Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5
тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru
В зале периодики и диссертаций открылась новая выставка, посвященная Году педагога и наставника. Все мы хорошо знаем, что такое работа педагога. А вот что такое наставничество и кто такой наставник? Об истории и современности российского наставничества рассказывает эта выставка.
Наставничество – это когда профессиональный опыт передается «от человека к человеку». Это взаимодействие, в котором более опытный человек передает свои знания и навыки менее опытному в какой-либо сфере. Наставничество в системе образования России переживало разные этапы – от обучения при монастырях до производственного обучения в профессиональных училищах, кураторства над молодыми рабочими на производстве. Но как бы то ни было, наставничество всегда связано с педагогикой. Иначе передать знания не получится!
В русской дореволюционной традиции наставником называли учителя, ведь помимо знаний по предмету он давал детям наставления о жизни. Не зря в стихотворении о Лицее Пушкин с благодарностью писал: «Наставникам, хранившим юность нашу…». На выставке можно увидеть издания XIX века о пушкинских наставниках, о Жуковском – наставнике царского наследника, а также современное исследование об образе наставника в творчестве Ф. М. Достоевского.
В настоящее время у слова «наставник» несколько иное значение – тот, кто помогает достичь вершин в профессии (в европейской традиции это скорее «ментор», «коуч»). В настоящий момент в образовательных (в том числе дошкольных) учреждениях активно развивается наставничество «педагог – педагог».
На выставке есть издания конца XX века о роли наставников в сельскохозяйственных и профессионально-технических училищах. Там мастера-наставники с большим опытом практической деятельности играли, пожалуй, ключевую роль.
Современное наставничество в образовании стремится стимулировать интерес к профессии, способствовать личностному росту, развивать творческий потенциал. Современные педагогические исследования представлены авторефератами и статьями в специализированных журналах 2021 – 2022 годов издания. В них можно узнать о фестивале практик наставничества, о целевых моделях наставничества в образовательных учреждениях, а также о реализации целевой модели наставничества в регионах России.
Все издания, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.