Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

10.03.2020
Вернуться назад - Книжные выставки в Отраслевых библиотеках университета

Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.

Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:

Библиотека литературы по социально-экономическим наукам

«Советский Союз на международных конференциях периода 1941 – 1945 гг.: документы, мемуары, монографии»
«Новые поступления литературы»
«Это интересно»

Первая выставка в библиотеке литературы рассказывает о конференциях стран – членов антигитлеровской коалиции периода Второй мировой войны, вошедших в историю как встречи «Большой тройки» (Рузвельт, Сталин, Черчилль). Они проводились для определения общей стратегии и координации совместных действий против общего врага, а также для обсуждения основных вопросов обустройства послевоенного мира. Усилия международных лидеров – глав правительств Великобритании, СССР и США были направлены на то, чтобы эффективно разрешить военный конфликт, и совместными усилиями добиться скорейшего окончания кровопролитной войны. Но конференции «Большой тройки» были не единственным средством коммуникации стран-союзников. Для решения тактических вопросов проходили конференции министров иностранных дел, представителей военного командования и дипломатических ведомств.

На выставке представлены сборники документов межсоюзнических конференций – это шеститомное издание «Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг. Сборник документов» (Москва, 1978 – 1984), рассказывающий обо всех важнейших межправительственных встречах. Дипломатическая переписка и мемуарная литература позволяет взглянуть на эти события глазами очевидцев: «Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министром Великобритании во время великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» (Москва, 1976), Майский И. М. «Воспоминания советского дипломата» (Москва, 1971). Монографии, посвященные внешней политике СССР в годы Второй мировой войны и основным участникам международных отношений, помогают историческому осмыслению событий: «Системная история международных отношений» (Москва, 2007), «Сталин. Рузвельт. Черчилль. Де Голль: Политические портреты» (Минск, 1991).
Изучение представленных изданий поможет ощутить сложность и драматизм дипломатических отношений военного времени, понять, что победа над фашизмом ковалась не только в окопах на фронтах, но и на встречах военных и дипломатов, которые обеспечивали взаимопомощь и единство действий против сил зла.

Вторая выставка представляет новые поступления. Это самые свежие издания 2019 и даже 2020 годов по психологии, социологии, праву: Белоколодов В. В., Вакнин Е. Е. «Психология реабилитации зависимых» (Санкт-Петербург, 2019), «Демографическая ситуация в России: риски и перспективы» (Санкт-Петербург, 2020), «Социальные риски и перспективы жизнедеятельности человека в Арктике» (Мурманск, 2019), «Модели правового регулирования создания, использования и распространения роботов и систем с искусственным интеллектом» (Санкт-Петербург, 2019) и другие. Некоторые книги выпущены в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена: «Волонтерство: история, мотивация, социальное предпринимательство» (Санкт-Петербург, 2019), «Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды» (Санкт-Петербург, 2019).


Третья выставка оставлена по просьбам читателей с февраля. Она вызвала заметный интерес читателей. Это, вероятно связано с общим ростом интереса к Средневековью. На полках представлены такие издания, как: Жарков С. В. «Средневековая пехота в бою» (Москва, 2008), Стриннгольм А. М. «Походы викингов» (Москва, 2008). Интересны и книги, посвященные более позднему времени: Томас Х. «Великая Испанская империя» (Москва, 2017), Сахаров К. В. «Белая Сибирь. Внутренняя война 1918 – 1920» (Москва, 2018) и другие. На выставке можно найти также выпуски известных книжных серий «Повседневная жизнь» и «ЖЗЛ».
Читательским спросом пользуется и литература, помогающая разобраться в психологии. Это, например, классические труды, такие как Фрейд З. «Психопатология обыденной жизни» (Санкт-Петербург, 2008), Фрейд З. «Остроумие и его отношение к бессознательному» (Санкт-Петербург, 2007), Фромм Э. «Искусство любить» (Санкт-Петербург, 2007), Хорни К. «Наши внутренние конфликты» (Москва, 2007). Кроме того, это книги самой практической направленности, помогающие разобраться в ситуации «здесь и сейчас»: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф. «Как женщине понять мужчину, или Мужественные всегда побеждают» (Санкт-Петербург, 2007), Лаундес Л. «Как влюбить в себя любого» (Москва, 2007), Гайссельхарт Р. Р., Хофманн-Буркарт К. «Прощай, стресс!» (Москва, 2006), Экман П. «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь» (Санкт-Петербург, 2015) и другие.


Библиотека литературы по филологическим наукам

«”От сердца к сердцу. Только этот путь…”: творчество советских поэтесс военной поры»
«Темы и сюжеты современной литературы»

В преддверии 8 марта в библиотеке филологического факультета открылась выставка книг советских поэтесс военной поры. Среди представленных имен есть те, что знакомы каждому с юности, и те, что современному молодому читателю могут быть незнакомы. На жизни и творчестве каждой из этих женщин война оставила свой след. В их творчестве нашли отражение слитые воедино трагедия личная и трагедия общенародная.
Ольга Берггольц, Вера Инбер и Маргарита Алигер – три знаменитые советские поэтессы, чьи имена стойко ассоциируются с блокадным Ленинградом. Две из них – Ольга Берггольц и Маргарита Алигер, потеряли мужей во время войны. Алигер посвятила своему мужу-композитору проникновенное стихотворение «Музыка», а подвигам советских солдат посвящены два ее стихотворных цикла «Памяти храбрых» и «Лирика». Значение Ольги Берггольц в поддержании морального духа ленинградцев трудно переоценить: с 1941 года она работала на радио, практически ежедневно обращаясь к жителям города. Несмотря на безоговорочную верность поэтессы народу, в 1945 году на X Пленуме Союза писателей СССР ее творчество было раскритиковано, поскольку в ее стихотворениях слишком ярко звучала тема страдания людей. Вера Инбер, три года прожившая в осажденном городе, в своей лирике и прозе сумела отразить жизнь и борьбу его жителей. На выставке представлены книги: Инбер В. «Избранное» (Москва, 1981),Алигер М. «Стихи и проза» (Москва, 1975), Берггольц О. «Встреча» (Санкт-Петербург, 2003), Берггольц О. «Стихи и поэмы» (Ленинград, 1979).

Интересная, но трагическая судьба сложилась у Варвары Наумовой. Она закончила Ленинградский государственный университет и работала в редакциях местных журналов, но затем отправилась на Дальний Север в составе геологической экспедиции, после чего начала работу в институте народов Севера. Во время Великой Отечественной войны Варвара работала на строительстве оборонных укреплений и умерла от голода в суровую зиму 1941 года. Ее творческое наследие сравнительно небольшое, в основном посвященное ее работе на Дальнем Севере, однако последнее свое стихотворение «Снова лето» она сочинила в 1941 году.
Анна Ахматова и Мария Петровых большую часть войны провели в эвакуации. Из Ленинграда Ахматова по настоянию врачей была эвакуирована в Чистополь, затем в Ташкент, где был выпущен сборник ее стихотворений. Мария Петровых была также эвакуирована в Чистополь, где занималась переводами и собственным творчеством, которое высоко ценили Пастернак и Ахматова, одно из самых знаменитых ее стихотворений военных лет «Я думала, что ненависть – огонь». На выставке можно увидеть поэтические сборники «Стихотворения» (Москва, 1977) и «Узнают голос мой…» (Москва, 1989) А. Ахматовой, «Прикосновенье ветра» (Москва, 2000) и «Костер в ночи» (Ярославль, 1991) М. Петровых.

Интересные судьбы в годы войны сложились у Вероники Тушновой и Юлии Друниной. Получив медицинское образование, по совету Веры Инбер, в 1941 году Вероника Тушнова поступила в Литературный институт, но вскоре из-за войны была эвакуирована в Казань, где работала врачом в нейрохирургическом госпитале. Известная своей лирикой о любви, Тушнова писала и о войне. Первому году войны посвящены «Ночная тревога», «Разговор с Москвой», «В Кудинове». Их можно почитать в сборнике В. Тушновой «Избранное» (Москва, 1988).
По количеству приключений мало кто может сравниться с Юлией Друниной – молодой девушкой, которая начинала войну с прибавленного к реальному возрасту года и госпиталя при Российском Красном Кресте, побывавшей на строительстве оборонных укреплений под Можайском, ставшей курсантом авиаторской школы. За все время, проведенное на фронте, Юлия была неоднократно ранена и контужена и с войны вернулась инвалидом. Одно из самых лучших своих военных стихотворений – «Зинка» – Друнина посвятила своей погибшей однополчанке Зинаиде Самсоновой. Эти стихи можно найти в ее сборниках «Я только раз видала рукопашный» (Москва, 2000), «Метель» (Москва, 1988).
Вторая выставка «Темы и сюжеты современной литературы» продлена по просьбам читателей. Она знакомит читателей с самыми современными изданиями. Среди них – произведения, получившие различные литературные премии или входившие в шорт-листы литературных конкурсов. Это «Лавр» и «Брисбен» (обе: Москва, 2019) Евгения Водолазкина, «Ненастье» Алексея Иванова (Москва, 2019), «Зимняя дорога» (Москва, 2017) Леонида Юзефовича, «Неизвестность» (Москва, 2018) Алексея Слаповского, «Текст» (Москва, 2017) Дмитрия Глуховского, «Патриот» (Москва, 2018) Андрея Рубанова и др. Отметим, что многие авторы побывали в Герценовском университете, став гостями проекта «Герценовские литературные встречи».


Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
Библиотека литературы по географическим наукам

«Ученые мира против фашизма»

Выставки в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам и в библиотеке литературы по географическим наукам посвящены Году памяти и славы. Они представляют книги выдающихся ученых, резко выступавших против фашизма. В этом ряду такие знаменитости, как лауреаты Нобелевской премии физики Нильс Бор, Эрнест Резерфорд, Альберт Эйнштейн, Макс Борн, Макс Планк, химик Фриц Габер. Эти ученые не приняли приход Гитлера к власти в Германии. Их личная антинацистская позиция помогла сохранить науку в это тяжелейшее время и спасти жизни многих преследуемых режимом Гитлера ученых.

На выставках можно найти издания, освещающие жизнь и научную деятельность выдающихся ученых: Пайс А. «Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна» (Москва, 1989), Кляус Е. М. «Макс Планк» (Москва, 1980), Кедров Ф. «Эрнест Резерфорд» (Москва, 1980), Мур Р. «Нильс Бор – человек и ученый» (Москва, 1969) и другие.
Представлены также книги общего характера и труды самих ученых: «Жизнь науки» (Москва, 1973), Голин Г. М. «Классики физической науки» (Минск, 1981), Иоффе А. Ф. «Встречи с физиками» (Москва, 1962), «Лауреаты Нобелевской премии. Т. 1» (Москва, 1992), Борн М. «Размышления и воспоминания физика» (Москва, 1977).

Библиотека литературы на иностранных языках

«Памятные даты марта»

Выставка в библиотеке литературы на иностранных языках посвящена памятным датам марта, а их, разумеется, немало. Это юбилейные даты известных деятелей культуры: скульптора Микеланджело, композиторов Баха и Генделя, писателя-фантаста Гарри Гаррисона (Генри Максвелл Демпси). На выставке можно увидеть книги о музыкантах и скульпторе, а также книги Гарри Гаррисона «West of Eden» (London, 1985) и «Spaceship Medic» (New York, 1983).
А с 24 по 30 марта проходит Неделя детской и юношеской книги. Она проводится ежегодно с 1944 г. Первые «Книжкины именины» прошли по инициативе Л. Кассиля в 1943 г. в Москве.
На выставке представлены книги: Сахарова Н. Ю. «Хрестоматия по французской детской литературе» (Ленинград, 1971), «Хрестоматия по английской и американской детской литературе» (Москва - Ленинград, 1965), Andersen H.Ch. «Marchen» (Berlin, 1972).

Кроме того, 27 марта отмечается Международный день театра. На выставке можно увидеть следующие издания: Hadamowsky F. «Wien Theater Geschichte» (Wien – Munchen, 1994), «Theatre World» (Москва, 1978), Francisco Ruiz Ramon «Paradigmas del teatro clasico espanol» (Madrid, 1997), Pignarre Robert «Histoire du theatre» (Paris, 1974).
18 марта этого года отмечается знаменательная дата – 55 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. На экспозиции можно найти книгу В. А. Шаталова «Космонавты СССР» (Москва, 1980) с рассказом о подвиге Алексея Леонова. Издание представлено на английском и немецком языках.


