Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

С 28 декабря по 8 января - выходные и праздничные дни
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

13.01.2020
Вернуться назад - Книжные выставки в Отраслевых библиотеках университета

Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.

Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:

Библиотека литературы по социально-экономическим наукам

«Блокада в судьбах и памяти ленинградцев»
«Новые поступления литературы»

Новая выставка в библиотеке литературы по социально-экономическим наукам открывает серию выставок, посвященных Году памяти и славы, которые пройдут в отраслевых библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена в 2020 году. Первая из них посвящена важной январской дате – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В книгах, представленных на выставке, блокада отражена по-разному: в исторической литературе, в официальных изданиях, на страницах ленинградской печати послевоенных десятилетий, в архитектурных памятниках и, наконец, в памяти простых ленинградцев – их дневниках и мемуарах.

Здесь можно узнать подробности пережитого – это бесценный материал для исследователей блокады и для поколений, которые знают о блокаде только понаслышке. В центре внимания дневников находятся не столько реальные события, сколько отражение этих событий в сознании современников. Каждым фактом, каждой цифрой, приводимыми на страницах представленных книг объясняется феномен сопротивления, стойкости, выживания жителей и защитников города. Эти бесценные свидетельства особенно активно публикуются в последние годы, поэтому на выставке можно увидеть издания последнего десятилетия: «Ленинградцы. Блокадные дневники» (Санкт-Петербург, 2014), «Великая Отечественная война в памяти поколений» (Санкт-Петербург, 2015), «…твои письма – документ незабываемого времени…» (Санкт-Петербург, 2013), «Живая память: 70 лет Победы в Великой Отечественной войне» (Санкт-Петербург, 2015), Вассоевич Т. «Военный дневник и блокадные письма 22 июня 1941 – 1 июня 1945» (Санкт-Петербург, 2019) и другие.
На экспозиции можно увидеть книги о подвиге героев-герценовцев: «Рубеж стойкости: Герценовская хроника блокадных дней» (Санкт-Петербург, 2014), Фруменкова Т. Г. «Мы вышли из блокадных дней» (Санкт-Петербург,2005).

Вторая выставка представляет новые поступления литературы по истории, философии, праву, менеджменту, психологии, этнологии, а также туризму и изобразительному искусству.
Стоит выделить переиздания классических трудов, без которых немыслимо движение научной мысли вперед, чей потенциал далеко не исчерпан: Фрейд З. «”Я” и “Оно”» (Санкт-Петербург, 2018), Спенсер Г. «Воспитание умственное, нравственное и физическое» (Москва, 2019), Юнг К., Фуко М. «Матрица безумия» (Москва, 2018), Сперанский М. М. «Проекты и записки» (Москва, 2018) и другие.
А некоторые книги вновь и вновь пытаются разрешить старые вопросы и проблемы: Анисимов Е. В. «Петр Первый: благо или зло для России?» (Москва, 2017), Сахаров К. В. «Белая Сибирь: (Внутренняя война 1918 – 1920 гг.)» (Москва, 2017), Островский О. Б. «Александр I и русская художественная культура» (Москва; Берлин, 2019) и другие.
И, как обычно, часть книг – это литература, выпущенная в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена, в первую очередь – это научные исследования преподавателей Герценовского университета: Кораблина Е. П., Пашкин С. Б. «Профессиональная этика и служебный этикет» (Санкт-Петербург, 2019), «Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы» (Санкт-Петербург, 2019), Жаданова Л. А. «Цветоведение» (Санкт-Петербург, 2019) и другие.


Библиотека литературы по филологическим наукам

«Казалось — солнце не взойдет. Навеки ночь в застывших звездах: Блокада Ленинграда на страницах художественной литературы»

Январская выставка в библиотеке филологического факультета также посвящена отражению блокады Ленинграда на страницах художественных произведений. Одно из самых страшных событий в истории города началось с взятия Шлиссельбурга немецкими солдатами группы армии «Север» и положило начало мучительным испытаниям длиною в восемьсот семьдесят два дня. Несмотря на колоссальные потери среди гражданского населения, разрушенные памятники архитектуры, город выстоял. Это подвиг, который будут чтить и помнить вечно.
На экспозиции представлены книги, авторы которых пережили блокаду Ленинграда. Своими произведениями и своими голосами они поддерживали общий моральный дух.

Участником обороны Ленинграда был Николай Чуковский, автор книги «Балтийское небо» (Москва, 1989). Военным корреспондентом газеты «Знамя» был Вадим Шефнер – автор пронзительной лирической повести «Сестра печали» (Москва, 1973.). Монументальное сочинение «Блокада» Александра Чаковского (Москва, 1978) – это взгляд на жизнь осажденного Ленинграда военного корреспондента газеты Волховского фронта. Поэзия представлена стихотворным сборником «голоса блокадного Ленинграда» – Ольги Берггольц «Прошлого – нет!» (Санкт-Петербург, 2003). Поэтическую хронику блокады Ленинграда «Неколебимо, как Россия» (Санкт-Петербург, 2003) составил Даниил Альшиц (псевдоним – Д. Аль), в годы войны сражавшийся на Ленинградском фронте.
Ряд произведений художественно-публицистического характера на материалах дневников, свидетельств очевидцев восстанавливают ход событий в осажденном городе. «Жизнь на войне и без войны» (Санкт-Петербург, 2005) Аркадия Белого дополнена фотографиями из блокадной хроники. Сборник «Белые ночи» (Ленинград, 1985) помимо очерков, зарисовок и воспоминаний, включает фронтовые письма. «Военный дневник Тани Вассоевич» (Санкт-Петербург, 2019) – бесценный исторический источник, память о погибших любимых людях и о трагедии, среди которой люди продолжали жить.
Особое место на выставке занимает «Блокадная книга» (Москва, 1982) – документальная хроника, записанная и составленная Алесем Адамовичем и Даниилом Граниным на основе двухсот рассказов блокадников.


Библиотека литературы по естественно-математическим наукам

«Яков Исидорович Перельман»

Выставка в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам также посвящена блокадной истории. Замечательный ученый и педагог, математик, физик, популяризатор точных наук Яков Исидорович Перельман умер от голода в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Блокада не пощадила и семью ученого. Его жена – А. Д. Каминская – врач военного госпиталя – тоже скончалась в блокаду от общего истощения, а их единственный сын погиб на фронте в 1941 году.
Лучшей памятью о Якове Исидоровиче Перельмане стали его книги. Он умел о науке говорить нескучно, и называл свои книги «занимательными». И этот разговор о науке интересен все новым поколениям читателей. На выставке представлены его книги в изданиях разных лет: «Занимательная математика» (репринт 1927 г. – Москва, 1993), «Занимательная арифметика» (Москва, 1994), «Занимательная алгебра» (Москва, 1970, 1994), «Занимательная геометрия» (Москва, 1994), «Занимательная физика» (Москва, 1991, 1994) «Занимательная астрономия» (Москва, 1994), «Занимательные задачи и опыты» (Минск, 1994) и другие. Дополняют экспозицию биографическая книга «Доктор занимательных наук» Г. И. Мишкевича (Москва, 1986) и журнальные публикации об ученом.


Библиотека литературы по географическим наукам

«Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны»

Экспозиция в библиотеке литературы по географическим наукам представляет книги, связанные с территорией вокруг блокадного Ленинграда. Фашисты не сумели захватить Ленинград, но часть Ленинградской области оказалась под пятой оккупантов. В тылу врага создавались и боролись с врагом партизанские отряды. А на территории северо-восточных районов области, не захваченных врагом, все силы трудящихся были направлены на помощь фронту, на спасение Ленинграда.
О боях-пожарищах, о мужестве и героизме жителей Ленинградской области рассказывают книги: Громов В. И., Файнштейн Л. А. «Памятные места Ленинградской области» (Ленинград, 1959), Кринов Ю. С. «Лужский рубеж» (Ленинград, 1983), Моня В. С. «Ропша» (Санкт-Петербург, 2007), Поздняков О. А. «Колпино» (Ленинград, 1962), Рузов Л. В., Яблочкин Ю. Н. «Гатчина» (Ленинград, 1959), Дичаров З. Л. «Волхов» (Ленинград, 1961), Моня В. С. «80 лет Ломоносовскому району» (Санкт-Петербург, 2007).

Одна из самых пронзительных книг выставки – «Дворец в Павловске» (Ленинград, 1978). Ее автор – Анна Ивановна Зеленова – директор и добрый дух Павловского дворца. Анна Ивановна работала в музее с 1936 года, а в августе 1941 года была назначена его директором и отвечала за эвакуацию музейных ценностей. Ей пришлось не только отправлять машины в Ленинград, но и прятать бесценные сокровища в земле. Чудом, всего за день до прихода гитлеровцев, Анна Ивановна покинула Павловск. Она решилась на это только после того, как отправилась в путь последняя машина с музейными ценностями. Во время блокады Анна Ивановна Зеленова отвечала уже за Музейное отделение Управления дворцов и парков Ленинграда. Она не только хранила ценности, но и организовывала выставки для жителей и защитников города.
После освобождения Павловска Анна Зеленова буквально из руин поднимала любимый дворец: именно она разрабатывала методы, по которым восстанавливали потом все пригородные дворцы Ленинграда. Не раз Анна Ивановна, помнящая практически все предметы из Павловского дворца, посещала послевоенные зарубежные арт-аукционы, чтобы отыскать вывезенные из Павловска сокровища. И память никогда не подводила Анну Зеленову: неоднократно устроителям аукционов приходилось снимать лоты с продажи, и возвращать ценности в Павловский дворец! Благодарные жители Павловска назвали именем Анны Зеленовой одну из улиц города.


Библиотека литературы на иностранных языках

«Наш город – фронт. Идет война…»
«Памятные даты января»

Первая выставка в библиотеке литературы на иностранных языках посвящена блокаде Ленинграда. Январь 1941 года стал самым страшным временем для города, январь 1944 – самым счастливым!
Жизнь блокадного города не раз была описана в книгах. Для западного читателя откровением стала книга Г. Э. Солсбери «900 дней», появившаяся в 1969 году. Эту книгу можно увидеть на выставке. Здесь же представлены и некоторые другие издания: Kislizin N. G, Zubakov V. E. «Leningrad ergibt sich nicht» (Москва, 1984), Bekier E., Moll J. «Leningrad» (Berlin, 1957), «Leningrad» (Ленинград, 1980), Svetlov M. A. «Selected Poems» (Москва, 1983).


Вторая выставка посвящена памятным датам января: юбилеям писателей Александра Сергеевича Грибоедова (225 лет со дня рождения), Антона Павловича Чехова (160 лет со дня рождения), Айзека Азимова (100 лет со дня рождения) и других.
В библиотеке сменились и традиционные выставки: «Труды наших преподавателей» и «В помощь учебному процессу».

Библиотека литературы по коррекционной педагогике

«К 130-летию со дня рождения Б. И. Коваленко (16 (29) января 1890 – 10 сентября 1969)»

В библиотеке литературы по коррекционной педагогике год также начался с выставки, посвященной Году памяти и славы. Здесь можно познакомиться с материалами о профессоре Борисе Игнатьевиче Коваленко, в январе 2020 года исполняется 130 лет со дня его рождения.
Б. И. Коваленко – один из основоположников отечественной тифлопедагогики, член-корреспондент АПН РСФСР, доктор педагогических наук. Его педагогическая деятельность началась еще до революции: с 1913 года Б. И. Коваленко работал воспитателем в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. К сожалению, Борис Игнатьевич довольно рано потерял зрение, однако педагогическую деятельность не оставил: в 1924 году он начал трудиться в Смоленской областной школе для слепых, а с 1929 – в ЛГПИ им. А. И. Герцена, где он стал организатором и руководителем и специализированной кафедры тифлопедагогики (по 1959 год).
В 1934 — 1957 годах Борис Игнатьевич также являлся деканом дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена. Б. И. Коваленко открыл доступ к обучению на дефектологическом факультете слепых и организовал условия их обучения. Его деятельность в ЛГПИ им. А. И. Герцена продолжалась до 1964 года. В 1938 году Б. И. Коваленко была присвоена ученая степень доктора педагогических наук по совокупности научных достижений.

В начале блокады Ленинграда Борис Игнатьевич в числе первых был эвакуирован из города с особой миссией: организовать работу по реабилитации поздноослепших. Борис Игнатьевич был назначен консультантом военно-врачебной комиссии Уральского военного округа по делам помощи ослепшим военным. Он организовал всестороннюю психолого-педагогическую помощь людям, потерявшим на войне зрение. Много сделал для их трудоустройства и социальной адаптации. Б. И. Коваленко был награжден орденами «Знак почета» (1945 г.) и Трудового Красного Знамени (1948 г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (1945 г.), значком «Отличник народного просвещения» (1948 г.).
Б. И. Коваленко утверждал, что цели и задачи образования слепых такие же, как и зрячих. Но для успеха работы требуется определенное изменение методики проведения занятий, соответствующее оборудование учебного процесса, а главное, учет состояния остаточного зрения и требований коррекции и компенсации дефектов развития. Он считал обязательным создание специальных школ для слабовидящих детей. По инициативе Б. И. Коваленко в Смоленске был осуществлен эксперимент по организации совместного обучения и воспитания слепых и зрячих, начиная с детского сада и затем с 5 класса школы.
Автор более 40 научных работ по тифлопедагогике и методике работе со слепыми детьми, по реабилитации поздноослепших.
На выставке, посвященной Б. И. Коваленко, представлены его труды в области тифлопедагогики. Это классические учебники, написанные Борисом Игнатьевичем в соавторстве с коллегами и учениками: «Тифлопедагогика: основы тифлопедагогики и тифлодидактики» (Москва, 1962), «Тифлопедагогика: методы учебной работы на уроке в школах для слепых и слабовидящих детей» (Москва, 1975), «Тифлопедагогика: формы учебной работы в школах для слепых и слабовидящих детей» (Москва, 1975), «Тифлопедагогика: Методы и формы организации учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей за рубежом» (Москва, 1975), а также книга «Вопросы тифлопедагогики» (Под редакцией Б. И. Коваленко. – Москва, 1955) и «Хрестоматия по истории тифлопедагогики» (Составитель В. А. Феоктистова. – Москва, 1987).


Библиотека музыкальной и нотной литературы

«Сказочные сюжеты в операх и балетах»

Выставка в библиотеке музыкальной и нотной литературы продолжает сказочную атмосферу января, заданную новогодними праздниками! Она рассказывает о сказочных сюжетах в музыке. Соотношение музыки и слова – вопрос давний и всегда актуальный. Музыка и слово – всего лишь два из того множества элементов, которые составляли когда-то основу синкретического искусства.
Сказка – один из самых притягательных жанров для русских и зарубежных композиторов. Многие оперные и балетные шедевры написаны на сказочные сюжеты. Но сказка, как подметил Пушкин, — «ложь, да в ней намек». Далеко не все оперы-сказки имели сказочно счастливую судьбу.
«По-видимому, слушатели ничего не поняли, и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Произведение было сыграно не все, за поздним временем. Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского ... и я решил оставить дирекцию в покое и никогда более ее не тревожить предложением своих опер». Трудно поверить, но это слова Н. А. Римского-Корсакова о «провале» оперы «Садко»! Постановку его предыдущей оперы «Ночь перед Рождеством» в дирекции императорских театров также сочли неудачной. А сейчас эти оперы с успехом ставят на оперных сценах всего мира!

Издания этих и других опер Н. А. Римского-Корсакова можно найти на выставке: «Ночь перед Рождеством» (Москва, 1981), «Садко» (Лейпциг, б/г), «Снегурочка» (Санкт-Петербург, 2007), «Майская ночь» (Москва, 1937), «Сказка о Царе Салтане» (Москва, 1932).
Разумеется, есть на выставке и оперы других выдающихся композиторов. С оперой М. И. Глинки сказка пришла на русскую музыкальную сцену. На выставке есть издание его «Руслана и Людмилы» (Москва, 1938). А сказочные балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» давно стали визитной карточкой русского балета. На выставке есть издания этих произведений, увидевшие свет в Санкт-Петербурге в 2007 году.
Сочинения зарубежных авторов не менее пленительны: Моцарт В. А. «Волшебная флейта» (Москва, 1971), Пуччини Дж. «Мадам Баттерфляй» (Москва, 1978), Верди Дж. «Бал-маскарад» (Москва, 1976).

Библиотека литературы института народов Севера

«Этнология»

Выставка в библиотеке института народов Севера посвящена этнологии – науке о народах (этносах), населяющих планету Земля. Ранее в российской традиции употреблялось другое название науки – этнография. Сейчас, как и на Западе, чаще встречается название этнология. В европейской же традиции этнология воспринимается как теоретическая, обобщающая наука, тогда как этнографию считают описательной, прикладной дисциплиной. Как бы там ни было, изучение народов, их самобытности, вклада в культуру – важная и сложная задача.
На выставке представлены как работы общего характера, так и труды, посвященные исследованию отдельных народов и их традиций. К первым можно отнести такие книги, как «Этнология» (Под редакцией Е. В.Миськовой, Н. Л. Мехедова, В. В. Пименова. – Москва, 2005), Садохин А. П. «Этнология» (Москва, 2006), .Шабаев Ю. П. «Этнополитология» (Москва, 2005).

Среди специализированных книг на выставке можно найти такие интересные исследования, как «Этнические традиции питания детей коренных народов Северо-Востока России» А. Н. Фроловой (Магадан, 2008), «Военное дело чукчей (середина XVII – начало XX в.)» А. К. Нефёдкина (Санкт-Петербург, 2003), «Деревня Юккогуба и ее округа» (Ответственный редактор В. П. Орфинский. – Петрозаводск, 2001) и др.


Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности

«Природные пожары»

Как говорится, готовь сани летом, а телегу зимой! В разгар теплой петербургской зимы мы говорим о лесных пожарах. Знали ли вы, что в 80 % случаев пожары являются следствием нарушения человеком требований пожарной безопасности? Так что безопасность окружающей среды во многом зависит от нас с вами, от нашего поведения в лесу. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожаются фауна и лесные массивы, сооружения, загрязняется атмосфера, нарушается тепловой баланс, а в отдельных случаях уничтожаются населенные пункты. Лесные пожары представляют серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных. Актуальной теме природных пожаров и их предотвращению посвящена новая выставка в библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности.

Представленные книги могут быть использованы в качестве основного и дополнительного материала при изучении дисциплин «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них», «Безопасность жизнедеятельности», «Экологические основы природопользования», «Экологическая безопасность» и др.
В первую очередь это учебные пособия о чрезвычайных ситуациях природного характера: Баринов А. В. «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них» (М., 2003), Акимов В. А., Воробьев М. И, Фалеев М. И. «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (М., 2007), Михайлов Л. А., Соломин В. П. «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них» (СПб., 2008) и др. Ряд книг и учебных пособий в первую очередь акцентирует действия по защите населения: «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (под редакцией Н. М. Киршина) (М., 2008), Крючек Н. А., Латчук В. Н. «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях» (под общей редакцией Г. Н Кириллова – М., 2001), Крючек Н. А., Латчук В. Н., Миронов С. К. «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения» (М., 2006), «Защита в кризисных ситуациях» (под общей редакцией Воробьева Ю. Л. – М., 2006).


Библиотека педагогической литературы института детства

«Математика в детском саду»

Выставка в библиотеке института детства приурочена к началу педагогической практике студентов в детских садах.
Издания, представленные на выставке, помогут студентам организовать занятия для детей по подготовке к школе. Чтобы хорошо разбираться в мире математики, необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, использовать разные варианты решений. Книги помогут сделать обучение математике более интересным и радостным занятием, расширить кругозор ребенка, а также помогут дошкольнику понять и полюбить сложный для него мир чисел и фигур.
Главное достоинство этих книг – обширный практический материал: Волина В. В. «Праздник числа (Занимательная математика для детей)» (Москва, 1993), Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Математическая азбука» (Москва, 1988), Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» (Москва, 1990), Аменицкий Н. Н., Сахаров И. П. «Забавная арифметика» (Санкт-Петербург, 1996) и другие. Стоит также обратить внимание на линейку методических пособий А. В. Белошистой «Занятия по развитию математических способностей» (Москва, 2004), предназначенных для работы с детьми 3 – 4, 4 – 5 и 5 – 6 лет.

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена