Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

07.12.2020
Вернуться назад - Книжные выставки в Отраслевых библиотеках университета

Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.

Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:

Библиотека литературы по социально-экономическим и юридическим наукам

«Это интересно»
«Новые поступления»

Новая экспозиция в библиотеке литературы по социально-экономическим и юридическим наукам рассказывает о двух самых востребованных читателями сферах научного познания: психологии и петербурговедению.
Психологическая литература на пике популярности находится уже давно. Наверное, в мире, полном ежедневных стрессов, это закономерно. Ну а текущая ситуация, когда, вероятно, каждый испытывал чувство тревоги за собственное благополучие и здоровье, за своих близких, обращение к книгам, способным помочь обрести душевное равновесие, просто необходимо. На выставке представлены как новинки, так и классика психологии: Ковпак Д. В. «Как избавиться от тревоги и страха» (Санкт-Петербург, 2007), Бермант-Полякова О. В. «Посттравма» (Санкт-Петербург, 2006), Сидоренко Е. В. «Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру» (Санкт-Петербург, 2000), Мустакас К. «Игровая терапия» (Санкт-Петербург, 2000), «Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике» (Москва, 2006), Эль Г. Н. «Человек, играющий в песок» (Санкт-Петербург, 2007) и другие.
Часть книг этой выставки посвящена не сиюминутным, а вечным проблемам. И главными среди них оказываются любовь и дружба. Стремление понравиться другому, выстраивать добрые и прочные отношения вечно, и книги этой выставки тому подтверждение: Ежова Н. Н. «Научись общаться! Коммуникационные тренинги» (Ростов-на-Дону, 2007), Лаундес Л. «Как влюбить в себя любого» (Москва, 2007), Мартель Б. «Сексуальность, любовь и гештальт» (Санкт-Петербург, 2006), Ялом И. «Лечение от Любви и другие психотерапевтические новеллы» (Москва, 2007).

Не менее интересны нашим читателям и книги о Петербурге. И это неудивительно! Город-памятник не может никого оставить равнодушным к своей красоте, своей истории. Книги выставки помогут читателям приоткрыть некоторые тайны Петербурга, позволят глубже проникнуться его очарованием, и тогда прогулки по Петербургу станут еще увлекательнее! О городе расскажут книги: Левина Н. Р. «По этим улицам, по этим берегам» (Санкт-Петербург, 1997), Антонов Б. И. «Императорские дворцы в Санкт-Петербурге» (Санкт-Петербург, 2004), Крючковский А. П. «Дворцы Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 1999), Горышина Т. К. «Ботанические экскурсии по городу» (Санкт-Петербург, 2000) и другие.
Наводнения тоже стали достопримечательностью города на Неве. За триста лет существования Петербурга это природное явление нашло широкое отражение в различных источниках. Узнать больше поможет книга К. С. Померанца «Три века петербургских наводнений» (Москва, 2005).
Вокзалы еще одна неотъемлемая часть жизни города. С них мы отправляемся в путешествия, они нас встречают при возвращении. Все о вокзалах – в книге А. И. Фролова «Вокзалы Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 2003). А как и где учились наши прадеды можно прочитать в работе А. В. Даринского «Высшие учебные заведения старого Петербурга» (Санкт-Петербург,2002).

Вторая выставка знакомит с новыми поступлениями в фонд библиотеки. Это самые свежие издания, некоторые из них увидели свет в этом году: Вакнин Е. (Waknin) «Представление о человеке в логотерапии Виктора Франкля» (Sillamae, 2020), Вакнин Е. (Waknin) «Духовная личность и реализация смысла в логотерапии Виктора Франкля» (Sillamae. 2020), Волков П. В. «Человек за камнем. Археология в последнее время» (Санкт-Петербург, 2020), Измайлова М.А. «Психология рекламной деятельности» (Москва, 2020) и другие.
Многие книги выставки – труды преподавателей-герценовцев, выпущенные в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена: Королева Н. Н., Богдановская И. М., Проект Ю. Л. «Организация и планирование психологического исследования». (Санкт-Петербург, 2020), Ли Ю, Васильева Г. М. «Растительный код культуры в лексике языка (фитонимы)» (Санкт-Петербург, 2020), Рабош А. В. «Наказание в системе социального контроля» (Санкт-Петербург, 2020) и другие.

