Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.
Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:
Библиотека литературы по социально-экономическим наукам
«Военно-морской флот в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. Историография. Мемуары. К Дню защитника Отечества»
«Это интересно»
Первая выставка в библиотеке литературы по социально-экономическим наукам посвящена Году памяти и славы и приурочена к Дню защитника Отечества. Она рассказывает об участии советских флотов, Ладожской военной флотилии в боевых действиях в 1941-1945 годов. Здесь можно познакомиться с историографическими работами: Ачкасов В. И., Павлович Н. Б. «Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне» (Москва, 1973), Басов А. В. «Флот в Великой Отечественной войне» (Москва, 1980), «Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 3 Военно-морской флот» (Санкт-Петербург, 2012).
Ряд книг посвящен Балтийскому флоту, и это закономерно: именно на Балтике началась история русского флота. Об участии моряков-балтийцев в Великой Отечественной расскажут книги: «Балтийский щит Ленинграда» (Санкт-Петербург, 2005), «Дважды Краснознаменный Балтийский флот» (Москва, 1978), Козлов И. А. Шломин В. С. «Краснознаменный Балтийский флот в героической обороне Ленинграда» (Ленинград, 1976), Чернов Ю. М. «Судьба высокая “Авроры”» (Москва, 1987) и другие.
На выставке можно найти мемуары участников морских сражений, опубликованные с 40-х годов ХХ века по настоящее время. В опубликованных воспоминаниях лиц высшего командного состава, а также старших и младших офицеров, хранящихся в фондах государственного архива военно-морского флота, можно найти информацию о малоизвестных эпизодах войны на Балтике: Кабанов С. И. «Поле боя – берег» (Москва, 1977), Чероков В. С. «Для тебя, Ленинград» (Ленинград, 1988), Шопотов К. А. «Жизнь, отданная флоту» (Санкт-Петербург, 2015).
Вторая выставка представляет издания по истории и психологии, вызвающие наибольший интерес (и спрос!) у читателей. Так, заметно вырос интерес читателей к Средневековью, потому на полках представлены такие издания, как: Жарков С. В. «Средневековая пехота в бою» (Москва, 2008), Стриннгольм А. М. «Походы викингов» (Москва, 2008). Интересны и книги, посвященные более позднему времени: Томас Х. «Великая Испанская империя» (Москва, 2017), Сахаров К. В. «Белая Сибирь. Внутренняя война 1918 – 1920» (Москва, 2018) и другие. На выставке можно найти также выпуски известных книжных серий «Повседневная жизнь» и «ЖЗЛ».
Читательским спросом пользуется и литература, помогающая разобраться в психологии. Это, например, классические труды, такие как Фрейд З. «Психопатология обыденной жизни» (Санкт-Петербург, 2008), Фрейд З. «Остроумие и его отношение к бессознательному» (Санкт-Петербург, 2007), Фромм Э. «Искусство любить» (Санкт-Петербург, 2007), Хорни К. «Наши внутренние конфликты» (Москва, 2007). Кроме того, это книги самой практической направленности, помогающие разобраться в ситуации «здесь и сейчас»: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф. «Как женщине понять мужчину, или Мужественные всегда побеждают» (Санкт-Петербург, 2007), Лаундес Л. «Как влюбить в себя любого» (Москва, 2007), Гайссельхарт Р. Р., Хофманн-Буркарт К. «Прощай, стресс!» (Москва, 2006), Экман П. «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь» (Санкт-Петербург, 2015) и другие.
Библиотека литературы по филологическим наукам
«Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед: Сталинградская битва на страницах художественной литературы»
«Темы и сюжеты современной литературы»
В феврале в библиотеке филологического факультета открылось две выставки. Первая из них посвящена Сталинградской битве. Это одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны, длившееся с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. Во время масштабной наступательной операции «Уран», задействовав войска всех трех фронтов, советская армия заставила немецкие войска отступить и окружила их в районе развалин Сталинграда. 2 февраля 1943 года немецкие генералы и фельдмаршал Паулюс сдались в плен. Исход битвы имел не только огромное стратегическое значение – после череды поражений, эта победа, как считается, позволила говорить о «коренном переломе» в войне, о перехвате советским командованием инициативы, но и огромное моральное значение – для войск и для простых советских граждан.
Практические все авторы, чьи произведения представлены на выставке, были участниками Великой Отечественной войны, некоторые из них воевали непосредственно под Сталинградом, от того, верно, их проза производит впечатление настолько честной и настолько реалистичной.
О героической обороне Сталинграда, когда под натиском немецких войск советские войска вынуждены были отступать, сдавая рубеж за рубежом, повествует роман «В окопах Сталинграда» (Ленинград, 1991) Виктора Некрасова – непосредственно воевавшего на Сталинградском фронте.
Василий Гроссман во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом и находился в Сталинграде во время самой битвы и, помимо этого, был и на передовой линии. Его монументальная диалогия «За правое дело» и «Жизнь и судьба», описывающая события Сталинградской битвы, была подвергнута разгромной критике в советской печати, позднее рукопись конфискована и опубликована лишь 1988 году. В книге Василия Гроссмана «Годы войны» (Москва, 1989) собраны повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки» и другие военные очерки. Роман «Горячий снег» (Москва, 1979) Юрия Бондарева повествует о реальном историческом событии: о попытке фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию фельдмаршала Паулюса. Бондарев, будучи курсантом 2-го Бердичевского пехотного училища, в октябре 1942 года был направлен под Сталинград и назначен командиром минометного полка.
Константин Симонов в годы войны был корреспондентом при действующей армии и печатался в «Известиях», в его творчестве Сталинградская битва отражена во второй книге романа «Живые и мертвые» (Москва, 1994), в которой повествуется о последних днях обороны города и операции «Уран».
Вторая выставка «Темы и сюжеты современной литературы» знакомит читателей с самыми современными изданиями. Среди них – произведения, получившие различные литературные премии или входившие в шорт-листы литературных конкурсов. Это «Лавр» и «Брисбен» (обе: Москва, 2019) Евгения Водолазкина, «Ненастье» Алексея Иванова (Москва, 2019), «Зимняя дорога» (Москва, 2017) Леонида Юзефовича, «Неизвестность» (Москва, 2018) Алексея Слаповского, «Текст» (Москва, 2017) Дмитрия Глуховского, «Патриот» (Москва, 2018) Андрея Рубанова и др. Отметим, что многие авторы побывали в Герценовском университете, став гостями проекта «Герценовские литературные встречи».
Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
«Ученые – участники Великой Отечественной войны»
Выставка в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам посвящена защитника Отечества. Она представляет книги ученых-фронтовиков: физиков В. А. Извозчикова и Д. В. Сивухина, химиков Г. И. Шелинского и В. В. Перекалина, математиков Е. С. Ляпина, Б. З. Вулиха и Н. П. Еругина, биолога Ю. И. Полянского.
Практически все они (за исключением Д. В. Сивухина) были преподавателями (в том числе по совместительству) ЛГПИ им. А. И. Герцена. Выставка работ ученых-фронтовиков является данью памяти замечательным ученым, сумевшим реализовать свой научный и творческий потенциал, несмотря на выпавшие им тяжелейшие испытания военных лет.
В блокадном Ленинграде трудился Евгений Сергеевич Ляпин. Будучи сотрудником Главной геофизической обсерватории Ленинграда, он вместе с коллегами обеспечивал метеоинформацией Штаб Ленинградского фронта. С 1946 года до 1982 года Е. С. Ляпин был заведующим кафедрой алгебры ЛГПИ им. А. И. Герцена. На выставке представлены его «Курс высшей алгебры» (Санкт-Петербург; Краснодар, 2009).
В обе ноги был ранен в сентябре 1941 года Георгий Иванович Шелинский, доброволец 264-й отдельного пулеметно-артиллерийского батальона, защищавшего Ленинград в районе Петергофа. На выставке есть его книги теоретической и методической направленности: «Основы теории химических процессов» (Москва, 1989), «Изучение основ энергетики химических реакций» (Москва, 1974), «Химическая связь и изучение ее в средней школе» (Москва, 1976).
А на Колпинском направлении сражался Николай Павлович Еругин, также ушедший на фронт добровольцем. Он был тяжело ранен в обе ноги в феврале 1942 года. После лечения был демобилизован и уже осенью 1942 года в эвакуации (вместе с ЛГУ) продолжил свою научную деятельность. На выставке можно увидеть его «Книгу для чтения по общему курсу дифференциальных уравнений» (Минск, 1972).
В районе Невской Дубровки воевал еще один фронтовик-доброволец из ЛГПИ им. А. И. Герцена – профессор, заведующий кафедрой зоологии, Юрий Иванович Полянский. В январе 1943 года, сразу после прорыва блокады Ленинграда, он обследовал санитарное состояние освобожденных территорий, позже – ликвидировал очаги сыпного тифа в Лужском районе. До разгрома генетиков в 1948 году профессор Ю. И. Полянский был проректором ЛГПИ им. А. И. Герцена. На выставке представлен «Большой практикум по зоологии беспозвоночных» под редакцией Ю. И. Полянского (Москва, 1983).
На Ленинградском фронте в 1941 – 1942 годах воевал и Борис Захарович Вулих, впоследствии – заведующий кафедрой математического анализа Герценовского института. На выставке есть его научные труды: «Введение в функциональный анализ» (Москва, 1967), «Лекции по теории функций вещественной переменной (мера и интеграл Лебега)» (Ленинград, 1962), «Введение в теорию полуупорядоченных пространств» (Москва, 1961).
С блокадного Ленинграда и Ленинградского фронта началась военная эпопея для Всеволода Васильевича Перекалина, позже воевавшего и на Украине в войсках химической защиты. После Великой Отечественной войны выдающийся ученый более 40 лет заведовал кафедрой органической химии ЛГПИ им. А. И. Герцена. На выставке можно найти учебник «Органическая химия» (Москва, 1982), написанный им в соавторстве с С. А. Зонисом.
На другом конце страны оказался во время Великой Отечественной войны Валерий Александрович Извозчиков. Он служил связистом в погранвойсках Дальнего Востока. На выставке представлены его научные и педагогические труды: Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. «Естественно-неупорядоченный полупроводниковый кристалл» (Санкт-Петербург, 1997), Извозчиков В. А., Ревунов А. Д. «Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе» (Москва, 1988), Извозчиков В. А. «Дидактические основы компьютерного обучения физике» (Ленинград, 1987). Кроме того, здесь есть и биографическая книга: «Герценовский энциклопедист: жизнь и научные школы профессора В. А. Извозчикова» (Санкт-Петербург, 2019). Она написана президентом РГПУ им. А. И. Герцена и учеником В. А. Извозчикова Геннадием Алексеевичем Бордовским (в соавторстве с З. В. Карамышевой). В прошлом году книга была представлена в рамках проекта «Герценовские литературные встречи» в фундаментальной библиотеке.
Библиотека литературы по географическим наукам
«Ученые – участники Великой Отечественной войны»
Аналогичная экспозиция открылась и в библиотеке литературы по географическим наукам. Она представляет труды географов-фронтовиков Ю. Д. Дмитревского, В. И. Лымарева, С. В. Калесника, А. А. Каденского и Б. Н. Семевского.
Отметим, что Ю. Д. Дмитревский, А. А. Каденский, Б. Н. Семевский впоследствие стали профессорами Герценовского института.
На Ленинградском и Волховском фронтах защищал Ленинград Юрий Дмитриевич Дмитриевский, был тяжело ранен – лишился ноги. С 1967 по 1971 год Ю. Д. Дмитревский возглавлял кафедру экономической географии ЛГПИ им. А. И. Герцена. Его труды по африканистике представлены на выставке: «Африка» (Москва, 1975), «Нил» (Москва, 1961), «Великие Африканские озера» (в соавторстве с И. Н. Олейниковым. – Ленинград, 1969). Здесь же можно найти издание «Гуманитарная география в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора Ю. Д. Дмитревского. 13 мая 2005 г.» (Санкт-Петербург, 2005).
Призванный в армию в первые дни войны, Борис Николаевич Семевский был как географ прикреплен к картографическому отделу Ленинградского фронта, позже служил военным инженером Генерального штаба. С 1943 по 1948 год Б. Н. Семевский преподавал в нескольких Военных Академиях. Вернувшись к мирной жизни, продолжил преподавать в ЛГУ и ЛГПИ им. А. И. Герцена. На выставке можно увидеть его книгу «Соединенные Штаты Америки» (Москва, 1963).
Специалист в области геологии и минералогии, выпускник факультета естествознания ЛГПИ им. А. И. Герцена Алексей Александрович Каденский преподавал в родном институте как до Великой Отечественной войны, так и после ее окончания, вернувшись с орденом Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». На выставке можно познакомиться с его книгой «Геологические экскурсии в окрестностях Ленинграда» (Ленинград, 1963).
Не менее значимы и труды других участников Великой Отечественной войны: профессора ЛГУ Станислава Викентьевича Калесника, продолжавшего научную и преподавательскую деятельность в эвакуации, и Василия Иосифовича Лымарева, прямо со студенческой скамьи отправившегося защищать Москву, а после войны ставшего профессором Московского педагогического института. На выставке можно увидеть следующие их труды: Калесник С. В. «Основы общего землеведения» (Москва, 1955), Калесник С. В. «Ладожское озеро» (Ленинград, 1975), Лымарев В. И. «От Тихого океана до Балтийского и Белого морей» (Архангельск, 2006), Лымарев В. И. «Основы острововедения» (Архангельск, 2002), Лымарев В. И. «Отечественные исследователи прибрежных зон морей и океанов» (Архангельск, 2002), Лымарев В. И. «Основные проблемы физической географии океана» (Москва, 1978), Лымарев В. И. «Островная земля России» (Москва, 1993), Лымарев В. И. «Аральское море» (Москва, 1959), Лымарев В. И. «Океаническое биоресурсоведение» (Архангельск, 2002). Особо отметим, что на последнем издании есть автограф автора.
Библиотека литературы на иностранных языках
«За Волгой для нас земли нет…»
«Новые поступления»
Небольшая выставка в библиотеке литературы на иностранных языках посвящена Сталинградской битве – важнейшему сражению Великой Отечественной войны.
На выставке можно увидеть книгу поэта и публициста, антифашиста Эриха Вайнерта «Memento Stalingrad. Frontnotizbuch Worte als Partisanen: Aus dem Bericht uber das Nationalkomitee “Freies Deutschland”» (Berlin, 1957). Эрих Вайнерт, покинувший Германию после фашистского переворота, оказался в Советском Союзе. С начала Великой Отечественной войны он выступал с радиообращениями к немецким солдатам, писал листовки, которые сбрасывались на территории, занятой немцами. С 1943 года Вайнерт возглавил центр немецких антифашистов на территории СССР «Свободная Германия». Фронтовой дневник и тексты о Сталинграде, созданные Эрихом Вайнертом во время работы в антифашистском центре, составили эту книгу.
Тема Сталинграда освещается и в книге Erickson J. «The Road to Stalingrad» (London, 1985). Джон Эриксон – британский историк, первым на Западе начавший серьезное изучение Восточного фронта. Его книга «Дорога на Сталинград» увидела свет в 1975 году. Позже он издал также книгу «Дорога на Берлин». В них Эриксон попытался рассказать западному читателю о решающей роли советского народа в борьбе с фашизмом.
Вторая выставка рассказывает о новых поступлениях в библиотеку. Большая часть литературы в этот раз связана с английским языком. На выставке можно найти традиционные учебники и учебные пособия, помогающие овладеть грамматикой и отточить произношение: Вейхман Г. А. «Новое в грамматике современного английского языка» (Москва, 2002), Вейхман Г. А. «Современный английский. Новейший справочник по грамматике. Морфология» (Москва, 2010), Гивенталь И. А., Жиронкина О. А. «Речевой тренажер. Как говорить по-английски, не запинаясь» (Санкт-Петербург, 2005), Мельничук М. В. «Английский язык. Grammar in Progress» (Москва, 2019), Кузнецова Т. С. «Английский язык. Устная речь: практикум» (Москва; Екатеринбург, 2018) и другие.
Как известно, в изучении языка хорошо помогает и чтение книг на языке оригинала. С учебными пособиями дело пойдет еще быстрее: Шипулин А. Г. Чорногор Ю. Ф. «Английский с Ф. Скоттом Фитцджеральдом. Алмаз величиной с отель "Риц" = The Diamond as Big as the Ritz Fitzerald F. S.» (Москва, 2011), Дьяконов О. В., Кемайкина И. О. «Английский с Дж. Лондоном. Любовь к жизни = Love of Life London J.» (Москва, 2010), Кобрина О. А., Корзнева Н. М., Богданова М. В. «Учебно-методические рекомендации по домашнему чтению (на материале романа Джоджо Мойес "Me Before You")» (Санкт-Петербург, 2019).
Библиотека литературы по коррекционной педагогике
«От заикания – к свободной речи»
В библиотеке литературы по коррекционной педагогике открылась новая выставка, посвященная заиканию. Несмотря на многовековую историю изучения, заикание до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных проблем логопедии. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и различные попытки объяснения его механизмов.
Существует большое количество литературы по данной проблеме, включая научные, учебные издания, практические пособия. В них находят отражение вопросы классификации заикающихся, различные методики, направленные на оказание помощи заикающимся детям, подросткам и взрослым. Общие вопросы заикания отражены в книгах: Шевцова Е. Е. «Заикание» (Москва, 2019), Сикорский И. А. «Заикание» (Москва, 2019), Белякова Л. И., Дьякова Е. А. «Логопедия. Заикание» (Москва, 2012) и другие.
Особо подчеркивается при этом необходимость использования комплексного подхода к преодолению заикания, учитывающего не только отдельные симптомы данного речевого расстройства, но и весь синдром в целом.
Понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины недуга необходимо для того, чтобы определить направление необходимых профилактических и реабилитационных мероприятий. Подробнее узнать о способах коррекции этого расстройства можно в книгах: Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. «Как помочь заикающимся школьникам (Москва, 1995), Парамонова Л. Г. «О заикании: профилактика и преодоление недуга» (Санкт-Петербург, 2007), Ворошилова Е. Л. «Коррекция заикания у дошкольников» (Москва, 2012), Селиверстов В. И. «Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия» (Москва, 2001) и другие.
Здесь же можно найти практические материалы в помощь логопеду: Поварова И. А. «Коррекция заикания в играх и тренингах» (Москва, 2010), Матейова З., Машура С. «Музыкотерапия при заикании» (Киев, 1984) и другие.
Библиотека музыкальной и нотной литературы
«Музыка в дни блокады Ленинграда»
Выставка в библиотеке музыкальной и нотной литературы вновь возвращает нас к героическим дням блокады Ленинграда. Они богаты высокими примерами духовности ленинградцев. К числу самых поразительных и наглядных ее проявлений относится музыкальная жизнь осажденного города.
Город-фронт не расставался с музыкой. Творческий дух господствовал во всех важнейших сферах – исполнительской, композиторской, музыкально-научной, организационной, наконец, слушательской – без этого музыкальной жизни просто не было бы. Ленинградцы-блокадники поддержали музыку. Ведь для многих из них она служила в трудные годы существенной опорой. В условиях осады музыка играла более сложную и важную роль, чем в мирное время. И профессионал, и слушатель соотносили ее с окружавшей их обстановкой. Возможность практической деятельности укрепляла духовные и физические силы музыкантов, сознание приносимой пользы рождало высокое чувство единения со всем народом в критический период, когда решалась судьба Родины.
Музыка блокадного Ленинграда – героическая страница трагической летописи. Все знают Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича. Между тем в осажденном городе жили и творили десятки композиторов. Их песни, пьесы, марши звучали в концертных залах, лились из черных «тарелок» репродукторов, их слушали в воинских частях и на призывных пунктах. Среди композиторов-блокадников были: Д. Шостакович, Ю. Кочуров, Л. Ходж-Эйнатов, М. Юдин, В. Витлин, Д. Прицкер, В. Томилин, М. Фрадкин, В. Соловьев-Седой, Ю. Вейсберг, В. Калафати, А. Каменский, Д. Прицкер, О. Евлахов, Г. Попов.
С начала блокады Ленинградские композиторы создали свыше четырехсот песен. В 1941 году «Ленинградская правда» поместила следующее сообщение: вышел в свет сборник «В бой, Ленинградцы!». В нем содержались песни Гольца, Желобинского, Носова, Кочурова, Пейсина, Попова, Прицкера, Фрадкина.
В статье председателя Союза композиторов В. Богданова-Березовского можно было прочесть о сборниках песен, о новых симфониях, операх, симфонических поэмах, которыми ленинградские композиторы вносили посильный вклад в борьбу с врагом.
Б. Асафьев показывал свои сочинения в Союзе композиторов: фортепианные вариации, виолончельный цикл «В суровые дни», вокальный цикл «Весна» на стихи Тютчева, музыку балета «Граф Нулин».
В театрах блокадного города шла активная творческая работа: ставили оперы «Пиковая дама», «Сорочинская ярмарка», оперетты «Летучая мышь», «Принцесса в цирке», «Марица», «Три мушкетера», кантату «Москва» и т. д.
Об этой героической странице жизни города можно узнать из книг, представленных на выставке. Три книги А. Н. Крюкова подробно освещают роль музыки в годы блокады: «Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда» (Ленинград, 1985), «Музыка в эфире военного Ленинграда» (Санкт-Петербург, 2005), «Музыка в дни блокады» (Санкт-Петербург, 2002). Благодарная память потомков отразилась и в книгах Зацарного Ю. А. «День Победы» (Москва, 1984), сборнике песен Егорова Ю. Н. «Ничто не забыто и никто не забыт» (Санкт-Петербург, 2000). А собственно военные песни представлены в сборнике «Песни о Великой войне и Великой Победе» (Санкт-Петербург, 2000). Здесь же можно найти издание «Седьмой симфонии» (Москва, 1969) и «Песен фронтовых дорог» (Санкт-Петербург, 2005) Дмитрия Шостаковича.
Библиотека литературы института народов Севера
«Сказки народов Севера»
Выставка, развернутая в библиотеке литературы института народов Севера, посвящена теме настолько же поэтичной, насколько и востребованной фольклористами, этнографами, филологами – сказке народов Севера. В богатом устном народном творчестве северных народов сказка играла исключительно большую роль. Сказка скрашивала тяжелый быт людей, служила любимым развлечением и отдыхом. Рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня, дома или на промысле. По словам долган, «в старину доброе божество создало сказителя, чтобы люди не могли скучать». Знали и рассказывали сказки обычно все – и старики и молодежь. Но повсюду выделялись особенно умелые рассказчики-сказители, обладавшие большой памятью и даром слова. Талантливые опытные сказочники были всегда желанными и почетными гостями.
Сказки были, не только любимым развлечением, они играли большую воспитательную роль, служили проводником идей народа, укрепляли его традиции в сознании сменявших друг друга поколений. Фольклор народов Севера создавался вполне самостоятельно, сравнительно мало поддаваясь внешним влияниям. Именно поэтому интерес к нему так велик сегодня. Представленные сборники текстов могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении дисциплин «Родной язык и литература», «Традиционная культура», «Этнопедагогика», «Фольклор народов Севера».
На выставке читатели могут увидеть следующие издания: «Сказки Севера» (Л., 1953), «Сказки народов Севера» (Л., 1991), «Сибирские сказки» (Иркутск, 1953), Турутина П. Г. «Сказка о серой мышке» (М., 2000), Приходько М., Приходько О. «Хомани» (СПб., 2002), «Сказки бабушки Неко» (составитель Н. М. Терещенко. – СПб., 2004) и другие.
Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
«Теория и методика обучения “Безопасности жизнедеятельности”»
Второй учебный семестр начинаем с методики обучения такой важной дисциплине, как «Безопасность жизнедеятельности». Курс ОБЖ нацелен не только на теоретическое изучение опасностей современного мира, но и, что очень важно, - на практическое применение полученных знаний в повседневной жизни. В ходе занятий школьники и студенты колледжей, профессиональных училищ должны получить систематизирование представление о возможных опасностях, научиться их прогнозировать и вырабатывать безопасный алгоритм действий в конкретных условиях обстановки.
На выставке представлены учебники и учебные пособия к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Часть из них написана преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена: Михайлов Л. А., Киселева Э. М., Соломин В. П. «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» (М., 2009), Михайлов Л. А, Соломин В. П. «Основы безопасности жизнедеятельности» (СПб., 1995). Помимо собственно учебников на выставке можно найти и вспомогательные материалы для учителя: Байбородова Л. В., Индюков Ю. В. «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности» (М., 2004), Евлахов В. М. «ОБЖ. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях». (М., 2009), Латчук В. Н., Марков В. В., Фролов М. П. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы: Дидактические материалы» (М., 2000), «Программы общеобразовательных учреждений ОБЖ 1 – 11 классы» (М., 2006), «Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5 – 9 классы» (М., 2011), «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: поурочные планы по учебнику А. Т. Смирнова, Б. И. Мишина» (Волгоград 2008), «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: поурочные планы по учебнику А. Т. Смирнова, Б. И. Мишина» (Волгоград 2008)
Библиотека педагогической литературы института детства
«Математика в детском саду»
Выставка в библиотеке института детства приурочена к началу педагогической практике студентов в детских садах.
Издания, представленные на выставке, помогут студентам организовать занятия для детей по подготовке к школе. Чтобы хорошо разбираться в мире математики, необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, использовать разные варианты решений. Книги помогут сделать обучение математике более интересным и радостным занятием, расширить кругозор ребенка, а также помогут дошкольнику понять и полюбить сложный для него мир чисел и фигур.
Главное достоинство этих книг – обширный практический материал: Волина В. В. «Праздник числа (Занимательная математика для детей)» (Москва, 1993), Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Математическая азбука» (Москва, 1988), Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» (Москва, 1990), Аменицкий Н. Н., Сахаров И. П. «Забавная арифметика» (Санкт-Петербург, 1996) и другие. Стоит также обратить внимание на линейку методических пособий А. В. Белошистой «Занятия по развитию математических способностей» (Москва, 2004), предназначенных для работы с детьми 3 – 4, 4 – 5 и 5 – 6 лет.
Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.