Году науки и технологий 2021 в России посвящен новый проект фундаментальной библиотеки под названием #годнаукиитехнологий. Целый год под этим хештегом мы будем выкладывать новости о событиях, мероприятиях, выставках, проходящих в библиотеке и связанных с наукой и новыми технологическими разработками.
В настоящий момент в отраслевых библиотеках университета развернуты выставки под общим заглавием ДЕЛО ТЕХНИКИ #годнаукиитехнологий. Новые технологии, их применение в разных отраслях знаний, самое интересное в современной науке и технике – вот спектр вопросов, которые освещают эти выставки. Приглашаем студентов, преподавателей, сотрудников университета и всех заинтересованных читателей познакомиться с этими выставками.
Печатные издания можно взять в отраслевых (специализированных) библиотеках, в читальных залах в пятом корпусе или
обратиться к нам – и мы пришлем скан-копии необходимых отрывков.
Электронные научные ресурсы, включающие сотни тысяч книг и десятки миллионов статей,
доступны вам в любое время, где бы вы ни находились.
Библиотека литературы по социально-экономическим и юридическим наукам
ДЕЛО ТЕХНИКИ
#годнаукиитехнологий
В мире баз данных и тотальной цифровизации гуманитарные науки не могут оставаться такими, какими они были 50 или даже 10 лет назад. Благодаря развитию информационных технологий и технических средств появляются новые объекты исследования: коллекции из миллионов текстов, исторические базы данных, цифровые архивы, электронные музеи и библиотеки. Современные технологии все глубже внедряются в сферу методов исследований: формируя информационные системы для различных научных направлений, сохраняя и обрабатывая огромные массивы данных, они позволяют сортировать эти данные по различным параметрам и алгоритмам, наглядно представить результаты исследований. Ученые разных стран получили возможность общения в виртуальном пространстве в режиме онлайн.
Сейчас нет ни одной дисциплины, где бы не использовались компьютерные технологии. В педагогике применение современных технических средств становится обязательным. Главной задачей технических средств обучения является улучшение качества образования за счет повышения наглядности и красочности, возможности подробнее и глубже показать изучаемый предмет. Активно развивается и дистанционное обучение. Особенно востребовано оно оказалось в период пандемии. С использованием технических средств обучения дети-инвалиды также получили возможность более полноценного образования. Об этих тенденциях рассказывают книги выставки: Коджаспирова Г. М. «Технические средства обучения и методика их использования» (Москва, 2007), Панюкова С. В. «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» (Москва, 2010), «Педагогические технологии дистанционного обучения» (Москва, 2008) и другие.
Широко применяются современные технологии в психологии. Например, в психодиагностике автоматизирован целый ряд процедур: инструктаж испытуемых, ведение протоколов, проведение анализа и интерпретации данных, стандартизация условий тестирования. У психолога появилась возможность до минимума сократить рутинную работу с бумагами и увеличить точность итоговых результатов. На выставке можно найти учебные пособия, отражающие применение этих методик: Королева Н. Н., Богдановская И. М., Проект Ю. Л. «Организация и планирование психологического исследования» (Санкт-Петербург, 2020), Ермолов-Томин О. Ю. «Математические методы в психологии» (Москва, 2013), Иконникова Г. Ю., Худяков А. И., Фальтермайер Е. А. «Экспериментальная психология» (Санкт-Петербург, 2018).
Сегодня невозможно представить себе экономику без использования современных технологий. Благодаря им экономика динамично и быстро развивается. Информационная экономика изменила функцию денег, появился виртуальный банкинг и системы оплаты. Книги выставки рассказывают об этих процессах: Гаврилов Л. П. «Инновационные технологии в коммерции и бизнесе» (Москва, 2017), Исаев Г. Н. «Информационные системы в экономике» (Москва, 2009), Гридасов А. Ю. «Бухгалтерский учет в программе 1С: Бухгалтерия 8.0» (Москва, 2009), Дайитбегов Д. М. «Компьютерные технологии анализа данных в эконометрике» (Москва, 2008) и другие.
Активно применяются новейшие технологии и в работе полиции. Проводятся криминальные исследования оружия, боеприпасов, следов человека. Составление более точного портрета человека, идентификация по изображению лица стали возможными благодаря современным техническим средствам. Информацию о применении современных технологий в юридической практике и криминологии ищите в книгах: «Криминалистическая техника» (Москва, 2020), Круглов А. Ю. «Компьютерные технологии в науке и юридической практике» (Санкт-Петербург, 2010), Круглов А. Ю. «Компьютерные технологии в правовом образовании» (Санкт-Петербург, 2011), «Правовая статистика» (Москва, 2012) и других.
Использование компьютерных технологий позволило моделировать социальные явления и процессы. Обработка полученных данных помогает социологам при составлении прогнозов и планов. Об этом и многом другом можно узнать из литературы, представленной на выставке: Сергеева И. И., Чекулина Т. А., Тимофеева С. А. «Статистика» (Москва, 2020), Агабекян Р. Л. «Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании» (Ростов-на-Дону, 2005), Добреньков В. И. «Методология и методика социологического исследования» (Москва, 2009), Осипов Г. В., Лисичкин В. А. «Моделирование социальных явлений и процессов с применением математических методов» (Москва, 2015).
Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
ДЕЛО ТЕХНИКИ
#годнаукиитехнологий
Выставка в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам знакомит читателей с историей техники, эволюции механизмов и машин с древности до современности. Человек не сразу осваивал мир, этот путь был долгим и сложным. И на помощь человеку пришли порождения его же собственного ума – машины и механизмы. Последовательно эту историю рассказывают книги: «Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства» (Москва, 1979) и «Техника в ее историческом развитии. 70-е годы ХIХ – нач. ХХ века» (Москва, 1982), Боголюбов А. Н. «Творения рук человеческих. Естественная история машин» (Москва, 1988), Бирюков Б. Н. «От водяного колеса до квантового ускорителя» (Москва, 1990).
Значительный раздел выставки посвящен развитию техники в России: «Очерки истории техники в России с древнейших времен до 60-х годов ХIХ века» (Москва, 1978), «Из истории отечественной техники» (Ленинград, 1950), Антрушин А. Д. «Рассказы о русской технике» (Москва, 1950), Данилевский В. В. «Русская техника» (Ленинград, 1948) и другие.
Библиотека литературы по географическим наукам
ДЕЛО ТЕХНИКИ
#годнаукиитехнологий
Выставка «Дело техники» в библиотеке факультета географии представляет подборку интересных книг об использовании техники в горном деле и геологии. Для овладения земными недрами человеку потребовалась помощь самых разных машин и механизмов и их изобретение и использование было сопряжено с немалыми трудностями. Об этой истории и о применении механизмов в современной практике расскажут книги выставки: Ананьев В. П., Потапов А. Д. «Инженерная геология» (Москва, 2007), Платов Н. А. «Основы инженерной геологии» (Москва, 2013), Бондарик Г. К., Ярг Л. А. «Инженерно-геологические изыскания» (Москва, 2008), «Геомеханика» (Москва, 2006) и другие.
Здесь же можно найти книги об инженерах и изобретателях в этих отраслях: Мельников Н. В. «Горные инженеры» (Москва, 1974), Прокошкин Д. А. «Павел Петрович Аносов» (Москва, 1974), Кумок Я. Н. «Евграф Федоров» (Москва, 1971).
Библиотека литературы по филологическим наукам
ДЕЛО ТЕХНИКИ
#годнаукиитехнологий
Какие рабочие инструменты могут сегодня находиться на рабочем месте филолога? Какими компетенциями должен обладать современный специалист? И как подготовиться к успешной профессиональной деятельности в мире, где лавинообразно нарастает поток информации, подгоняя производство все новых и новых технических устройств для ее обработки и хранения? На все эти и многие другие вопросы помогут ответить научные и учебные издания из новой подборки, приуроченной к Году науки и технологий.
Филологи одними из первых начали применять в своей работе вычислительную технику. Уже в 50-х годах прошлого века проводились исследования по машинному переводу, создавались машинные словари, разрабатывались методы морфологического анализа лексики, которые легли в основу программного обеспечения современных поисковых систем. Первая попытка системного изложения сведений по лингвотехнике была предпринята Ю. В. Рождественским в книге «Введение в общую филологию». Для всех, кто интересуется историей появления технических средств в области лингвистики, первыми шагами в области лингвистической информатики будет интересно учебное пособие Ю. В. Рождественского «Лекции по общему языкознанию» (Москва, 1990).
Технологический скачок начала 1990-х годов и появление персональных компьютеров позволили применять современные информационные технологии в ежедневной научной и практической деятельности во всех областях филологии. Память и быстродействие персональных компьютеров достигли таких значений, что появилась реальная возможность создания полнотекстовых информационных систем вне лабораторных условий. Познакомиться с основными направлениями прикладной лингвистики, расширить свои знания по использованию информационных технологий в проведении лингвистических исследований и практической обработке текстов, узнать о достижениях корпусной лингвистики помогут учебники: Зубов А. В. «Информационные технологии в лингвистике» (Москва, 2004), Баранов А. Н. «Введение в прикладную лингвистику» (Москва, 2007), «Прикладная лингвистика в науке и образовании. Сборник трудов VII международной научной конференции» (Санкт-Петербург, 2014).
Будущим специалистам-филологам будет также интересна монография Ю. Н. Караулова «Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования» (Москва, 2009). В этой работе изложены принципы построения и функционирования когнайзера – модели лингвокультурного сознания, приводится описание информационной технологии обработки данных эксперимента и описание фрагмента языковой картины мира.
Методам математической лингвистики, используемым в стилистических исследованиях посвящена научно-популярная книга доктора филологических наук, профессора кафедры математической лингвистики СПбГУ и писателя Г. Я. Мартыненко «Методы математической лингвистики в стилистических исследованиях» (Санкт-Петербург, 2019). Читателей, не искушенных в математике и статистике, порадует доступная и увлекательная форма, с которой излагаются серьезные проблемы измерения вариативности функциональных, жанровых и индивидуальных стилей.
Большая роль в разработке принципов создания практических систем машинного перевода и автоматизированного рабочего места специалиста принадлежит Л. Н. Беляевой - доктору филологических наук, профессору кафедры образовательных технологий РГПУ им. А. И. Герцена и руководителю Центра теоретических и прикладных компьютерных исследований в филологии. На выставке можно найти ее монографии и учебно-методические материалы: «Лингвистические технологии в современном сетевом пространстве: language worker в индустрии локализации» (Санкт-Петербург, 2016), «Автоматизированная лексикография: гуманитарные технологии» (Санкт-Петербург, 2011), а также коллективную монографию «Сетевые лингвистические технологии» (Санкт-Петербург, 2019).
Информатизация не могла не затронуть и систему образования, которая должна чутко реагировать на социальный заказ в подготовке будущих специалистов. В этом разделе выставки мы предлагаем читателям познакомиться с учебным пособием М. А. Бовтенко «Компьютерная лингводидактика» (Москва, 2005), в котором рассматриваются теоретические и практические аспекты применения современных информационных технологий в преподавании языка, выявляется специфика компьютерных средств обучения языку и критерии оценки их качества, рассматриваются приемы эффективной интеграции компьютерных технологий в учебный процесс. Интересен и сборник учебно-методических материалов «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования» (Москва, 2008)
Поиску и отбору материалов в сети Интернет для учебных целей, блог-технологиям, вики-технологиям, подкастам, сервисам «Твиттер» посвящено пособие П. В. Сысоева «Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании» (Москва, 2015).
Сегодня компьютер активно используется и в преподавании русского языка как иностранного. Язык помогают изучать электронные учебники, словари, разговорники, мультимедийные словари и энциклопедии. С актуальными проблемами этой педагогической науки, приемами обучения речевой деятельности и основными аспектами русского языка в свете использования новых информационных и коммуникационных технологий можно познакомиться в пособии, написанном коллективом преподавателей кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена под редакцией профессора И. П. Лысаковой «Методика обучения русскому языку как иностранному» (Москва, 2017) и в учебно-методическом комплексе «Методика обучения русскому как неродному» (Москва, 2021).
Библиотека литературы на иностранных языках
ДЕЛО ТЕХНИКИ
#годнаукиитехнологий
В современном обществе велико влияние информационных технологий. Они успели проникнуть практически во все сферы человеческой деятельности. Современная система образования ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Информационные технологии стали неотъемлемой частью всего образов-тельного процесса. В библиотеке литературы на иностранных языках открыта выставка, где представлены теоретические и практические материалы по проблеме использования информационных технологий в образовательном процессе.
Это различные сборники конференций, в которых рассматриваются актуальные методологические научные принципы, основные направления развития современных информационных технологий в науке и образовании. Читатели могут ознакомиться с взглядами современных ученых на эти проблемы: «Молодая наука Заполярья: материалы научно-практической конференции студентов и магистрантов Социально-гуманитарного института МАГУ, 22 – 30 апреля 2019 г.» (Мурманск, 2019), «Взаимодействие мыслительных и языковых структур: собрание научной школы: материалы Всероссийской научной конференции, 28 мая 2010 г.» (Тамбов, 2010), «Лексикографический потенциал современных лингвистических технологий» (Санкт-Петербург, 2014), «Проблемы современной филологии и лингводидактики» (Санкт-Петербург, 2018), «Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию МАГУ (Мурманск, 27 – 29 ноября 2019 г.)» (Санкт-Петербург, 2020) и другие.
Пособие Ю. С. Степанова «Методы и принципы современной лингвистики» (Москва, 2016) содержит сведения о взгляде на информацию и на информационные и коммуникационные технологии. В нем представлен подход к созданию и развитию единого информационного образовательного пространства. Показано, как информационные и коммуникационные процессы проявляются в психологии и педагогике и как эти процессы можно практически использовать при построении образовательной среды.
Как повысить свой профессиональный уровень с помощью различных форм, как использовать компьютерные технологии в научно-исследовательской работе – ответы на эти вопросы дает практическое руководство: Wilson M. «Science and Education – 2014» (Belgorod – Sheffield, 2014).
Не менее актуальным является вопрос методов использования средств ИТ в различных видах и формах учебной деятельности. Этой проблематике посвящены следующие труды: Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. «Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий» (Москва – Ростов-на-Дону, 2010), Колядко С. В. «Компьютерная лингводидактика» (Санкт-Петербург, 2017), «Актуальные проблемы компьютерной лингвистики» (Минск, 2005).
Эти работы помогут формированию компетентности в области использования возможностей современных средств ИТ в учебном процессе, познакомят с современными приемами и методами использования средств ИТ при проведении разных видов занятий в учебной и во внеучебной деятельности.
Библиотека литературы по коррекционной педагогике
ДЕЛО ТЕХНИКИ
#годнаукиитехнологий
Разнообразные технические средства и обучающие компьютерные программы открывают людям с ограниченными возможностями здоровья доступ к большому числу ранее не доступных им источников информации. Внедрение новейших технологий в специальное и инклюзивное образование открыло принципиально новые возможности для социальной адаптации лиц с нарушениями развития, расширения спектра востребованных выпускниками школ профессий, для решения многих коррекционных и общеобразовательных программ. Об этих технологиях и рассказывают книги выставки.
В первую очередь следует упомянуть кохлеарную имплантацию, позволяющую слышать даже глухим людям. Слышать речь необходимо, чтобы воспринимать информацию, говорить, общаться с окружающими людьми, учиться, развивать мышление. Очень важна речь и для воспитания ребенка, а благодаря кохлеарной имплантации и слуховым аппаратам дети могут слышать речь постоянно, а не только во время специальных занятий с сурдопедагогом. О применении методов кохлеарной имплантации можно узнать из книг: Красильникова О. А. «Использование информационных и коммуникативных технологий в обучении детей с нарушением слуха» (Санкт-Петербург, 2015), Королева И. В. «Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых» (Санкт-Петербург, 2009), Королева И. В. «Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации» (Санкт-Петербург, 2008).
Кохлеарная имплантация стала настоящим прорывом в лечении глухих, однако проведение операции – еще не решение всех проблем. Человеку после вживления импланта требуется помощь высококвалифицированных специалистов, которые помогут адаптироваться в мире звуков и слышащих людей. Именно таких специалистов готовят преподаватели кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Об истории кафедры и ее педагогах, о методиках работы и о научных достижениях рассказывает книга «Кафедра сурдопедагогики в зеркале времен», вышедшая в издательстве РГПУ им. А. И. Герцена в 2018 году. Ее авторы – преподаватели кафедры: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой сурдопедагогики Ольга Александровна Красильникова, доктор педагогических наук, профессор Геннадий Николаевич Пенин, кандидат педагогических наук, доцент Наталья Евгеньевна Граш, кандидат педагогических наук, доцент Елена Юрьевна Мамедова и другие.
Библиотека музыкальной и нотной литературы
ДЕЛО ТЕХНИКИ
#годнаукиитехнологий
Музыкально-компьютерные технологии уже стали творческим инструментом современного музыкального образования. Наряду с традиционными музыкальными инструментами все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии с широким спектром возможностей. Компьютер становится незаменимым инструментом в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального редактора, музыкального оформителя и все шире применяется в преподавательской деятельности.
В настоящий момент музыкально-компьютерные программы – одна из самых развитых областей информатики. Количество программ для работы с музыкальными и речевыми сигналами растет в геометрической прогрессии, они постоянно усложняются, их возможности расширяются.
Так, существуют программы для редактирования и цифровой обработки звука (музыкальные редакторы). Они позволяют записывать и сохранять музыкальные файлы, редактировать и микшировать их, корректировать громкость звучания, обрабатывать звук, добавляя, например, эхо, вибрато, сдвиг высоты тона и др.
Новые технологии позволяют также реставрировать записи, создавать виртуальные трехмерные звуковые поля и т. д. Невероятные возможности дарят и программы многоканальной записи и монтажа звука. Запись на жесткий диск имеет ряд преимуществ: мгновенный доступ к любому фрагменту, произвольный выбор последовательности фрагментов для воспроизведения, широкий выбор редакторских возможностей.
Обычные студии звукозаписи музыкантам теперь могут заменить виртуальные студии, которые позволяют работать как с аудио- (цифровым звуком), так и с MIDI-дорожками (синтезированным звуком). Математические алгоритмы позволяют синтезировать сложные звуки различного тембра и мелодические последовательности, записывать и воспроизводить звуковые файлы.
Выручают музыкантов и автоаранжировщики, способные создавать музыкальные партии на основе заданной аккордовой схемы в разных музыкальных стилях и жанрах и заменять целый оркестр. А нотные редакторы передают звуковую информацию в нотном виде с учетом общепринятых музыкальных символов.
Важными являются и обучающие музыкальные программы, которые используются для обучения теории музыки, развития слуха, изучения музыкальной литературы, обучения игре на каком-либо инструменте и обучения вокалу и др.
Таким образом, современные компьютеры, оснащенные набором специальных программ, являются по существу новым видом музыкальных инструментов. В Музыкальном искусстве уже появились новые музыкальные направления, базирующиеся на новых технологиях. Современные студенты, постигающие музыкальную науку, несомненно должны знать об этих возможностях и по мере необходимости использовать их в своем обучении и творчестве. В этом им помогут труды наших преподавателей: Андерсен А. В. «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» (Санкт-Петербург, 2010), Андерсен А. В. «Современные музыкально-компьютерные технологии» (Санкт-Петербург, 2013), Польгуева Н. В. «Музыкальные компьютерные программы» (Санкт-Петербург, 2012), Бровко В. Л. «Из Midi в Audio» (Санкт-Петербург, 2005) Бровко В. Л. «Аранжировка и партитура за пять минут» (Санкт-Петербург, 2004), а также сборники статей по музыкально-компьютерным технологиям.
Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
ДЕЛО ТЕХНИКИ
#годнаукиитехнологий
Охрана людей и защита их имущества – одна из проблем, возникших перед обществом в процессе его исторического развития и наиболее тесно связанных с инстинктом самосохранения человека.
Множество эффективных мер безопасности и охраны (физические барьеры – природные или искусственные, а также ряд других способов защиты) было изобретено и имело широкое применение задолго до используемых в настоящее время охранных мероприятий.
Окруженные стенами города Шумерской и Аккадской культур в ХХ в. до н. э., Великая Китайская стена, воздвигнутая для защиты от монгольского нашествия, использование Спартаком кратера Везувия в качестве крепости, окруженный стенами Триер – древнейший город в Германии – все это примеры раннего призвания необходимости обеспечения безопасности и охраны.
Прообразы современных систем появились едва ли не сразу после появления электрического звонка в первой половине ХIХ в. Довольно долгое время принцип действия всех сигнализаторов заключался в замыкании или размыкании проволочного шлейфа или контактов при попытке проникнуть в охраняемое помещение или похитить какой-либо предмет. Уже в начале ХХ века все солидные банки применяли средства сигнализации для защиты сейфов и хранилищ.
Применение электронных ламп позволило резко поднять эффективность охранных систем. Изобретение фотоэлемента вызвало появление светолучевых сигнализаторов, прерывание луча которых приводит к срабатыванию звукового сигнала тревоги.
В конце 40-х годов сигнализационные системы начали широко применяться для охраны границ СССР, а также бесчисленных «спецобъектов» (лагерей, закрытых городов и так далее), тысячи километров периметров которых были оборудованы простейшей контактной системой на оградах из колючей проволоки.
Резкий скачок в развитии радиоэлектроники на рубеже 50 – 60-х годов, изобретение полупроводников и достижения в смежных областях физики вызвали появление принципиально новых средств сигнализации.
За многие десятилетия был накоплен значительный научно-технический потенциал, развивались экспериментальная и испытательные базы. Все разработки основываются на глубоком изучении физики, применении современной элементной базы и обеспечивают высокую надежность и качество аппаратуры и до сих пор не имеют зарубежных аналогов.
Научно-технический прогресс, достижения науки и техники позволяют создавать современные технические средства – ультразвуковые, радиоволновые, фотоэлектрические, пьезокерамические, оптико-электронные и другие приборы и устройства, позволяющие получить сигналы при попытках несанкционированного проникновения на охраняемые объекты. Большое распространение получил эффективный и экономически выгодный способ охраны объектов с помощью пультов централизованного наблюдения.
Современная концепция системы обеспечения безопасности особо важных и охраняемых объектов МВД России, должна быть комплексной и гибко изменяться, приспосабливаясь к характеру возникающих угроз.
Представленные на выставке книги рассказывают о современных технических средствах обеспечения безопасности и будут интересны не только специалистам, но и всем, кто следит за техническими новинками: Дикарев В. И., Заренков Д. В., Койнаш Б. В. «Космические, самолетные и вертолетные системы в деятельности оперативных служб» (Санкт-Петербург, 2004), Дикарев В. И., Заренков В. А., Заренков Д. В, Койнаш Б. В. «Защита объектов и информации от несанкционированного доступа» (Санкт-Петербург, 2004), «Методы и средства обнаружения объектов в укрывающих средствах» (Под редакцией В. А. Заренкова – Санкт-Петербург, 2004), «Обнаружение взрывоопасных объектов, оружия, наркотиков, опасных газов и радиоактивных загрязнений» (Под ред. В. А. Заренкова – Санкт-Петербург, 2004).
Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.