Издания последних лет пригодятся студентам разных специальностей. Историкам будут интересны, такие книги, как: Скотт Р. «Квакеры в России» (б/м, 2019), Таруашвили Л. И. «Слава и Бесславие знаменитых античных статуй: Очерки истории восприятия» (Москва, 2019), Марголис А. Д. «Из истории общественного движения в защиту культурного наследия в Петербурге-Ленинграде 1907 - 1938» (Санкт-Петербург, 2018), Ильюшина Л. А. «Хранители Вырицы» (Санкт-Петербург, 2016) и другие.
Будущим психологам пригодятся издания: Мамайчук И. И., Смирнова М. И. «Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения» (Санкт-Петербург, 2014), Измайлова М.А. «Психология рекламной деятельности» (Москва, 2020), Толочек В. А. «Психология труда» (Санкт-Петербург, 2020) и другие.

Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
Библиотека литературы по географическим наукам

«Страны Европы, освобожденные Советской Армией»

Декабрьские выставки в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам и в библиотеке литературы по географическим наукам – завершающие из цикла выставок, посвященных Году памяти и славы. 75-летие Великой Победы – хороший повод еще раз вспомнить о подвигах наших дедов и прадедов, освободивших Европу от фашизма.
На выставках «Страны Европы, освобожденные Советской Армией» можно познакомиться с книгами, рассказывающими о европейских странах, в историю которых навечно вписаны имена тысяч советских бойцов.

История подавляющего большинства европейских стран: Германии и Австрии, Франции и Норвегии, Болгарии и Венгрии, многих других – когда-то полностью зависела от мужества и героизма воинов советской армии. В некоторых из них по-прежнему преклоняются перед солдатским подвигом, а где-то пытаются переосмыслить уроки истории. Не дать умалить подвиг наших предков – вот задача, стоящая перед нашим поколением. Именно поэтому современную историю Европы нужно знать очень и очень хорошо. А надежным подспорьем могут стать книги этих выставок: «Страны и народы. Зарубежная Европа. Восточная Европа» (Москва, 1980), Перцик Е. Н. «Города мира» (Москва, 1999), Фишер В. «Европа: экономика, общество и государство» (Москва, 1999), Антонова Ю. В. «Норвегия» (Москва, 2011), Гусаров В. И. «Северо-Запад Европы при ближайшем рассмотрении» (Москва, 2019) и другие.

Библиотека литературы по филологическим наукам

«Учи же меня! Учи принимать чашу мук»: мотив «моление о чаше» в советской поэзии 1940-х гг.»
«К 200-летию со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета. «Стану буйства я жизни отголоском»: поэтическое наследие А. А. Фета. Литературоведы о жизни и творчестве поэта»
«Русский и европейский святочный рассказ»

Новая экспозиция в библиотеке филологической литературы также посвящена завершению Года памяти и славы. Она рассказывает о чувствах человека во время войны. В этот кризисный момент человек ощущает крушение устоявшегося миропорядка и собственной жизни, его разум начинает взывать к осознанию существующей реальности и его нового места в ней, к осмыслению ценности одной судьбы относительно других. Творческие люди еще острее воспринимают подобные глобальные перемены. Вопросы страдания и одиночества, возвышенного желания пожертвовать собой ради мира и фатального осознания, что эту жертву принесет не каждый, приводили многих людей к глубокому чувству одиночества перед лицом смерти и неизбежного страдания.
Советские поэты оказались в поисках способов выразить то, что человек видит и чувствует в период войны. Многие из них обратились к популярному в искусстве мотиву «моление о чаше». Речь идет о знаменитом сюжете из Евангелия – молитве Иисуса в Гефсиманском лесу, которую богословы, как правило, трактовали как удивительное проявление Божественной и Человеческой воли Иисуса – смирения, соседствующего с неизбежным страхом человека перед смертью и страданиями. В общемировом искусстве этот мотив взывает ко многим образам и символам, но в поэзии о войне самый главный образ – смерть, соседствующая с одиночеством.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда в лирике советского времени (нужно помнить, что мы говорим не обо всей военной поэзии) «я» рассматривается, как часть «мы», но со смертью все равно каждый оказывается один на один. Все поэты, чьи стихотворения представлены на выставке (среди них – Павел Антокольский, Даниил Андреев, Михаил Исаковский, Всеволод Рождественский и другие), по-разному трактовали этот мотив, кто-то традиционно, как смирение со своей судьбой, кто-то связывал мотив «моление о чаше» через мотив смерти напрямую с Голгофой (например, Павел Антокольский, Ольга Берггольц, Даниил Андреев). Обращение поэтов к этому мотиву достаточно просто объяснить, если вспомнить, в каких условиях жили люди. Чтобы суметь выжить рядом с близкой смертью, они вынуждены были научиться принимать ее, и этот евангельский сюжет мог выразить душевное смятение людей, мечущихся между долгом и страхом, между смирением и одиночеством.

Вторая выставка в библиотеке посвящена юбилею Афанасия Фета. Удивительно, какие противоречивые отзывы критиков и друзей поэта вызывала его лирика.
Фет считал, что поэзия может повлиять на мир, сделать его лучше и гармоничнее, она должна «помочь пробить дорогу Красоте и явить ее духовному взору человека». Современники Фета (среди них – Л. Толстой, И. Тургенев, П. Анненков и другие) часто спорили о содержании его стихотворений, которые не всегда поддавались логическому толкованию. Некоторая непонятность его стихотворений и мнимая несвязность сюжетов стали основой для появления пародий на его произведения. Обрывочность и фрагментарность его стихотворений были вызваны стремлением увековечить сиюминутные ощущения, неясные и смутные душевные движения человека. Хрестоматийным примером может служить стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850 г.). В своих стихотворениях Фет посредством оксюморонов и контрастов любил подчеркивать иррациональность и алогизм внутреннего мира.
Первый сборник его стихотворений «Лирический пантеон» (1840 г.), критики встретили достаточно благосклонно. В 1856 г. вышел один из самых удачных сборников стихотворений Фета под редакцией И. С. Тургенева. Но уже в 1860-е годы в творческой и личной судьбе поэта происходят значительные перемены. Фет, отстаивавший независимость искусства и поэзии, в особенности, от насущных политических проблем, настроил против себя основную часть своих читателей – революционно настроенную молодежь. Читательский интерес к его творчеству резко упал, и на несколько лет поэт потерял вдохновение.

Этот надлом существенно сказался на творчестве А. Фета. Романтические идеалы, связанные с гармонией человека и природы, сменились горьким осознанием тщетности земного бытия и бессмысленности человеческого существования. Лишь в 1882 году вышел сборник «Вечерние огни», который считается вершиной творчества Фета. В стихотворениях «Среди звезд», «Никогда» и «Смерть» прослеживаются философские темы зыбкости существования человека и страха перед вечностью. При этом спасением и способом преодоления смерти выступает вечная любовь, которая способна осветить путь и во тьме. Однако новый сборник не получил у публики того внимания, на которое рассчитывал поэт.
Как считают исследователи, в конце XIX века на фоне глубокого социально-политического кризиса поэзия Фета была уже современникам по большей части не интересна ни формой, ни содержанием. Фет, несмотря на очевидные неудачи, не желал сдаваться и издал «Сочинения» Горация, над переводом которого работал практически сорок лет. Несмотря на то, что Фет получил за этот перевод Пушкинскую премию, Н. Г. Чернышевский писал, что «…этот перевод, имеющий такое высокое достоинство, не произвел ни на публику, ни на литераторов… живого впечатления».
При жизни А. Фету не удалось повторить свой литературный успех 1850-х гг. Но поэзия его по праву заняла свое место в русской литературе. В своем творчестве А. Фет умел проявлять самые тонкие и звенящие чувства человеческой души, выражать красоту мира внутреннего и внешнего, с изящностью показывал гармонию между ними. Аполлон Григорьев так писал о поэте: «Дарование Фета совершенно самобытное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас в самую странную неясность, или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». В конце концов, главное – переживает ли творение своего создателя. Сейчас уже никто не будет спорить об истинном месте и значении А. А. Фета, чья лирика по-прежнему находит отклик в сердцах людей.
На выставке читатели могут ознакомиться с произведениями самого А. А. Фета, его стихами, воспоминаниями. Здесь можно увидеть переиздание последнего сборника Фета «Вечерние огни». Кроме того, интерес представляют его немногочисленные рассказы «Вне моды», «Кактус» и другие, а также статьи и письма.
Хорошо представлена и исследовательская литература о Фете. Масштабных исследований творчества и биографии Фета совсем немного, что усиливает ценность тех научных трудов, которые находятся в нашем распоряжении.

Это труд Б. Я. Бухштаба «А. А. Фет. Очерк жизни и творчества» (Ленинград, 1990) - первый научный анализ творчества и жизни поэта. В статье Ю. М. Лотмана «Тургенев и Фет» из сборника «Тургенев и его современники» (Ленинград, 1977) мы можем узнать историю знакомства и дружеских отношений двух замечательных писателей. Е. А. Маймин в своей книге «Афанасий Афанасьевич Фет» (Москва, 1989), как он сам выразился, «пунктирно» обозначил особенности творчества и жизни Фета, в то же время активно ссылаясь на статьи и монографии о Фете. Труд Д. Благого «Мир как красота» сперва послужил вступительной статьей к масштабному переизданию четырех выпусков «Вечерних огней» Фета в 1971 г. В 1975 году «Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета» вышел отдельным изданием в виде монографии, в которой Благой знакомит читателя с эстетическими и философскими взглядами Фета. В книге Глушакова Е. Б. «Великие судьбы русской поэзии» (Москва, 2018) также можно ознакомиться с небольшим очерком «Идея-фикс» о Фете. Особый интерес представляет статья поэта Валерия Брюсова о А. Фете под названием «Искусство или жизнь», опубликованная во втором томе его «Сочинений» (Москва, 1987). Она посвящена десятилетию со дня смерти Фета. В ней Брюсов, один из немногих в то время, освещает творчество Фета положительно, прослеживая в нем черты символизма.

Третья выставка, с представленными на ней святочными рассказами, дарит необходимое предвкушение новогоднего торжества. Это особенно важно сейчас, когда из-за сложной эпидемиологической обстановки отменяются привычные в это время года приготовления к традиционному празднику. Капелька волшебства – вот что нужно сейчас, пожалуй, каждому.
На выставке можно найти святочные истории на любой вкус: романтические новеллы Гофмана, фантастические повести Гоголя, волшебные сказки Андерсена, длинные истории Диккенса, ироничные юморески Тэффи. Читателям осталось только выбрать историю по душе и погрузиться в атмосферу праздника!

Библиотека литературы на иностранных языках

«Новые поступления»
«Труды наших преподавателей»

Первая выставка в библиотеке литературы на иностранных языках знакомит читателей с новинками. Это книги, которые могут помочь студентам при прохождении практики в школе. Давно известно, что детям язык легче учить в игре, и потому студентам очень пригодятся учебные пособия, которые расскажут, как эти игры организовать: Нетреба Г. И. «Игры современных тинейджеров: ролевые и социально-моделирующие игры» (Волгоград, 2014), Кулдашова Н. В. «Навигатор по организации внеурочной деятельности» (Волгоград, 2020), Сидоркина Н. Ю. «Викторины по сказкам и рассказам. 1 – 4 классы» (Волгоград, 2020), Малыхина Л. Б., Конасова Н. Ю., Карелова И. М., Зайцев А. Г., Бочманова Н. И. «Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза» (Волгоград, 2020).
Здесь же можно найти новые учебные пособия по современным европейским языкам: Дроздова Т. Ю., Берестова А. И., Маилова В. Г. «English Grammar. Reference and Practice with a Separate Key Volume» (Санкт-Петербург, 2018), Иванченко А. И. «Грамматика французского языка в упражнениях: 400 упражнений с ключами и комментариями» (Санкт-Петербург, 2020), Тагиль И. П. «Грамматика немецкого языка: по новым правилам орфографии и пунктуации немецкого языка = Deutche, grammatik in ubungen. Auf der Grundlage der neunen amtlichen Rechtschreibregeln» (Санкт-Петербург, 2019), Гальчук Л. М. «Speaking Activites on Academic English for Master's Degree and Postgraduate Studies» (Москва, 2020) и другие.

Вторая выставка знакомит с научными трудами преподавателей-герценовцев: Зайцева Н. Ю. «Терминологические системы романских языков: семиотика и типология» (Санкт-Петербург, 2018), Вронская И. В. «Методика раннего обучения английскому языку»
(Санкт-Петербург, 2015), 2. Копчук Л. Б. «Современная языковая ситуация и тенденции развития немецкого языка в Австрии, Германии и Швейцарии = Actual Language Situation and Development Trends of the German Language in Austria, Germany and Switzerland» (Санкт-Петербург, 2020), Богданов С. И., Марусенко М. А., Марусенко Н. М. «Языковой капитал в структуре человеческого и культурного капитала (социальные и образовательные аспекты изучения и использования языков)» (Санкт-Петербург, 2020) и другие.
Часть изданий, представленных на выставке, это материалы конференций, проходивших в РГПУ им. А. И. Герцена или при участии нашего вуза: «Взаимодействие аспекта со смежными категориями: материалы VII Международной конференции Комиссии по аспектологии Международного комитета славистов (Санкт-Петербург, 5 – 8 мая 2020 года)» (Санкт-Петербург, 2020), «Человек и его язык: материалы юбилейной ХVI Международной конференции научной Школы-Семинара имени Л. М. Скрелиной, Санкт-Петербург, 25-27 сентября 2013 г.» (Под редакцией Л. А. Становой. - Санкт-Петербург, 2013).

Библиотека литературы по коррекционной педагогике

«М. Е. Хватцев (15 (28) декабря 1883 – 11 января 1977) – основоположник отечественной логопедии»

Выставка в библиотеке литературы по коррекционной педагогике посвящена завершению Года Памяти и Славы. Она приурочена ко дню рождения Михаила Ефимовича Хватцева – основоположника отечественной логопедии.
С 1935 года Михаил Ефимович Хватцев работал в ЛГПИ им. А. И. Герцена, многие годы заведовал кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Во время Великой Отечественной войны Михаил Ефимович был эвакуирован в Уфу, где полностью посвятил себя работе с ранеными и контуженными бойцами советской армии. Перед врачами и специалистами всех направлений была поставлена задача как можно больше раненых вернуть к нормальной жизни, что позволило бы им вновь встать в строй или трудиться в тылу. Опыт Михаила Ефимовича Хватцева позволил ему работать консультантом в военных госпиталях и в школе для глухих в г. Уфе.
После окончания войны М. Е. Хватцев вернулся в Ленинград и возрождал систему коррекционной помощи детям с нарушениями речи. В 1949 году по его инициативе в Ленинграде были открыты первые логопедические пункты в общеобразовательных школах. Хватцевым было создано методическое объединение учителей-логопедов, которым он руководил много лет. Благодаря целенаправленной работе М. Е. Хватцева и его единомышленников в 80-х гг. уже в каждом районе было открыто более 10-и школьных логопедических пунктов.

В 1959 году вышло учебное пособие М. Е. Хватцева «Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ». Эта книга стала первым в России научно обоснованным учебником по логопедии и классической работой в области отечественной логопедии. Учебник выдержал много изданий и до сих пор популярен среди логопедов России. В 1964 году за это учебное пособие М. Е. Хватцеву была присуждена степень доктора педагогических наук. Эту книгу можно увидеть на выставке.
Заслуги М. Е. Хватцева в области логопедии велики. Он создал более 70-ти работ по логопедии и сурдопедагогике, а также фильм «Артикуляции звуков русского языка», предназначенного для обучения глухих детей произношению. На выставке представлены научные труды М. Е. Хватцева в изданиях разных лет: «Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей» (Москва – Санкт-Петербург, 1996), «Заикание — недуг устранимый» (Ленинград, 1972), «Как самому избавиться от картавости: Руководство для подростков и взрослых» (Москва, 1964), «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей: Книга для родителей» (Москва, 1962), «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» (Москва, 1961), «Восстановление речи у раненых в челюстно-лицевые области» (Ленинград, 1946), «Письменная речь глухонемых в ее соотношении с устной речью» (Ленинград, 1940) и другие.

Библиотека музыкальной и нотной литературы

«170 лет со дня рождения Густава Малера»

В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения австрийского композитора Густава Малера. Этому событию посвящена выставка в библиотеке музыкальной и нотной литературы.
О судьбе композитора, нелегкой и даже странной, рассказывают книги: Михеева Л. В. «Густав Малер. 1860 - 1911» (Ленинград, 1972), Секкерсон Э. «Малер» (Челябинск, 2000). Дело в том, что при жизни Малер был известен в первую очередь как дирижер, а славой композитора Малер был обделен: его произведения стали востребованы уже после его смерти.
«Что пленяет в его музыке? – писал о Малере Д. Д. Шостакович. – Прежде всего – глубокая человечность. Он изобличает и утешает, проповедует и бичует, ликует и ненавидит…» Музыка Малера, утешающая, бичующая и ликующая, – на этой выставке: «Песнь о земле», Симфонии №1, №4, №5, №9 (все издания: Санкт-Петербург, 2004).

Библиотека литературы института народов Севера

«Оленеводческая культура»

«А олени лучше!» - пел в популярной песне советский певец Кола Бельды, нанаец по национальности. И действительно, на Севере без оленей никак!
Оленеводство является одной из важнейших отраслей животноводства Крайнего Севера. И это не удивительно. Олени – самые неприхотливые домашние животные: круглый год они находятся на пастбищном содержании, практически не требуют ни специальной заготовки кормов, ни теплых помещений. Из шкур оленей на Севере традиционно изготавливают одежду, обувь, покрытия для жилищ оленеводов, вырабатывают высококачественную замшу. А рога, зубы, кости оленей – великолепный поделочный материал для сувениров; из сухожилий получаются прочные нитки. И наконец, сам олень – уникальное «транспортное средство», можно сказать «вездеход».
Оленеводство имеет важное значение не только для экономики северных хозяйств, но и создает сферу приложения сил, исторически сложившихся навыков коренных жителей этой территории. Развитие и совершенствование этой отрасли существенно влияет на повышение жизненного уровня и улучшения быта 22 малых народов Севера.
Именно поэтому оленей разводят во многих районах зоны Севера – от Кольского полуострова до Сахалина, от островов Северного Ледовитого океана до Саянских отрогов.
Узнать больше об оленеводстве и роли этих животных в жизни северян помогут книги выставки: «Север, олени и не только…» (Санкт-Петербург, 2014), Мухачев А. Д. «Основы оленеводства» (Москва, 1986), Мухачев А. Д., Салаткин В. Г., Михайлова А. Е. и др. «Основы оленеводства, звероводства, охотоведения» (Санкт-Петербург, 1995). Об особенностях самобытной оленеводческой культуры расскажут следующие издания: Мухачев А. Д. «Путешествие в мир оленеводов» (Новосибирск, 2001), Хомич Л. В. «Ненцы» (Санкт-Петербург, 2003), Иванова В. С. «Сказания-рассказы оленных манси» (Санкт-Петербург, 2015), Рандымова З. И. «Оленеводческая культура приуральских хантов» (Томск, 2004), Харамзин Т. Г., Хайрулина Н. Г. «Традиционный уклад и образ жизни обских угров» (Москва, 2002) и другие.

Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности

«Психология безопасности в чрезвычайной ситуации»

Что такое чрезвычайная ситуация мы все теперь знаем не понаслышке. И все прекрасно поняли, что в такой ситуации важно не только соблюдать все правила и рекомендации, предписанные руководством города, области, страны, но и сохранять спокойствие, а это-то как раз может оказаться не так легко сделать.
Социальная и психологическая напряженность, возникающая в обществе, может проявиться в разнообразных угрозах безопасности жизни человека. Безопасность – это безусловная ценность человеческого существования, и ее значимость неуклонно повышается, поскольку только при обеспечении безопасности могут быть реализованы все другие ценности.
На выставке представлены монографии, учебники, учебные пособия, исследования, освещающие тему психология безопасности в ЧС. Книги выставки могут помочь тем, кто хочет сохранить свое психологическое здоровье в непростой ситуации: Ефимова Н. С. «Основы психологической безопасности» (Москва, 2010), «Психолого-правовое регулирование информационного воздействия на личность в контексте безопасности» (Санкт-Петербург, 2010), Анисимов А. И, Матусевич М. С, Шатровой О. В, Сыромятникова Л. И. «Противодействие кризисному влиянию чрезвычайных ситуаций социального характера» (Санкт-Петербург, 2014).
Часть них написана преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена, например, это книга «Психологическая безопасность» Л. А. Михайлова, В.П. Соломина, Т. В. Маликовой, О. В. Шатрового. (Москва, 2008).
Некоторые издания посвящены психологическим проблемам, с которыми может столкнуться каждый житель крупного города, а потому с ними, безусловно, стоит познакомиться: Михайлов Л. М, Маликова Т. В., Шатровой О. В. «Правила поведения в толпе» (Санкт-Петербург, 2005), Анисимов А. А, Матусевич М. С, Шатровой О. В. «Виктимная психология» (Санкт-Петербург, 2013), Назретян А. П. «Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные компании» (Москва, 2005) и другие.

Библиотека педагогической литературы института детства

«Учителю о психологии младшего школьника»

В библиотеке института детства открыта выставка, предназначенная в первую очередь для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Книги, представленные на ней, раскрывают основные проблемы психологии детей младшего школьного возраста. Это, например, вопросы готовности и адаптации к школе, выстраивание отношений с ровесниками и педагогами, а также вопросы, касающиеся перехода к подростковому возрасту. Особое внимание уделяется рискам развития в младшем школьном возрасте: гендерным, этнокультурным особенностям развития.
В учебных пособиях представлена динамика развития младшего школьника с 1-го по 4-й класс по основным параметрам когнитивной и социально-коммуникативной сфер личности; рассмотрено становление внутренней позиции младшего школьника: Алферов А. Д. «Психология развития школьников» (Ростов-на-Дону, 2000), Венгер А. Л., Цукерман Г. А. «Психологическое обследование младших школьников» (Москва, 2007), Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания школьников» (Москва, 1976) и другие.
Книги помогут сформировать у студентов общие представления о психологии учебной деятельности и умственной работоспособности младших школьников. Важно, что многие книги выставки – практической направленности, то есть могут быть надежным подспорьем в ежедневной работе в школе: Котова С. А. «Методика работы практического психолога в начальной школе» (Санкт-Петербург, 2013), Новикова Л. М., Самойлова И. В. «Настольная книга школьного психолога. 1 – 4 классы» (Москва, 2008), Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе» (Москва, 2001) и другие.

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.
Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена