьесы более поздних, уже советских, авторов XX в. – Володина, Розова, Вампилова и Шварца, чьи пьесы остаются актуальными до сих пор.
Ничуть не хуже представлена зарубежная драматургия. На выставке есть произведения греческих и римских авторов, заложивших начало европейского театра – Еврипида, Эсхила, Аристофана, Сенеки. Широко представлены авторы эпохи Возрождения, в том числе испанские и итальянские авторы Лодовико Ариосто, Бернардо Довици, Джордано Бруно, Никколо Макиавелли, Лопе де Вега. Невозможно было обойти вниманием Мольера – создателя классической комедии в современном понимании, а также Вольтера, Бомарше, Расина, Клейста и других не менее замечательных авторов. За изящными пьесами Уайльда и Шоу, следуют драматурги-символисты М. Метерлинк, Г. Ибсен, А. Стриндберг и драматурги-абсурдисты С. Беккет, Э. Ионеско.
Вторая выставка знакомит читателя с литературой по лингвистике и литературоведению, недавно поступившей в библиотеку. Здесь немало изданий этого года: Балахонская М. В. Сергеева Е. В. «Лингвистика речевого воздействия и манипулирования» (Москва, 2019), Войлова К. А. «История русского литературного языка» (Москва, 2019), Глушаков Е. Б. «Великие судьбы русской поэзии середина – конец XX в.» (Москва, 2019), «История зарубежной литературы XIX в.» (Под редакцией Е. М. Апенко. – Москва, 2019) и др.
Кроме новейших учебников и монографий есть и совсем свежие переиздания классических трудов: Буслаев Ф. И. «Историческая грамматика русского языка» (Москва, 2019), Голуб И. Б. «Русский язык и практическая стилистика» (Москва, 2019), Лекант П. А. «Современный русский язык» (Москва, 2019), Тронский И. М. «История античной литературы» (Москва, 2019), Кун Н. А. «Легенды и мифы Древней Греции» (Москва, 2019) и др.
Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
«Обитатели бездны»
Интереснейшая выставка о фауне морей и океанов открылась в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам. Они будут полезны при написании курсовых работ студентов факультета биологии, но, безусловно, книгами заинтересуются не только они.
Здесь можно увидеть издания о самых разнообразных подводных обитателях: о китах, акулах, дельфинах, о самых экзотических рыбах и кораллах. Это такие книги, как Клив Э. «Акулы» (Минск, 1995), Дозье Т. «Киты и другие морские млекопитающие» (Москва, 1980), Стенько Ю. М. Михельсон Д. А., Родников А. В. «Опасные морские животные» (Москва, 1989), Ивановский А. Б. «Кораллы: прошлое, настоящее и будущее» (Москва, 1989) и др.
Библиотека литературы по географическим наукам
«Жизнь океанов»
Выставка в библиотеке факультета географии также посвящена водным просторам Земли. О происхождении и жизни морей и океанов расскажут страницы учебников, научных монографий и популярной литературы.
Современному изучению океанских просторов посвящены книги: Андросов А. А., Вольцингер Н. Е. «Проливы Мирового океана. Общий подход к моделированию» (Санкт-Петербург, 2005), Лымарев В. И. «Океаническое биоресурсоведение: географический аспект» (Архангельск, 2002), Щуров В. А. «Векторная акустика океана» (Владивосток, 2003) и др.
Не обойтись на такой выставке и без книг знаменитого исследователя морей Жака-Ива Кусто: Кусто Ж.-И., Паккале И. «Сюрпризы моря» (Ленинград, 1982), Кусто Ж.-И., Диоле Ф. «Затонувшие сокровища» (Москва, 1975).
Выставка будет полезна всем студентам географического факультета, а также понравится всем читателям, очарованным морем.
Библиотека литературы по коррекционной педагогике
«День учителя»
Дню учителя посвящена октябрьская выставка в библиотеке литературы по коррекционной педагогике. Профессия учителя по праву считается необычайно важной и ответственной, а работа учителя – дефектолога, сурдопедагога, логопеда, тифлопедагога имеет особое значение, так как необходимо уметь найти подход к каждому ребенку вне зависимости от его особенностей развития.
Современное школьное образование все больше ориентировано на инклюзивное образование. Понятно, что учителю предстоит столкнуться со все большими трудностями в процессе обучения детей с особенностями развития. Книги теоретического и практического характера помогут справиться с наиболее часто встречающимися сложностями: Дробинская А. О. «Школьные трудности “нестандартных” детей» (Москва, 2001), Акимова М. К., Козлова В. Т. «Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция» (Москва, 2002), «Как учить и развивать детей с нарушениями развития» (Составитель К. Грюневальд. – Санкт-Петербург, 2000), Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. «Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников» (Москва, 2019), Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения» (Москва, 2007) и др.
Многие издания – труды преподавателей института дефектологического образования и реабилитации: «Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью» (Санкт-Петербург, 2000). Книга вышла под редакцией Юрия Тимофеевича Матасова, доктора психологических наук, профессора кафедры олигофренопедагогики, Людмилы Борисовны Баряевой – доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии, Алиции Петровны Зарин – кандидата педагогических наук, профессора кафедры олигофренопедагогики.
Книга Светланы Владимировны Кудриной, кандидата педагогических наук, доцента кафедры олигофренопедагогики, носит практический характер и будет полезна учителям специальных школ: «Организация учебных и внеклассных занятий в коррекционной школе» (Санкт-Петербург, 2008).
Книга «Школа для всех: образование слепых и слабовидящих» (Санкт-Петербург, 2015) под редакцией Галины Владимировны Никулиной, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой тифлопедагогики, будет полезна всем тифлопедагогам.
А сурдопедагогам, несомненно, пригодится книга «Дети с нарушением слуха» (Москва, 2019) Н. Д. Шматко, О. А. Красильниковой. Ольга Александровна Красильникова – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой сурдопедагогики РГПУ имени А. И. Герцена.
Библиотека музыкальной и нотной литературы
«180 лет со дня рождения М. П. Мусоргского»
В институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена открылась выставка, посвященная юбилею Модеста Петровича Мусоргского. Его жизни, композиторской деятельности, творческому наследию посвящены книги, представленные на выставке, например: Попова Т. В. «Мусоргский» (Москва, 1955), Фрид Э. Л. «М. П. Мусоргский. Проблема творчества» (Ленинград, 1981), Левашова Е. В. «О наследии М. П. Мусоргского» (Москва, 1989). Здесь же можно познакомиться с книгой эпистолярного наследия композитора: М. П. Мусоргский «Письма» (Москва, 1981).
Самые крупные творческие достижения композитора – это оперы, собственную разновидность которой он «музыкальной драмой». На выставке есть книги, посвященные оперному наследию в целом и отдельным произведениям: Запорожец-Ишлинская Н. В. «Оперы М. П. Мусоргского» (Москва, 1980), Ширинян Р. К. «Оперная драматургия Мусоргского» (Москва, 1981), Ручьевская Е. А. «”Хованщина” Мусоргского, как художественный феномен» (Санкт-Петербург, 2005), Шумская Н. А. «”Сорочинская ярмарка” М. П. Мусоргского» (Москва, 1970). Здесь же можно найти издания самих произведений М. П. Мусоргского: «Саламбо» (Москва, 1939), «Хованщина» (Ленинград, 1976), «Борис Годунов» (Ленинград, 1974).
В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой. Теме фольклорного начала посвящена монография «Мусоргский и фольклор» (Москва, 1994) Г. Л. Головинского.
Для фортепиано композитором был создан очень необычный и интересный сборник фортепианных пьес «Картинки с выставки». Это произведение и литературу о нем также можно найти на экспозиции: Мусоргский М. П. «Картинки с выставки» (Санкт-Петербург, 2010), Абызова Е. Н. «Картинки с выставки» Мусоргского» (Москва, 1987).
Библиотека литературы института народов Севера
«Этнология»
Выставка в библиотеке института народов Севера посвящена этнологии – науке о народах (этносах), населяющих планету Земля. Ранее в российской традиции употреблялось другое название науки – этнография. Сейчас, как и на Западе, чаще встречается название этнология. В европейской же традиции этнология воспринимается как теоретическая, обобщающая наука, тогда как этнографию считают описательной, прикладной дисциплиной. Как бы там ни было, изучение народов, их самобытности, вклада в культуру – важная и сложная задача.
На выставке представлены как работы общего характера, так и труды, посвященные исследованию отдельных народов и их традиций. К первым можно отнести такие книги, как «Этнология» (Под редакцией Е. В.Миськовой, Н. Л. Мехедова, В. В. Пименова. – Москва, 2005), Садохин А. П. «Этнология» (Москва, 2006), .Шабаев Ю. П. «Этнополитология» (Москва, 2005).
Среди специализированных книг на выставке можно найти такие интересные исследования, как «Этнические традиции питания детей коренных народов Северо-Востока России» А. Н. Фроловой (Магадан, 2008), «Военное дело чукчей (середина XVII – начало XX в.)» А. К. Нефёдкина (Санкт-Петербург, 2003), «Деревня Юккогуба и ее округа» (Ответственный редактор В. П. Орфинский. – Петрозаводск, 2001) и др.
Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
«Чрезвычайные ситуации социального характера»
В библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности открылась выставка, посвященная чрезвычайным ситуациям социального характера.
Причиной возникновения таких ситуаций становятся социальные, религиозные, политические или другие социальные противоречия. Они могут вылиться в столкновения, вооруженные конфликты, беспорядки и повлечь за собой гибель людей, угрозу их здоровью, значительный материальный ущерб.
Отправной точкой таких чрезвычайных ситуаций становятся безработица, инфляция, террористические акты, проявления национализма, кризисы в правительстве, продовольственные проблемы, низкий уровень социально-бытовой обеспеченности, коррупция и т. д. Если общество долго находится под влиянием таких неблагоприятных факторов, то возникает напряжение, постепенно переходящее в социальные, политические, военные конфликты.
В отличие техногенных и природных, чрезвычайные ситуации социального характера исследованы меньше. Более того, не все социологи выделяют их в отдельный класс. Однако такие чрезвычайные ситуации поддаются прогнозу, так как связаны с действиями социума, а значит, в той или иной мере их можно предотвратить.
Именно этому учат книги выставки: Губанов В. М., Михайлов Л. А., Соломин В. П. «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» (Москва, 2007), «Основы противодействия терроризму» (Под редакцией Я. Д. Вишнякова. – Москва, 2006), Анисимов А. И., Матесевич М. С., Шатровой О. В., Сыромятникова Л. И. «Противодействие кризисному влиянию чрезвычайных ситуаций социального характера» (Санкт-Петербург, 2014).
Часть книг рассчитана на специалистов, занимающихся профилактикой наркомании как предпосылки чрезвычайной ситуации социального характера: «Наркомания и социально опасные инфекции» (Под редакцией В. П. Соломина. – Санкт-Петербург, 2011), «Профилактика наркозависимости среди молодежи» (Под редакцией В. П. Соломина. – Санкт-Петербург, 2005).
Другие издания призваны научить каждого правилам личной безопасности в чрезвычайной ситуации: Михайлов Л. М, Т. В. Маликова, О. В. Шатровой. «Правила поведения в толпе» (Санкт-Петербург, 2005), «Личная безопасность в ЧС» (Под редакцией Г. Н. Кириллова. – Москва, 2001), Кузнецов М. И. Латчук В. Н., Мишин Б. И. «Личная безопасность школьника» (Москва, 2001) и др.
Библиотека литературы на иностранных языках
«В помощь учебному процессу»
В библиотеке литературы на иностранных языках, помимо традиционных выставок «Памятные даты сентября» и «Новые поступления», открылась выставка книг, которые необходимы студентам в первом семестре.
Это учебники практической направленности по фонетике иностранных языков: Бибин О. А. «Введение в практическую фонетику немецкого языка» (Санкт-Петербург, 2001), Михальчук В. А. «Практическая фонетика английского языка» (Санкт-Петербург, 2003), Бубнова Г. И. «Практическая фонетика французского языка с элементами грамматики» (Москва, 2017), Макарова Т. Н. «Фонетика испанского языка. Вводный курс» (Санкт-Петербург, 2013), Хань Дансин «Практическая фонетика современного китайского языка» (Санкт-Петербург, 2016) и др.
Не забыта и теория языкознания: Маслов Ю. С. «Введение в языкознание» (Москва, 2006), Куликова И. С., Салмина Д. В. «Введение в языкознание» (Москва, 2017). Авторы последнего учебника – кандидаты филологических наук, доценты кафедры русского языка, Ирина Степановна Куликова и Диана Валентиновна Салмина – преподаватели РГПУ им. А. И. Герцена.
Библиотека педагогической литературы института детства
«В помощь учебному процессу: Социальная педагогика»
В библиотеке педагогической литературы института детства открыта выставка для тех, кто начинает изучать специальность «Социальная педагогика». Важность работы этих специалистов трудно переоценить, ведь они сталкиваются с самыми сложными проблемами. Социальная помощь требуется семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям беженцев, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Детям необходимо создать благоприятные условия для нормального развития и жизни.
В книгах, представленных на выставке рассказывается о сущности социальной педагогики и работы социального педагога: Н. Ф. Басов, Басова В. М., Кравченко А. Н. «Социальный педагог: Введение в профессию» (Москва, 2006), В. Г. Бочарова «Педагогика социальной работы» (Москва, 1994), «Содержание и методика социальной работы» (Москва, 2005) и др.
Во многих пособиях особое внимание уделяется практическому аспекту: Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. «Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов» (Москва, 2003), Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. «Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики» (Москва, 2009), «Методика и технологии работы социального педагога» (Под редакцией М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – Москва, 2004).
Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.