Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5
тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru
Весенние школьные каникулы – время проведения традиционной Недели детской книги. В 2018 году «Книжкина неделя» – юбилейная, она проводится уже в 75-й раз! У истоков этой доброй традиции стоял замечательный писатель Лев Кассиль. Именно он в далеком 1943 году организовал в Колонном зале Дома Союзов в Кремле встречу детей с известными и любимыми детворой писателями: Самуилом Маршаком, Агнией Барто, Михаилом Пришвиным, Сергеем Михалковым.
А 2 апреля отмечается Международный день детской книги, который традиционно проводится в день рождения Ганса Христиана Андерсена с 1967 года по инициативе Международного совета по детской книге.
Этим событиям посвящена выставка «Кто рисует книгу?», открывшаяся в конференц-зале фундаментальной библиотеки. Она рассказывает о художниках-иллюстраторах, которые подчас являются настоящими соавторами писателя, ведь в детской книге иллюстрация и оформление повествования – важнейший элемент издания. Причем важны все художественные элементы: обложка, рисунки, заставки, оформительский шрифт.
Иллюстрация детской книги – это настоящее искусство. Недаром книги иллюстрировали такие замечательные художники, как Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Юрий Анненков, Сергей Чехонин, Николай Тырса. Книги с их иллюстрациями 20-30-х годов XX века представлены на выставке.
Нередко книжная иллюстрация становилась полем для художественного эксперимента. Например, Михаил Цехановский, советский художник и режиссер-мультипликатор, печатал так называемые «кинокнижки» – «Мяч», «Бим-Бом», «Поезд», при перелистывании страниц которых создавалась короткая мультипликация. Нередко он иллюстрировал книгу фотокадрами. Книжку С. Я. Маршака «Четыре конца» с фотоиллюстрациями М. Цехановского и С. Петровича можно увидеть на выставке.
Новаторские принципы конструктивной графики использовал в книжной иллюстрации известный художник Владимир Лебедев, которого считают основателем ленинградской школы книжной графики. Художник иллюстрировал много книг Самуила Маршака и на экспозиции можно увидеть эти издания.
Но и традиции русского художественного искусства тоже нашли свое отражение в иллюстрации детской книги. Многие с детства помнят и любят прекрасные иллюстрации Владимира Конашевича. Его работы отличаются декоративностью, так характерной для графики художников-мирискусников. Владимир Конашевич был членом этого художественного круга и продолжил его традиции в иллюстрации детской книги.
В следовании художественным традициям прошлого упрекал своего ученика Алексея Пахомова преподаватель Училища рисования барона Штиглица Николай Тырса. Вместе с тем Тырса и Владимир Лебедев помогли начинающему художнику Алексею Пахомову найти свой собственный стиль в искусстве иллюстрации. Работы Алексея Пахомова, талантливые, легко узнаваемые, прочно вошли в золотой фонд иллюстрации детской книги. Более того, сам художник Пахомов стал героем одной из детских книг.
Книга Валерия Михайловича Воскобойникова «Василий Васильевич» (Л., 1977) рассказывает о 14-летнем мальчике, который в годы блокады в осажденном Ленинграде работал на заводе – делал пулеметы. Этого мальчика – Василия Васильевича Иванова – как лучшего работника военного завода изобразил художник Алексей Пахомов для агитационного плаката. Спустя три десятилетия после войны Алексей Пахомов решил нарисовать портрет лучшего рабочего завода для выставки «Наш современник». Этим заслуженным мастером, лучшим работником завода оказался тот же самый Василий Васильевич Иванов.
Для В. М. Воскобойникова, ребенком пережившего осаду Ленинграда, тема блокады – одна из основных в творчестве. Тема войны и мужества людей, все силы бросивших на борьбу с врагом, оказалась близка и иллюстратору книги «Василий Васильевич», художнику Владимиру Шевченко. Войну он знал не понаслышке: ушел на фронт добровольцем, так как призыву не подлежал из-за плохого зрения, служил в автомобильном полку до демобилизации в 1946 году. После войны окончил графический факультет Академии художеств. Дипломной работой стала серия рисунков о слонах, подаренных ленинградским детям вьетнамским народом. Эти рисунки Владимир Шевченко принес Виталию Бианки и попросил написать к ним текст. Бианки отнесся к просьбе молодого художника очень серьезно, текст написал – так родилась книжка «Сюн и Кунг» (Л., 1957), в которой иллюстрации предшествовали тексту. Наиболее же известной работой В. Шевченко в искусстве книжной иллюстрации, его визитной карточкой, является «Бородино» М. Ю. Лермонтова (первое издание – М.,1979). Эту и другие книги можно увидеть на экспозиции.
Стоит также обратить внимание, что некоторые из выставленных книг были изданы в суровые годы Великой Отечественной войны, а четыре из них – в блокадном Ленинграде. В самое трудное время, когда приходилось думать о самом насущном, издавали детские книги! Наверное потому, что они и есть самое насущное, они важны так же, как хлеб, вода и тепло.
Все издания, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.