Библиотека литературы по коррекционной педагогике

«Воспитание лиц с нарушением слуха»

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – сложный и многоаспектный процесс. Важно не только оказать медицинскую помощь ребенку с отклонениями в развитии, но и максимально содействовать дальнейшей его реабилитации и социальной адаптации. Ребенок с нарушением слуха должен получить возможность полноценно познавать окружающий мир. В библиотеке литературы по коррекционной педагогике открылась новая выставка, посвященная воспитанию детей с нарушением слуха.
Задача взрослых, окружающих таких детей – способствовать формированию коммуникативных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, а также содействовать социокультурному развитию личности в целом, стимулирующему познавательную и социальную активность, тем самым открывая возможность полноценно взаимодействовать с внешним миром.

В литературе, представленной на выставке, находят отражение теоретические и практические вопросы сурдопедагогики: Шматко Н. Д., Красильникова О. А. «Дети с нарушением слуха» (Москва, 2019), Королева И. В., Янн П. А. «Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов» (Санкт-Петербург, 2011), Медведева Е. А. «Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья» (Москва, 2019), «Педагогические технологии воспитательной работы: в специальных (коррекционных) школах I и II вида» (Под редакцией Е. Г. Речицкой. – Москва, 2017), Люкина А. С., Красильникова О. А. «Развитие коммуникативных умений у детей с кохлеарными имплантами в образовательном пространстве школы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся» (Санкт-Петербург, 2019) и другие. Некоторые из них написаны сотрудниками кафедры сурдопедагогики института дефектологического образования и реабилитации.
Совсем недавно кафедре, старейшей в структуре института, исполнилось 100 лет. В связи с этим особое внимание хотелось бы обратить на издание «Кафедра сурдопедагогики в зеркале времен: к 100-летию кафедры сурдопедагогики» (Под редакцией О. А. Красильниковой, Г. Н. Пенина, Л. В. Кораблевой. – Санкт-Петербург, 2018). Этому изданию, представленному на выставке в традиционном (бумажном) виде, был посвящен семинар-презентация, который 14 февраля 2020 года прошел в Зимнем саду фундаментальной библиотеки. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена представило книгу в виде цифрового издания, широко раздвигающего возможности книги. Подробнее о новом издании можно узнать из репортажа о событии на сайте библиотеки или на сайте университета.


Библиотека музыкальной и нотной литературы

«Великий гений гармонии: к 210-летию со дня рождения Фредерика Шопена»

Выставка в библиотеке музыкальной и нотной литературы посвящена великому польскому композитору и пианисту Фредерику Шопену. За свою недолгую жизнь Шопен был обласкан славой: им восхищались современники, его неповторимый музыкальный стиль высоко ценили другие композиторы, благодарные слушатели всегда ждали его выступлений. И все же композитор был глубоко несчастен – его сердце разрывали тоска по родной Польше, тяжелая болезнь и несчастная любовь…
Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Творчество его ограничено рамками только фортепиано. За исключением нескольких произведений для других инструментов и нескольких песен, все сочинения композитора связаны с ним. Но даже работая только для фортепиано, Шопен сумел добиться такого разнообразия, какого другие композиторы добивались, работая над разными жанрами музыкального искусства. Его перу принадлежат более полусотни мазурок, 16 полонезов, 24 прелюдии, три фортепианных сонаты, он – автор нескольких баллад, особой популярностью пользуются его вальсы и ноктюрны.
На выставке разнообразно представлено творчество композитора: «Вальсы», «Прелюдии» «Скерцо», «Мелкие сочинения» (все – Краков, 1976). Немало изданий Шопена вышло в Петербургском издании «Композитор», их тоже можно найти на выставке: «Ноктюрны», «Концерт № 1», «Сонаты», «Мазурки», «Полонезы» и другие.
Есть на выставке и биографические издания: Соловцов А. А. «Фредерик Шопен. Жизнь и творчество» (Москва, 1956), Бэлза И. Ф. «Фредерик Шопен» (Москва, 1991), Ивашкевич Я. Л. «Шопен» (Москва, 1963), Мазель Л. А. «Исследования о Шопене» (Москва, 1971) и другие.


Библиотека литературы института народов Севера

«Этнопедагогика»

Выставка, развернутая в библиотеке литературы института народов Севера, посвящена дисциплинам, изучающим традиционную народную педагогику. Это такие дисциплины, как «Этнопедагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Этнопедагогика народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Этнопедагогика и этнопсихология народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Традиционная культура» и др. Важнейшей темой этнопедагогики в подготовке будущих учителей является национально-региональная и этническая культура воспитания.
На выставке читатели могут увидеть следующие издания: Афанасьева А. Б. «Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы» (СПб., 2009), «Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации» (Якутск, 2015) и др. Представлены также собственно учебники и учебные пособия по этнопедагогике: Волков Г. Н. «Этнопедагогика» (М., 2000), «Этнопедагогика: проблемы обучения и воспитания: Сборник научных трудов» (Выпуск. 5 / Под общей редакцией В. А. Худика. – СПб., 2005), «Этнопедагогическая практика: Задания и методические рекомендации» (Под редакцией Л. Н. Бережной, Л. К. Савиновой. – СПб., 2003).

Интересны также издания, посвященные региональным особенностям воспитания и образования детей: «Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии» (Москва, 1988), Фролова А. Н. «Этнопедагогика детства коренных народов Северо-Востока России» (Магадан, 2001), «Образование в условиях Севера: актуальные проблемы, тенденции развития» (Мурманск, 2006).
Ряд изданий – это труды преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена или материалы конференций и семинаров, проходивших в вузе: Фрейтаг И. П. «Основы трудового обучения младших школьников на материале традиционной культуры Русского Севера» (СПб., 2001), «Творческий потенциал народов Севера в XXI веке» (СПб., 2003).


Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»

Заглавием выставки, открытой в библиотеке литературы по безопасности жизнедеятельности, стало известное изречение Сократа. Еще с античных времен люди осознали ценность и хрупкость божественного дара – здоровья. Как его сохранить, восстановить, приумножить – расскажут книги выставки.
Главную роль в сохранении здоровья играет образ жизни человека – комплекс наиболее существенных и типичных характеристик способа трудовой, общественной, познавательной, культурной и других видов деятельности людей. При этом сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня общей культуры и культуры здоровья человека.

О здоровом образе жизни расскажут книги: Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (Москва, 2009) «Основы здорового образа жизни Петербургского студента» (Под редакцией В. П. Соломина. – Санкт-Петербург, 2008). Как оказать первую помощь человеку в трудную минуту научат издания: Морозов М. А. «Основы первой медицинской помощи» (Санкт-Петербург, 2015), Глыбочко П. В., Николенко В. Н., Алексеев Е. А., Карнаухов Г. М. «Первая медицинская помощь» (Москва, 2010), Тен Е. Е. «Основы медицинских знаний» (Москва, 2007) и другие.
Часть из книг выставки написана преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена: Соломин В. П., Корчагина Г. А., Пелисов М. Г. «Медико-валеологические проблемы здоровья человека» (Санкт-Петербург, 2004), Пелисов М. Г., Соломин В. П., Бахтин Ю. К. «Основы медицинских знаний и профилактика болезней» (Санкт-Петербург, 2002).

Библиотека педагогической литературы института детства

«Януш Корчак - педагогика сердца»

В библиотеке института детства открыта выставка, приуроченная к Году памяти и славы. Она посвящена выдающемуся польскому педагогу Янушу Корчаку.
Об этом педагоге-теоретике и практике, реформаторе воспитания, публицисте, писателе, общественном деятеле сложены легенды. Его новаторская педагогика получила название «педагогика сердца» именно потому, что он был удивительно сердечным и проницательным человеком, имевшим дар общения с детьми на основе абсолютного доверия и понимания. Всю свою жизнь Януш Корчак посвятил детям.
Война, оккупация Варшавы гитлеровцами, попытка в этих чудовищных условиях ценой невероятных усилий сохранить «Дом сирот» на территории еврейского гетто – вот суть последних трех лет жизни Я. Корчака. Документом особой силы является «Дневник» Корчака, который он писал в гетто весной и летом 1942 года. Отклонив предложение друзей о побеге, Корчак остался до конца верен детям и погиб вместе с ними в газовой камере лагеря смерти. «Практика – моя жизнь», – постоянно говорил Я. Корчак. Именно поэтому так интересны его произведения о буднях воспитательной работы. На выставке представлены книги «Воспитание личности» (Москва, 1992), «Как любить ребенка» в изданиях 1968, 1990 и 2002 годов, «Педагогическое наследие» (Москва, 1990). Они имеют самую прямую связь с нашей действительностью, c идейными и нравственными поисками нашего времени.

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена