Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

График работы библиотеки в период студенческих каникул (с 18 января по 2 февраля):
понедельник - пятница:
с 09.30 до 18.00
суббота, воскресенье - выходной
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

05.04.2021
Вернуться назад - Книжные выставки в Отраслевых библиотеках университета

Отраслевые библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена проводят большую просветительскую работу на факультетах, организуя тематические выставки в помощь учебному процессу.

Тематические книжные выставки призваны помочь студенту с подбором литературы на специальную тему и тем самым подробнее ознакомить читателей с фондом библиотеки. Как правило, выставки приурочены к актуальным текущим событиям из жизни страны, мира, а также к знаменательным, праздничным, юбилейным датам. Особое внимание при создании выставок уделяется памятным датам истории Герценовского университета.

В настоящий момент студенты, преподаватели, сотрудники университета могут познакомиться со следующими выставками:


Библиотека литературы по социально-экономическим и юридическим наукам
«День мецената и благотворителя в России (история благотворительности в России)»
«Новые поступления»




Первая выставка посвящена Дню мецената и благотворителя в России, который отмечается ежегодно 13 апреля. Дата праздника приурочена к дню рождения Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. Его имя не просто сохранилось в истории, но и стало нарицательным.

В этот день в Санкт-Петербурге в музее «Эрмитаж» на фоне картины Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства» чествуют тех, кто вкладывает силы, время и деньги в культурные и социальные проекты. Впервые праздник прошел в 2005 году по инициативе Эрмитажа, комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга и редакции альманаха социального партнерства «Русский меценат». Директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский называет этот праздник иначе — День «спасибо». Так Михаил Пиотровский подчеркивает, что общество должно научиться благодарить меценатов.

Праздник проходит в виде презентации благотворительных проектов в сферах культуры, науки, образования, здравоохранения. Часть проектов находит свое отражение в специальном тематическом номере альманаха «Русский меценат». Участниками праздника становятся и дети, так как часть благотворительных проектов непременно посвящается им: воспитанникам детских домов, приютов, детских деревень SOS. Нередко в День мецената подарки получает и сам Эрмитаж.

День мецената и благотворителя не является государственным праздником в России, а существует благодаря общественной инициативе. Возникнув в Петербурге, сегодня он объединяет участников социального партнерства по всей России.



На выставке, посвященной Дню мецената и благотворителя представлены издания, посвященные истории благотворительности России и русским меценатам. Вероятно, самым знаменитым меценатом в России является Павел Михайлович Третьяков, о котором рассказывает книга Д. Я. Безруковой «Третьяков и история создания его галереи» (Москва, 1970). Купеческая среда выдвинула немало известных покровителей искусства. О Мамонтовых, Щукиных, Бахрушиных и других знаменитых купеческих фамилиях, славных своей благотворительностью, можно узнать из книг: «Благотворительность в России с древнейших времен до начала XX века» (Санкт-Петербург, 2011), Османов А. И. «Петербургское купечество в последней четверти XVIII- начале XX века» (Санкт-Петербург, 2005), «Предпринимательство и общественная жизнь Петербурга. Очерки истории» (Санкт-Петербург, 2003), Соколов А. Р. Хитров А. А. «Российская благотворительность под покровительством Дома Романовых» (Санкт-Петербург, 2015) и других.

Интерес представляет не только прошлое меценатства в России, но и ее настоящее и будущее. О сегодняшнем дне и перспективах развития российской благотворительности расскажут книги: Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. «Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность» (Москва; Санкт-Петербург, 2006), Цирульников А. М. «Барские причуды: Меценатство. Новейшая история» (Москва, 2006), Монахова О. А. «Будущее благотворительности в России» (Москва, 2020) и другие.



Вторая выставка по традиции знакомит с новыми поступлениями в фонд библиотеки. На этой экспозиции представлена литература по самым разным направлениям и читатели, несомненно, найдут для себя что-то интересное. Среди новинок много книг по истории и культуре Востока: Бартольд В. В. «Ислам. Культура мусульманства» (Москва, 2020), Велльхаузен Ю. «Арабский халифат. Золотой век ислама» (Москва, 2018), «История стран Ближнего и Среднего Востока после Второй мировой войны» (Москва, 2020), Крымский А. Е. «История мусульманства» (Москва, 2020) и другие.

История и культура России также не остались без внимания: Анисимов Е. В. «Держава и топор» (Москва, 2019), Козляков В. Н. «Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству» (Москва, 2014), Красильников Р. Л. «История русской культуры. XX век» (Москва, 2020), Осокина Е. А. «Алхимия советской индустриализации: время Торгсина» (Москва, 2019) и другие.

Особо хотелось бы выделить книги интересных петербургских авторов. Книга «Русская Арктика: лед, кровь и пламя» (Санкт-Петербург, 2020) будет интересна всем поклонникам известного блогера, писателя, разработчика компьютерных игр Дмитрия Юрьевича Пучкова, известного под псевдонимом Goblin. Вместе с военным историком С. Г. Самченко Д. Ю Пучков рассказывает об освоении Русской Арктики на рубеже XIX – XX веков.



Также рекомендуем обратить внимание на книгу «Филателистическая выставочная деятельность как форма музейной коммуникации» (Казань, 2020) Юрия Владимировича Громова – старшего преподавателя кафедры социальной безопасности РГПУ им. А. И. Герцена. Увлеченный филателист, Юрий Владимирович компетентно освещает вопрос использования филателии в музейной деятельности.


Библиотека литературы по филологическим наукам
«Французский символизм: предтечи и “проклятые поэты”»
«Новые поступления»




Выставка о знаменитых французских символистах развернута в библиотеке по филологическим наукам.

Многие современники Шарля Бодлера отмечали оригинальноcть его творчества, но не принимали его вольное обращение с формой и средствами. Однако именно его творчество стало предтечей символизма, им вдохновлялись так называемые «проклятые поэты» – Стефан Малларме, Поль Верлен и Артюр Рембо.

Жизнь Бодлера была полна разочарований и переживаний. Творческий путь Бодлера тоже был сложным: выход первого же цикла из его знаменитых «Цветов зла» в 1857 году повлек за собой судебный процесс, в ходе которого и поэт, и издатель были обвинены в оскорблении общественной морали. В то же время в защиту Бодлера выступили его знаменитые современники: В. Гюго, Г. Флобер, А. Франс, М. Пруст и другие.

Сборник «Цветы зла» стал программным для целой эпохи. Универсальное зло в представлении Бодлера существует не только в окружающем мире, в силах природы, но и в самом человеке. В человеке всегда идет борьба добра и зла, поэтому он обречен на страдания и муки совести, сознавая свою тягу к злу и одновременно – к очищению от зла. Кроме того, зло творится естественно, а добро зачастую требует принуждения. Суть новой красоты Бодлер видел не во «внешней декоративности, а в выражении глубинных движений души человека, его сомнений, страданий, печали».

Сборник «Цветы зла» редактировался и пополнялся, он состоит из шести циклов. Первый цикл «Сплин и идеал» раскрывает представления Бодлера о красоте, искусстве, судьбе художника. В сонете «Соответствия» изложена бодлеровская концепция о «соответствиях» между физической реальностью и сферой духовного, между чувственными ощущениями человека. Считается, именно этим сонетом Бодлер проложил дорогу символизму. В последнем цикле «Смерть» говорится о том, что смерть «не абсолютный конец для человека», а погружение человека в другой, неведомый мир, проявление бесконечной реальности.




Спорным стало и произведение Бодлера «Искусственный рай», которое увидело свет уже после смерти автора. В нем поэт обращается к теме нахождения человека под влиянием опия и гашиша и пишет об иллюзорном, искусственном чувстве счастья и ощущении себя богом, что неизбежно заканчивается тяжелым возвращением к мрачной действительности.

В новаторской прозе Бодлера встречаются романтические традиции литературы и символизм, в отношение которого Бодлер считается предтечей. Обращение к экзистенциальным темам, объединение эмоционального и философского начал, символические средства выражения – все это предвещало появление символизма.

Другим, менее знаменитым в России, но не менее ярким предтечей символизма считается и Лотреамон или Исидор Дюкасс и его в чем-то абсурдное и экстравагантное произведение «Песни Мальдорора». С изданием произведения у автора было много проблем: тираж был отозван, печать запрещена. В итоге «Песни Мальдорора» были изданы только после смерти самого Лотреамона в 1874 году. Произведение оказало заметное влияние на французских символистов. «Песни» написаны в прозе и состоят из шести лирических-монологов, разговоров с читателями. Главным героем «Песен» является циничное демоническое существо, которое презирает Бога и все человечество: «пинать, дразнить, язвить тебя, о человек, тебя, хищная тварь, тебя и твоего Творца, за то, что породил такую скверну, – лишь в этом суть моей поэзии». Лотреамон хотел после «Песен» об абсолютном зле и скверне, выпустить произведение о добродетели, но смерть поэта в 1870 году помешала этим планам.

В 1884 году Поль Верлен выпустил цикл статей под названием «Проклятые поэты» об отвергнутых «благополучным мещанским миром» поэтах, не побоявшихся выйти за пределы устоявшейся морали. Верлен писал о Стефане Малларме, Артюре Рембо и Тристане Корбьере. Позже цикл пополнили и статьи о других поэтах, в том числе и о самом Верлене. Название цикла вскоре стало нарицательным и «проклятыми поэтами», в том числе, стали называть и Бодлера с Лотреамоном.

Звездой среди символистов по праву считался Стефан Малларме, которого называли «королем поэтов». Малларме стремился совместить выразительные средства музыки, изобразительного и сценического искусства, что проявилось, например, в поэме «Послеполуденный отдых Фавна». Кроме того, Малларме хотел преодолеть поэтическое излияние чувств «ради более высокого и тонкого поэтического самовыражения – интеллектуального». В поэзии Малларме появляется некий идеал, мотив устремления к нему и высшим ценностям, хотя приближение к нему кажется недостижимым, это все же реально благодаря совместным усилиям интуиции, мысли и воображения. Основополагающее место в мировоззрении Малларме занял Абсолют – как высшее духовное начало. Красота, по мысли Малларме, также должна быть возведена в ранг Абсолюта.



Малларме не смущало, что его стихи понятны не всем, он считал, что одно и то же произведение должно быть интерпретировано и истолковано множество раз и с разных точек зрения, а в поэзии важен не предмет, а впечатление о нем, «субъективный образ, который и оказывается символом, предметом поэзии».

Вторым лидером символистов стал Поль Верлен – основатель нового поэтического языка. Эстетические принципы Верлена выражены в программном стихотворении «Поэтическое искусство», где идет речь о необходимости отойти от рифмы, заменить ее ассонансами и аллитерациями, обратиться к музыкальной гармонии и звуковой выразительности: «за музыкою только дело». Апофеозом творчества Верлена стал сборник «Романсы без слов». В этом сборнике наиболее ярко воплотилась символистская поэтика Верлена, предполагавшая не прямое выражение чувств словами, а выражение их через «намек, создаваемый звуковой гармонией слова».

Близким другом Верлена был Артюр Рембо, поэт-бунтарь, участник восстания Парижской коммуны, в котором, уже после его смерти, символисты признали своего единомышленника. Главный свой поэтический принцип Рембо формулирует в начале 1870-х годов в переписке с друзьями, называя его «поэтическим ясновидением». Рембо писал: «Поэт делает себя ясновидцем длительным, всеобъемлющим и обдуманным расстройством всех чувств… он ищет себя самого, он испытывает на себе самом все яды…». «Ясновидение», по его мнению, это познание сути через чувствования, свободные от давления здравого смысла и напряженное умозрение. Применяя такой принцип в творчестве Рембо создал поэму «Пьяный корабль» и сонет «Гласные».

Поэма «Пьяный корабль» написана от имени корабля, который сорвался с якоря и мечется по свету. Поэма с необычной рифмовкой и расшатанным ритмом напоминает набор фантасмагоричных образов стихии, в которой блуждает потерянное «я». Этот корабль – символ «устремленности за пределы плоского здравомыслия, порыва души к свободе». В сонете «Гласные» Рембо гласные звуки французского алфавита соотносит с цветами, а образы, которые он выстраивает, организованы по принципу восхождения от низменного к высокому.

Каждый из упомянутых поэтов стремился найти новаторские средства и формы поэтического выражения. Освободив процесс творчества от привычных законов рифмы и ритма, сняв оковы «застарелой морали», они проложили дорогу к формированию символизма. Читатели могут приобщиться к творчеству символистов, познакомившись с их поэтическими сборниками, а также с литературоведческими исследованиями их произведений.



Интересна также и традиционная выставка новых поступлений. Здесь немало литературных новинок российской и зарубежной литературы: Бойн Дж. «Мальчик в полосатой пижаме» (Москва, 2020), Олкотт Л. М. «Маленькие женщины. Хорошие жены» (Москва, 2020), Иванов А. «Летоисчисление от Иоанна» (Москва, 2019), Улицкая Л. «О теле души» (Москва, 2020) и другие. Особо отметим художественную прозу преподавателя-герценовца Алексея Ивановича Дунева: Дунев А. «Бегство с урока: Педагогические истории» (Б. м., 2020), Мартусевич А., Дунев А. «Когда часы быстрей минут: нехронологический роман» (Б. м., 2021). Мы хорошо знаем исследовательские работы преподавателей университета, а вот их художественное творчество гораздо реже попадает на книжные полки библиотеки.



Кстати, научные работы сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена хорошо представлены и на этой выставке: Лысакова И. П. «Избранные труды по филологии и лингводидактике» (Санкт-Петербург, 2021), Черняк М. А. «Отечественная литература XX – XXI вв.» (Москва, 2020), Богданова О. В. «”Темные аллеи” и другие рассказы Ивана Бунина» (Санкт-Петербург, 2021) и другие.


Библиотека литературы по естественно-математическим наукам
Библиотека литературы по географическим наукам
«К 60-летию полета Ю. А. Гагарина»




Выставки в библиотеке литературы по естественно-математическим наукам и библиотеке литературы по географическим наукам посвящены юбилею главной вехи освоения космического пространства – первому полету человека в космос.

На выставках можно увидеть особые книги по этой теме. Они вышли в свет в 1961 году и лучше всего подходят для передачи атмосферы эпохи – времени надежд и веры в быстрый прогресс в освоении космоса, причем космическая тема, разумеется, была тесно связана с идеологией: «Советский человек в космосе» (Москва, 1961), «Путь в космос» (Москва, 1961), Апенченко О. «Труден путь до тебя, небо! Репортаж о подготовке космонавтов» (Москва, 1961).



Есть на выставке и более поздние книги, рассказывающие о Юрии Алексеевиче Гагарине – ставшем не только национальным героем, но и любимцем всей планеты: «Гагарин. Фотоальбом» (Москва, 1976), Залюбовская М. Е. «Знаете, каким он парнем был» (Киев,1977), Дихтярь А. Б. «Жизнь – прекрасное мгновенье» (Москва, 1975) и другие.

Одна книга, посвященная психологической подготовке космонавтов, была написана ученым-психологом в соавторстве с первым космонавтом: Гагарин Ю. А., Лебедев В. И. «Психология и космос» (Москва, 1976).


Библиотека литературы на иностранных языках
«День смеха»




В библиотеке литературе на иностранных языках организована выставка к международному дню – 1 апреля, или Дню смеха.

«Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно», - считал Н. М. Карамзин, и он, конечно, прав! Положительные эмоции, вызванные смехом, благотворны для психики. Заразительный смех способен сближать людей. День смеха – неофициальный праздник во многих странах мира, отмечается он чаще всего 1 апреля. Первое апреля считается самым веселым днем в году, ведь в этот день шутки и розыгрыши становятся нормой!

День смеха имеет множество названий: в Шотландии – «день кукушки», в Японии – «день куклы», в Испании – «день болванов», во Франции – «день рыбы», в США – «день дураков». Но смысл его везде одинаков: разыграй другого и не попадись на розыгрыш сам!

На Руси считали, что все дело в домовом. Древние славяне верили, что эта вредная нечисть просыпается в апреле и всегда бывает не в духе. Поэтому в доме можно найти рассыпанную муку или перепачканное белье – так проказничает домовой. Чтобы умаслить домового, наши предки стали подшучивать над домочадцами.
По другой версии, к празднику смеха привели шумные пасхальные гуляния, а Пасха нередко совпадала с днем весеннего равноденствия. Его принято было встречать шутками и забавами.

Третья версия появления Дня смеха связана с переходом на григорианский календарь в 1582 г. В средние века Новый год отмечали в конце марта, новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась как раз 1 апреля. Подобно празднованию Старого Нового года, многие продолжали праздновать новогоднюю неделю по старому стилю. Таких упрямцев называли апрельскими дураками и подшучивали над ними. Так возник День смеха.

Самые известные первоапрельские розыгрыши уже занесены в список 100 первоапрельских шуток всех времен, среди которых падение Пизанской башни, фоторепортаж о летающих пингвинах, приземление НЛО в Лондоне, переход на десятичную систему измерения времени, изменение числа пи с 3,14 на 3,0 и другие. Эти и многие другие факты можно узнать, из книг этой апрельской выставки.


Библиотека литературы по коррекционной педагогике
«Психологическая поддержка молодых людей с инвалидностью (к международному дню солидарности молодежи)»




Международный день солидарности молодежи отмечается ежегодно 24 апреля. «По замыслу организаторов, этот день должен служить для того, чтобы обратить внимание мировой общественности и политиков всех стран планеты на проблемы социальной защиты молодежи», – напоминает нам Википедия. В этот день следует вспомнить о тех проблемах, с которыми сталкиваются современные молодые люди. Лица с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в поддержке, в том числе психологической.

Подростковый период – это своеобразный переходный этап в жизни каждого человека. Многим молодым людям он дается непросто. Что же касается молодых людей с инвалидностью, то их путь взросления особый, поскольку им ежедневно предстоит преодолевать множество препятствий. Статус инвалида и роль «больного» оставляет серьезный отпечаток на жизни молодых людей. Порой им бывает непросто воплотить свои жизненные планы и мечты, разобраться в отношении к жизни и к себе. В таких случаях особое внимание следует уделять психологическому сопровождению подростков и молодежи в различных учреждениях на всех этапах их развития.

Теоретических исследований, посвященных психологии подростков, в том числе – подростков с ОВЗ, на выставке немало: Дробинская А. О. «Школьные трудности «нестандартных» детей» (Москва, 2001), «Становление личности – норма и патология» (Под редакцией М. И. Никитиной, В. А. Калягина. – Санкт-Петербург, 2002), Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и другие «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков» (Москва, 2007), Вольская О. В., Матасов Ю. Т., Медникова Л. С., Шумская Н. А. «Психологическое сопровождение развития и образования детей с ОВЗ» (Санкт-Петербург, 2018) и другие.



Психологам (в том числе – будущим психологам), работающим с инвалидами, пригодятся специальные издания о практических способах поддержки молодых людей с ОВЗ: «Психолого-педагогическая поддержка развития лиц с проблемами интеллектуального развития: теоретические и прикладные проблемы» (Под редакцией А. П. Зарина. – Архангельск, 2004), «Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками» (Редактор В. А. Потапова; составитель И. В. Сизикова. – Москва, 2004), Федосенко Е. В. «Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги» (Санкт-Петербург, 2006) и другие.

Не лишним будет обратиться и к работам, связанным с новым видением социализации инвалида. Если ранее люди с ОВЗ были практически «выключены» из жизни общества, то сейчас нормой становится доступная среда, позволяющая им активно участвовать в общественной жизни. Такой подход требует от людей с ОВЗ готовности к контактам с другими людьми, а от психолога – помощи в этом непростом пути. Современные издания, представленные на выставке, хорошо освещают эти проблемы: Жигунова Г. В. «Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью» (Мурманск, 2014), Ильина С. Ю., Кантор В. З., Красильникова О. А. и другие «Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном пространстве» (Санкт-Петербург, 2018) и другие. Часть представленных изданий – труды преподавателей института дефектологического образования и реабилитации.


Библиотека музыкальной и нотной литературы
«Сергей Прокофьев. К 120-летию со дня рождения»




Сергей Прокофьев – выдающийся русский композитор. Благодаря своим уникальным способностям, он поступил в Петербургскую консерваторию в 13 лет! После революции Прокофьев покинул Россию, однако потом решил вернуться и счастливо избежал клейма «перебежчика». Он даже имел высшие государственные награды, однако хватало в его жизни и трудностей: критики за формализм, запрета на концертное исполнение его произведений, предательства бывших друзей. И все же его называют «единственным гением» ХХ века, а его произведения до сих пор восхищают слушателей всего мира.

Относительно даты рождения Прокофьева существует несколько версий, однако сам он в «Автобиографии» указал 11 апреля (23 – по новому стилю) 1891 года, а значит в апреле этого года исполняется 120 лет со дня рождения композитора.



Прокофьев писал в разных жанрах. Опера, балет, симфония, концерт, оратория, кантата – ему было подвластно все! Его собственный новаторский стиль проявился в музыке, которую он писал, в том числе и для кино.

На выставке представлены его многочисленные нотные произведения, вышедшие в Петербургском издательстве «Композитор» и Московском издательстве «Музыка»: «Ромео и Джульетта» (2007), «Дуэния» (2007), «Десять пьес» (2005), «Симфония №1» (1983), «Мимолетности» (2005), «Сказки старой бабушки» (2014) и другие.

Здесь же можно найти книги, рассказывающие о творческом пути композитора: Прокофьев C. C. «Автобиография» (Москва, 1982), Прокофьев С. С. «Детство» (Москва, 1980), Варунц В. П. «Прокофьев о Прокофьеве» (Москва, 1991), Евсеева Т. И. «Творчество С. Прокофьева-пианиста» (Москва, 1961), Кремлев Ю. А. «Эстетические взгляды С. Прокофьева» (Москва, 1961).


Библиотека литературы института народов Севера
«Культурология – обращение к мировой культуре»




Одним из главных сокровищ России является мозаика ее народов, культурное многообразие, обогащавшее ее не протяжении веков. Признание всемирного культурного многообразия, устоявшихся традиций, ценностей и символических связей не только приведет к лучшему пониманию культур других народов, но и проявит историю межкультурных связей с их взаимозаимствованием и взаимодополняемостью. Это общее ощущение принадлежности к человечеству будет способствовать также усилиям по борьбе с невежеством и непониманием друг друга, содействовать таким образом укреплению основополагающих ценностей демократии, справедливости и прав человека.

Без знания наследия – местного, районного, городского, областного, республиканского, федерального, Всемирного – не может быть и речи о его сохранении. На выставке представлены как учебники и учебные пособия по культурологии, так и издания о тех уголках России, которые занимают особое место в системе Всемирного Культурного и Природного Наследия: Санкт-Петербурге, Кольском Севере, Дальнем Востоке: Терещенко Е. Ю. «Морская культура Кольского Севера: история и современность» (Мурманск, 2016), «Всемирное Наследие Санкт-Петербурга» (Под редакцией В. Ф. Лобанова. – Санкт-Петербург, 2003), «Культура Дальнего Востока России» (Под редакцией Н. А. Кривич. – Санкт-Петербург, 2012) и другие.


Библиотека литературы по безопасности жизнедеятельности
«Информационная безопасность»




Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» гласит: «Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств.

Целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства и информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документальной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан но сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения».

Как видно из этого определения целей защиты, информационная безопасность – емкая и многогранная проблема, охватывающая не только определение необходимости защиты информации, но и то, какой и от чего должна быть эта защита. Подробнее о практической реализации этого закона можно узнать из учебников и учебных пособий: Ярочкин В. И. «Информационная безопасность» (Москва, 2005), Михайлов Л. А., Губанов В. М., Сибирякова З. А., Соломин В. П. «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности» (Москва, 2008), «Правовое обеспечение информационной безопасности» (Под редакцией С. Я. Казанцева. – Москва, 2007) и других.


Библиотека педагогической литературы института детства
«В помощь учебному процессу: Физическая культура – дошкольникам»




Новая выставка в библиотеке института детства посвящена физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. Оно осуществляется по типовой программе, то есть по классической форме организации обучения. Вместе с тем подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры в разных учреждениях отличны друг от друга. В книгах, представленных на выставке, раскрываются такие подходы, которые доказали возможность повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей. При этом важнейшими условиями становится грамотная оценка исходного уровня физического развития и подбор необходимой программы с учетом возрастных особенностей. Именно об этом расскажут книги: Деркунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников» (Москва, 2006), Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст» (Москва, 1999), Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст» (Москва, 1999), Желобкович Е. Ф. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа» (Москва, 2010), Яковлева Л. В., Юдина Р. А. «Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет. Ч. 1» (Москва, 2004) и другие.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически хорошо развитым. Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Книги помогут будущим воспитателя детских садов творчески подходить к своей работе. Теоретические и практические советы можно найти в следующих изданиях: Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (Москва, 2005), Зимонина В. Н. «Воспитание ребенка – дошкольника. Расту здоровым» (Москва, 2004), Мосягина Л. И. «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» (Санкт-Петербург, 2013) «Теория и методика физической культуры дошкольников» (Под редакцией С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. – Санкт-Петербург, 2010) и других.

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставках, доступны всем нашим читателям.
Каталог
2025 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена