Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

В конференц-зале фундаментальной библиотеки открылась новая выставка «Семейный портрет», приуроченная к Году семьи.

Семейный портрет оставляет в вечности и семью, и эпоху, ведь художник передает на полотне не только людей, но и атмосферу, складывающуюся из бытовых деталей, из взаимоотношений персонажей, из чего-то неуловимого, что носится в воздухе. Кроме того, сама манера изображения тоже многое говорит об эпохе. Выставка предлагает познакомиться с семейными портретами в русской живописи XIX–XX века и увидеть, как за каждым полотном встает история.

Изображение семьи может быть разножанровым. Семейный портрет воспринимается теплым и домашним на картине Крамского, где художник изобразил свою жену Софью Николаевну с младенцем на руках и тещу Феодору Романовну Салтыкову. В этот момент у 29-летнего художника родился второй сын, и Крамской сумел передать на полотне всю нежность материнской любви.

Довольно редко семейный портрет становится сатирическим. Это удалось родоначальнику критического реализма в русской живописи Павлу Федотову. Графическое изображение под необычным названием «Господа! Женитесь – пригодится!» изображает подгулявшего отца семейства в окружении домочадцев – расстроенной жены и озабоченных детей.

Знаменитое историческое полотно Василия Сурикова «Меншиков в Березове» тоже является своеобразным семейным портретом. Трагедия бывшего баловня судьбы не только в потере власти и влияния, но и в недавней потере верной и любимой жены – княгини Дарьи Михайловны, не перенесшей тяготы пути в ссылку.

«Семья командира» Кузьмы Петрова-Водкина стала последней его картиной, причем серьезно раскритикованной. Тем не менее полотно стало широко известным, ныне оно входит в основную экспозицию Тульского областного художественного музея. Несмотря на видимое благополучие изображенного семейства, контекст эпохи, отраженный в деталях, заставляет видеть в картине предчувствие трагических судеб ее героев.

Библейским и вечным стал семейный портрет на картине Павла Филонова «Крестьянская семья (Святое семейство)». Яркая картина Филонова возводит простую житейскую историю до уровня библейского идеала. Художник словно говорит о том, что каждая семья – это живое и новое повторение библейской истории о продолжении рода и торжестве жизни.

Все книги, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена