Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

График работы библиотеки в период студенческих каникул (с 18 января по 2 февраля):
понедельник - пятница:
с 09.30 до 18.00
суббота, воскресенье - выходной
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

09.03.2021
Вернуться назад - Книжные выставки в Отраслевых библиотеках университета

Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.

Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.
В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:

Библиотека литературы по социально-экономическим и юридическим наукам

«Как воскресенье стало выходным днем»
«Новые поступления»

Выставки в отраслевых библиотеках не только интересны, но и познавательны! Знаете ли вы, например, как воскресенье стало выходным днем? Именно об этом рассказывает новая выставка в библиотеке литературы по социально-экономическим и юридическим наукам.
Когда-то давно, 7 марта 321 года, римский император Константин I Великий провозгласил воскресенье днем отдыха. В этот день закрывались рынки и государственные учреждения. До этого граждане Римской империи отмечали в этот день «день Солнца» — dies Solis. Традиция празднования сохранилась и в современном названии этого дня недели во многих европейских языках — Sunday (английский), Sonntag (немецкий), søndag (датский и норвежский) и söndag (шведский).
Этот день был выбран не случайно. По легенде, в ночь перед битвой, которая должна была произойти в воскресенье, Константин увидел во сне солнце, а на нем — крест и надпись, которая предвещала победу императору. Сражение действительно прошло удачно для войск императора. В память об этом Константин Великий повелел запретить в воскресные дни всяческий физический труд. При этом не было никаких ограничений на земледельческий труд, в котором было занято подавляющее большинство населения. Лишь в 538 году во время третьего Синода в городе Орлеане было постановлено запретить все работы по воскресеньям, в том числе и в сельской местности.
На Руси понятие «воскресенье» появилось после принятия христианства, и поначалу воскресеньем называли только один день (начало празднования Пасхи) — Светлое Христово Воскресение на третий день после распятия. Лишь в XVI веке появилось воскресенье как отдельный день «седмицы».

В Средние века как европейские и российское законодательства начинают поневоле обращать внимание на вопрос о дне отдыха. Запрещение пользоваться трудом крепостных по воскресеньям встречается в России уже в XVII веке, оно было подтверждено Павлом I и его преемниками. В IX томе Свода Законов (издание 1857 года) это запрещение прописано в статье 1046. 14 июля 1897 года воскресенье в России объявлено официальным выходным днем.
Во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей» (польский — niedziela, украинский — неділя, белорусский — нядзеля, чешский — neděle). Слово «неделя» является калькой с греческого apracos, т. е. «не-делающий», «не-дельный», праздный. В русском языке это название — «неделя» — сохранилось в православной церковной терминологии. Глагол «воскресать» в старославянском языке является производным от «крѣсати», или «воскрешать», «кресѣ» — оживление, здоровье.
В большинстве стран мира рабочая неделя, как правило, продолжается с понедельника по пятницу, а воскресенье является официальным выходным днем. В некоторых странах, где официальной религией является ислам, а также в Израиле, воскресенье является обычным рабочим днем.
Таким образом, в происхождении воскресного выходного дня можно найти исторические, социальные юридические и религиозные корни. На выставке о воскресном дне представлены различные словари и энциклопедии, освещающие эту тему и некоторые юридические материалы: «Большой юридический энциклопедический словарь» (Москва, 2007), Исайчева Е. А. «Энциклопедия трудовых отношений» (Москва, 2007), «Религия. Энциклопедия» (Минск, 2007), «Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь» (Санкт-Петербург, 2006), «Трудовое право России» (Москва, 2016) и другие.

Вторая выставка по традиции знакомит с новыми поступлениями в фонд библиотеки. На этой экспозиции представлена литература по самым разным направлениям и читатели, несомненно, найдут для себя что-то интересное. Это, например, новейшая литература и переиздания классических трудов по психологии: Горбуля Е. В. «Психология семьи: семейные кризисы» (Москва, 2020), Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. «История клинической психологии» (Москва, 2020), Залевский Г. В. «Психологическая супервизия» (Москва, 2020), Кораблина Е. П. «Этюды о профессии психолог-консультант: ценностно-смысловой подход» (Sillamae, 2020), Лурия А. Р. «Язык и сознание» (Москва, 2020) и другие.
Как известно, изменения в законодательстве происходят постоянно, поэтому новая литература всегда актуальна для студентов-правоведов. На этой выставке есть немало новинок: Афанасьев И. В. «Вещное право: сервитут» (Москва, 2020), Белов В. А. «Исключительные права» (Москва, 2020), Мациев Н. И. «Наука уголовного права в книжных изданиях. Т. 1 – 2.» (Санкт-Петербург, 2020) и другие.

В 2020 году путешествий было мало, но ничто не мешает в надежде на лучшее пока побольше узнать о других странах и о развитии гостиничного дела! На выставке есть подходящие книги на эту тему: «Туристское страноведение. Западная и Северная Европа. Япония» (Москва, 2020), «Туристское страноведение. Турция. Ближний Восток. Северная Африка» (Москва, 2020), «Гостиничное дело» (Санкт-Петербург, 2020).
И как всегда, большая часть новинок – книги по истории, ведь это интересно всем: Емельянов А. Л. «Доколониальная история Африки южнее Сахары» (Москва, 2019), Петрухин В. А., Раевский Д. С. «История народов России в древности и в раннем Средневековье» (Москва, 2021), Римини Р. «Краткая история США» (Москва, 2019), «Реформация и контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола» (Москва, 2020) и другие.

Библиотека литературы по филологическим наукам

«Новые поступления»

Немало новинок и в библиотеке литературы по филологическим наукам. Причем это новая литература не только по дате издания, но и по отражению новейших научных тенденций к исследованиям на стыке наук. Междисциплинарный характер носят такие исследования, как: Баранов А. Н. «Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика» (Москва, 2020), Богданов С. И., Марусенко М. А., Марусенко Н. М. «Языковой капитал в структуре человеческого и культурного капитала (социальные и образовательные аспекты изучения и использования языков)» (Санкт-Петербург, 2020), Курашов В. И. «Философские идеи в сочинениях русских писателей и народных сказках» (Москва, 2020), Мартыненко Г. Я., Гребенников А. О. «Основы стилеметрии» (Санкт-Петербург, 2018), Почебут Л. Г. «Кросс-культурная и этническая психология» (Москва, 2020) и другие.
Некоторые направления в изучении языка сейчас особенно востребованы. К ним относится, в первую очередь, книги, позволяющие выстроить продуктивное общение с людьми иной культуры. Совершенно очевидно, что знания одного только иностранного языка бывает недостаточно, нужно понимать, какой смысл вкладывают в то или иное высказывание носители этого языка и этой культуры. На помощь приходят учебники и пособия по межкультурной коммуникации: Таратухина Ю. В. «Межкультурная коммуникация. Семиотический подход» (Москва, 2020), Таратухина Ю. В. «Теория и практика кросс-культурной дидактики» (Москва, 2020), Гузикова М. О. «Основы теории межкультурной коммуникации» (Москва, 2020), Даль Э., Хакимов Э. Р. «Введение в межкультурную коммуникацию» (Москва, 2020), Садохин А. П. «Введение в теорию межкультурной коммуникации» (Москва, 2020) и другие.

На выставке также можно найти новые издания фундаментальных трудов по русскому языку, например, трехтомник «Современный русский язык» (Москва, 2020), а также пособия, посвященные отдельным аспектам лингвистики: Колесникова С. М. «Современный русский язык. Морфология» (Москва, 2020), Мустайоки А., Сабитова З. К., Парменова Т. В., Бирюлин Л. А. «Функциональный синтаксис русского языка» (Москва, 2019), Тарланов З. К. «Синтаксис русского языка» (Москва, 2020), Чурилина Л. Н., Деревскова Е. Н. «Современный русский язык. Лексикология: лексическая семантика» (Москва, 2020) и другие.
Интересны также новые исследования по классической и современной литературе. Они, несомненно, будут востребованы и студентами-филологами, и всеми, кому интересен современный литературный процесс. Особенно приятно, что часть этих работ – труды преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена: «Детское чтение: проблемы рецепции и интерпретации» (Санкт-Петербург, 2020), Соколов А. Г. «История русской литературы конца XIX - начала XX века» (Москва, 2019), «Русская литература и культура XIX века» (Москва, 2020) и другие.

Библиотека литературы по естественно-математическим наукам

«Замечательные инженеры и изобретатели»

Выставка в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам перекликается с проектом #годнаукиитехнологий. Она посвящена ученым, чьи изобретения помогли человеку овладеть богатствами земных недр и подчинить себе энергию электрических и радиоволн. Мы пользуемся плодами их трудов, даже не замечая этого.
Настала пора вспомнить знаменитых ученых: изобретателя токарного станка Генри Модсли, одного из создателей ламп накаливания Александра Лодыгина, теоретика науки о машинах и механизмах Ивана Артоболевского, разработчика теории коротковолновых антенн Владимира Татаринова. Биографические издания об этих и других выдающихся ученых можно найти на выставке: Смирнов Г. В. «Преемники Архимеда» (Москва, 1973), Авербух А. Я. «Василий Фомич Петрушевский» (Ленинград, 1976), Мезенин Н. А. «Металлург Грум-Гржимайло» (Москва, 1977), Жукова Л. Н. «Лодыгин» (Москва, 1989), Рущук И. М. «Владимир Васильевич Татаринов» (Ленинград, 1976), Боголюбов А. Н. «Иван Иванович Артоболевский» (Москва, 1982) и другие.

Библиотека литературы на иностранных языках

«Всемирный день поэзии (World Poetry Day)»

В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта. «Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга и напомнить, что мы все одна большая семья и что мы, такие разные, на самом деле очень похожи друг на друга. Кроме того, поэтическое слово может пробуждать в человеке его творческие способности.
Одной из основных целей Дня поэзии является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков. Этот праздник призван дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова.

Этот День, считает ЮНЕСКО, призван содействовать развитию поэзии, возвращению к устной традиции поэтических чтений, преподаванию поэзии, восстановлению диалога между поэзией и другими видами искусства, такими, как театр, танцы, музыка, живопись, а также поощрению издательского дела и созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.
Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в XXIII веке до нашей эры. Автор тех гимнов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Сарго-на, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.
В настоящее же время в этот День по всему миру — в учреждениях культуры, образования, творческих коллективах — проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, конференции и семинары, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новой поэтической литературы. Мы же приглашаем студентов, преподавателей, сотрудников университета и всех заинтересованных читателей познакомиться с этой выставкой, где представлены различные сборники известных или незаслуженно забытых поэтов уже сейчас.
Томики европейской и советской лирики, а также стихотворения аварца Расула Гамзатова, татарина Мусы Джалиля, армянина Аветика Исаакяна, латыша Иманта Зиедониса, литовца Эдуардаса Межелайтиса и переводы стихотворений, сделанные Борисом Пастернаком – вот что может найти читатель на этой выставке.

Библиотека литературы по коррекционной педагогике

«Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

Речь помогает ребенку в познании окружающего мира, в выстраивании общения с окружающими. Если у детей наблюдаются нарушениями речи, они испытывают затруднения не только в процессе общения, но и в познавательной деятельности, в овладении программным содержанием общеобразовательной школы.
Работа по развитию речи начинается в дошкольном возрасте, а затем продолжается в специальных коррекционных учреждениях на занятиях по развитию связной речи, уроках литературы и русского языка. Достичь успеха в коррекционно-развивающей работе можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и систематического специального обучения детей. Как это происходит - рассказывают книги выставки.
Литература подскажет, как поэтапно развивать речь, ориентируясь на возраст ребенка: Герасименко Ю. В. «Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни» (Санкт-Петербург, 2013), Микляева Н. В., Микляева Ю. В. «Развитие языковой способности у детей 4 – 5 лет с ОНР» (Москва, 2012), Ткаченко Т. А. «Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» (Москва, 2001).

Есть на выставке и издания, рассказывающие, как помочь детям-школьникам: Красильникова О. А. «Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения» (Санкт-Петербург, 2005), Мисаренко Г. Г. «Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями» (Москва, 2019), Красильникова О. А., Киреева Г. А. «Формирование речевых умений слабослышащих и позднооглохших обучающихся» (Санкт-Петербург, 2014).
Известно, что лучше всего дети учатся в игре. Хорошая игровая методика представлена в книге «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» М. М. Кольцовой и М. С. Рузиной (Санкт-Петербург, 2002).

Библиотека музыкальной и нотной литературы

«Бела Барток. К 140-летию со дня рождения»

Бела Барток — известный венгерский композитор, пианист, педагог и музыковед-фольклорист. Он является выдающимся музыкантом-новатором ХХ века. Самобытность его искусства берет начало в углубленном изучении и музыкального фольклора народов Восточной Европы.
Ряд фортепианных сочинений стал «лабораторией композиторского метода». На выставке можно увидеть эти сочинения: «Детям» (Москва, 1970), «Сочинения для фортепиано: 1, 2, 3 тетради» (Москва, 1976).
Барток обращается также к оркестровым, камерным, сценическим жанрам. Искусство Бартока поражает сочетанием первозданной силы и строгого интеллекта, динамизма и сосредоточенной отрешенности, пылкой фантазии и конструктивной ясности в организации музыкального материала. Тяготевшему к конфликтному драматизму, Бартоку не чужда лирика, он обращается и к безыскусной простоте народной музыки, и к философской углубленности. Для него важны поиск истины в искусстве и в науке, нравственная серьезность, возвышающаяся над человеческими слабостями. В сочинениях Бартока, представленных на выставке, можно увидеть эти особенности его музыки: «Микрокосмос. 1, 2, 3, 4, 5 тетради» (Санкт-Петербург, 2006), «Избранные пьесы. 1, 2 тетради» (Санкт-Петербург, 1993) и др.
На выставке также можно познакомиться с биографией Бартока и его перепиской: Нестьев Н. В. «Бела Барток» (Москва, 1969), Барток Б. «Избранные письма» (Москва, 1988).

Библиотека литературы института народов Севера

«Родной край. Природа Севера, Сибири и Дальнего Востока»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного края? Это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, восхищение красотой природы, уважение к традиционному труду – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Представленные на выставке книги помогут проникнуться искренним восхищением перед красотой Севера. Эта природа поражает каждого, кто хоть однажды здесь побывал. Необыкновенные пространства Дальнего Востока, Сибири, Чукотки, Якутии, Ямала и Арктики раскроют перед читателем свои богатства и тайны: Николаев М. Е. «Арктика. XXI век» (Москва, 1999), «Сахалин. Обитаемый остров» (Москва, 2010), Медведев В. «Земля Сибирская» (Москва, 1993), «Ямал. Грань веков и тысячелетий» (Санкт-Петербург, 2000) и другие.

Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности

«Человек и природа: безопасный отдых и туризм»

Современный человек все больше осознает необходимость пребывания в естественной природной среде. Единение с природой помогает отдохнуть от стрессов, шума и суеты городской жизни, улучшить состояние своего здоровья и получить запас сил для повседневной жизни и работы. Все большим спросом начинают пользоваться различные виды экологического туризма. Важную роль играет и стремление современного человека сохранить здоровье, а тут, как известно, решающим фактором является уровень двигательной активности. В достижении поставленной цели могут помочь походы: тренировочные, оздоровительные, спортивные, краеведческие, прогулочные и т.д.
Однако, находясь на природе, следует строго соблюдать правила безопасного поведения. Особенно актуально это для городских жителей, порой недооценивающих существующие риски и преувеличивающих собственные возможности и помощь технических средств. По сведениям поисковых организаций, человек порой пренебрегает элементарными средствами безопасности: не заряжает полностью мобильный телефон, не берет в поход спички, компас, карту, достаточное количество питьевой воды, необходимые лекарства. К сожалению, такое нарушение правил безопасности может закончиться весьма плачевно. Еще большую опасность представляет нарушение запрета на разведение открытого огня. При этом могут серьезно пострадать сами виновники пожаров, а также может быть нанесен значительный ущерб окружающей среде. Для предотвращения таких ситуаций следует внимательно отнестись к правилам безопасного поведения во время отдыха и туризма.
Обновить свои знания по этой теме помогут книги выставки: Бгатов А. П. «Безопасность в туризме» (Москва, 2014), Маслов А. Г. «Способы автономного выживания человека в природе» (Москва, 2005), Микрюков В. Ю. «Безопасность жизнедеятельности» (Москва, 2013), Несевря В. И. «Книга скаута» (Москва, 2003), Соловьев С. С. «Безопасный отдых и туризм» (Москва, 2008), Чувин Б. Т. «Человек в экстремальной ситуации» (Москва, 2012), Некляев С. Э. «Поведение учащихся в экстремальных условиях природы» (Москва, 2003) и другие.

Библиотека педагогической литературы института детства

«Куда и как исчезли тройки»

Новая выставка в библиотеке института детства рассказывает о методике Виктора Фёдоровича Шаталова. В свое время его называли педагогом-новатором. Сейчас, скорее, назвали бы его методику авторской. Но суть не в названии, а в том, что у детей, учившихся по методике Шаталова «исчезли тройки»! Что же появилось? Желание детей учиться, познавать науку, и, как следствие, - высокая успеваемость всего класса.
Одним из важнейших постулатов методики В. Ф. Шаталова является создание благоприятного психологического климата в коллективе. Этому способствуют многие особенности взаимоотношений учителя и учащихся: домашние задания не задаются, а предлагаются школьникам; опрос осуществляется в тихой, доверительной форме, когда не выставляются напоказ ошибки учеников; нет обстановки непогрешимости и культа учительской отметки. В результате – утверждение, что каждый ученик может учиться победно, укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в том, что он справится даже с трудной работой. При этом исчезают негативные проявления традиционного обучения – подсказки, списывание. На страницах книг, представленных на выставке, раскрываются многочисленные методические находки учителя: большая доска для ответов сразу 6 – 8 учащихся, справка- автомат в классе для учеников, открытые стенды успеваемости на стенах, «педагогический десант» – помощь учителя на промежуточном финише и многое другое.
Методика В. Ф. Шаталова обрела тысячи последователей. Задачи, стоящие перед школой, побуждают их находить широкие возможности для выявления индивидуальных особенностей и способностей детей, вдохновлять их на полнокровную и радостную школьную жизнь. На выставке можно познакомиться с педагогическими трудами В. Ф. Шаталова разных лет: «Куда и как исчезли тройки» (Москва, 1980), «Педагогическая проза» (Архангельск, 1990), «Точка опоры» (Москва, 1987), «Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований» (Минск, 1990), «Эксперимент продолжается» (Москва, 1989).

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.
Каталог
2025 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена