Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5
тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru
Ко дню учителя в конференц-зале фундаментальной библиотеки открылась выставка, посвященная истории учительского дела в России.
Книги XVIII – нач. XX вв. расскажут о том, каким был идеал учителя, к чему стремились учителя предшествующих веков, как строилось педагогическое образование.
Одной из самых ранних из представленных книг является «Руководство учителям перваго и втораго класса народных училищ Российской империи, изданное по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя» Иоганна Фельбигера (СПб., 1783). В «Руководстве» подробно описывается должное поведение учителя, которое «состоит в том, чтоб он умел сделать учеников себе послушными и знал как с ними безпристрастно и снисходительно поступать в разсуждении их различных обстоятельств».
Важным документом явилось в свое время «Известие об открытии Учительскаго института При Императорском С. Петербургском университете, на основании Доклада Главнаго Училищ Правления, Высочайше утвержденнаго в 25-й день Октября 1817 года (СПб., 1820). Этот документ свидетельствовал о необходимости специального высшего учебного заведения для обучения будущих учителей.
Кроме того, на выставке можно увидеть книги, отражающие активную деятельность различных учительских курсов в начале XX в. Это, например, «Труды Курсов для учителей средней школы (II год): 5-25 июня 1907 г. / Под общ. ред. А. Я. Закса и С. Ф. Знаменского (СПб., 1908) или «Земские общеобразовательные курсы для народных учителей: сборник статей В. А. Вагнера, В. П. Вахтерова, В. Е. Игнатьева, А. П. Нечаева, С. Ф. Платонова, Д. И. Тихомирова и С. И. Шохор-Троцкого. Издание Комиссии имени К. Д. Ушинского при СПб. Педагогическом Обществе Взаимной Помощи (СПб., 1906) .
Безусловно, личности учителя и его роли в воспитании молодого поколения всегда уделялось особое внимание. И это связано с той высокой миссией, которую несет учитель: определять идеалы, культуру, нравственность и знания поколений. Каждый из нас очень четко ощущает эту роль учителя. Может быть, именно поэтому мы всю жизнь помним своих учителей.
Все представленные на экспозиции издания доступны нашим читателям.